Экспертно-аналитическая площадка ФОСТ (Федеральное общество сетевой торговли). Защита прав предпринимателей, платформа обратной связи для выработки решений в сфере электронной коммерции.
Федеральное общество сетевой торговли (ФОСТ)
Экспертно-аналитическая площадка и платформа обратной связи для выработки решений в сфере электронной коммерции, создана в 2024 году.
Цели и задачи ФОСТ
Главная цель деятельности ФОСТ ─ защита прав предпринимателей – партнёров маркетплейсов (селлеров и владельцев ПВЗ). Организация занимается сбором, анализом, систематизацией обратной связи потребителей с целью выработки законодательства, инициирует на федеральном уровне изменения нормативно-правовой базы, проводит публичные открытые дискуссии с экспертами и участниками рынка.
Руководство ФОСТ
Председатель ─ общественный деятель, российский тележурналист, телеведущая Первого канала, юрист Евгения Черницкая.
Евгения Черницкая
Евгения Черницкая окончила с красным дипломом в 2008 году Калининградский юридический институт МВД по специальности «Правоохранительная деятельность», продолжила обучение в Московской финансово-юридической академии по специальности «Право» (год окончания – 2012). После окончания вуза работала по профессии – следователем в следственном отделе ОВД Калининграда и юристом. Однако затем она сменила профиль и пришла на телевидение: вела новости и интервью на телеканале «Каскад» в Калининграде, заслужив в регионе известность как журналист. Стремясь повысить квалификацию, Евгения изучила и успешно закончила образовательную программу «Мастерская новых медиа» (АНО «Диалог», «Россия – страна возможностей) по интернет-коммуникациям и стала членом экспертного клуба политологов и общественных деятелей «Дигория».
C 2021 по 2022 год Евгения Черницкая работала в Представительстве Правительства Калининградской области при Правительстве РФ. Она представляла регион на деловых мероприятиях и занималась повышением узнаваемости региона и его инвестиционной привлекательности. В конце 2022 года (и до января 2024 года) Евгения возглавила инвестиционное направление и направление межрегиональных связей в Представительстве Томской области при Правительстве РФ.
С 2023 года Евгения Черницкая является ведущей общественно-политической программы на Первом канале.
19 декабря 2023 года Евгения выступила ведущей церемонии первой ежегодной премии «Герои Рунета» (организатор премии – РОЦИТ, Региональный общественный центр интернет-технологий), где были отмечены люди, и организации и события, оставившие общественно значимый или культурный след в Интернет-пространстве в 2023 году.
В июне 2024 года Евгения Черницкая возглавила некоммерческую организацию «Федеральное общество сетевой торговли».
Законодательные инициативы ФОСТ
Внесение изменений в законопроект «О маркетплейсах»
В июле 2024 года ФОСТ направила письмо премьеру Михаилу Мишустину с просьбой отправить на доработку законопроект о маркетплейсах. Законопроект об общем регулировании всех маркетплейсов и дополнительном для тех, которые занимают более 20% рынка, был внесен в Госдуму в начале марта, однако так и не был рассмотрен даже в первом чтении. ФОСТ выделило несколько болевых точек законопроекта. Например, он запрещает маркетплейсам, «занимающим значимое положение на рынке», продвигать товары за счет скидок без получения согласия продавца по каждому товару, а также субсидировать скидки. При этом продавцам перечисляется полная стоимость товара без учета скидки. ФОСТ также считает избыточными требования, касающиеся антитеррористической защищенности инфраструктуры маркетплейсов. Законопроект обязывает ПВЗ установить специальное оборудование для обязательного досмотра заказов.
Введение обязательной сертификации онлайн-курсов по продажам на маркетплейсах
Федеральное общество сетевой торговли обратилось к вице-премьеру Дмитрию Чернышенко с просьбой поддержать инициативу о сертификации курсов продаж на маркетплейсах. По мнению экспертов ФОСТ, такое обучение является одной из разновидностей инфобизнеса и не приносят своим слушателям желаемый заработок.
В ФОСТ выяснили, что три четверти курсов, которые продают инфокоучи, не содержат эксклюзивной информации и лишь дублируют то, что есть в открытом доступе на основных маркетплейсах. 86% опрошенных россиян, прошедших такие платные курсы в 2023 году, заявили, что жалеют о потраченных времени и средствах. 80% из тех, кому всё же удалось стать селлером на маркетплейсе, осознали, что могли получить эту информацию из методических материалов и подсказок самих интернет-магазинов. Ещё 20% рассказали, что позднее нашли все рекомендации в сообществах и тематических чатах или в Сети – бесплатно.
В ФОСТ предлагают разработать нормативно-правовую базу, которая обяжет авторов и организаторов таких курсов проходить обязательную сертификацию и подтверждение своих компетенций у экспертов крупнейших российских маркетплейсов, в том числе Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет и Мегамаркет. Компании, не получившие «знак качества», должны информировать об этом своих слушателей.
Источник фото: avatars.mds.yandex.net