14 октября 2016
1660
7 мин.
2
Интервью с Председателем Московского антикоррупционного комитета при Московской ТПП, председателем Правления Межрегиональной общественной организации «Национальный Комитет Общественного Контроля» профессором «Международного юридического института Юсуповым Мансуром.
Вопросы:
- Какие наиболее значимые проекты, посвященные помощи власти малому бизнесу для участия в торгах готовятся, или внедрены в практику?
Наиболее значимой новацией представляется реализация норм Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", направленных на минимизацию коррупционной составляющей в системе госзакупок.
Естественно, следует понимать, что контрактная система, как и любое системное образование, может быть сравнена со сложным, уникальным, многосоставным механизмом, запуск которого требует «притирки», подгонки всех его элементов. Так, в США внедрение такого рода системы закупок заняло не один десяток лет и сопровождалось многочисленными проблемами, коррупционными скандалами. Мы, по сути, в начале пути и в этих условиях мы приветствуем принятие и вступление данного закона, который, несомненно, изменит ситуацию в системе госзакупок тем более, что это – результат исполнения положений посланий Президента России.
Одновременно, мы считаем, что наступило время принятия консолидированных усилий всех заинтересованных лиц, - не только органов власти, но и общественности, - для осмысления происходящих перемен и выработки предложений по дальнейшему совершенствованию организационной и правовой основы контрактной системы.
- Что препятствует, по вашему мнению, малому бизнесу участвовать в тендерах на госзаказы?
Даная проблема весьма не проста. Законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд предусматривают многочисленные льготы для субъектов малого предпринимательства. Однако на практике реализовать их бывает весьма затруднительно. Смотрите сам: в первую очередь, проблема связана с необходимостью обеспечения заявки. Пример: размер обеспечения составляет пять процентов от объявленной цены контракта, так называемой, начальной максимальной цены (НМЦК). Если цена контракта составляет 10 млн. руб., то потенциальный поставщик должен предоставить в обеспечение 500 тыс. руб. Это вполне приемлемо для субъекта малого бизнеса. Ну а если цена объявлен в 100 млн. руб., то обеспечение заявки составит уже 5 млн. руб. Вывести из оборота такую сумму – уже, как Вы понимаете, не всегда просто. Таким образом, на самые «вкусные» госконтракты, в которых сумма обеспечения заявки исчисляется десятками миллионов, могут претендовать только крупные компании. При этом следует учитывать, что требование закона предписывает объединение, укрупнение контрактов. Это вполне логично - на крупном контракте государство может сэкономить больше бюджетных средств. Потому проблема не может быть решена просто и однозначно – надо искать оптимальный выход, паритет интересов. Видите, как все непросто.
Вторая проблема в том, что малый бизнес не имеет должного юридического и экономического сопровождения. Только крупная компания может себе позволить держать штат квалифицированных юрисконсультов, экономистов и аудиторов. Естественно, единственный, как правило, бухгалтер, имеющийся в штате организации с небольшими объемами оборота, не способен безупречно составить заявку, эффективно сопроводить контракт, а подчас, и попросту оценить последствия победы для организации. Вообще, проблем великое множество.
- Это сложная и непонятная процедура участия в тендерах?
А Вы попробуйте, почитайте законы регламентирующие данное направление. Из гуманных соображений неспециалисту категорически не советую: воспаление мозговых оболочек гарантировано. Утешает лишь то, что в США процедуры реализации контрактной системы регламентированы инструкциями общим объемом более семи тыс. страниц. Естественно, потребуется переучивание специалистов, подготовка квалифицированных кадров. Кстати, по этому вопросу: специалисты МАКа активно участвуют в переподготовке государственных служащих, сотрудников госучреждений города Москвы, ответственных за размещение госсаказов. Это делается весьма успешно и системно налажено в Московском городском университете управления правительства Москвы. С будущими и действующими специалистами проводят занятия первые лица Департамента госзакупок города Москвы, практические работники. Однако, ни в одном семинаре такого рода для сотрудников коммерческих организаций, представителей малого бизнеса, стремящихся участвовать в госзакупках, мы не участвовали. Скорее всего, их и не было.
Думается, надо готовить не только «контрактеров» со стороны государственных структур, но и обеспечивать полной и достоверной информацией о порядке проведения конкурсных процедур, что называется «из первых рук», и вторую сторону закупочных отношений.
- Отсутствие коммерческой привлекательности предлагаемых лотов невозможность честной победы это - коррупция?
Здесь опять все взаимосвязано. Вот пример, что называется «с ходу»: аукцион, как известно, выигрывает тот, кто предложил наименьшую цену. Ниже некой цены заказ добросовестному исполнителю невыгоден: поставить товар (выполнить работу, оказать услугу) должного качества не только не прибыльно, но и невозможно. В то же время, в сфере госзакупок действуют фирмы-рейдеры, играющие на понижение цены. Дальше вообще все просто: если предусмотрен аванс, то его получают, исполнение контракта, как правило, и не планируется. Максимум, что может грозить в результате судебного разбирательства, которое может тянуться годами, – вернуть аванс. В другом случае исполнение государственного контракта рейдером с учетом заложенного интереса либо предлагается другим участникам тендера, либо третьим лицам. Выход из ситуации – обеспечение заявки, о котором мы уже говорили, детализация требований. Однако, тут опять-таки, вторая сторона медали: техническое задание может содержать настолько детализированные требования к исполнителю, что соответствовать им может только одна конкретная компания.
- Сложности, связанные с предоставлением залога (размер, сроки и условия предоставления)?
На этот вопрос я уже частично ответил (вопрос 2). Но к его решению надо также подходить взвешено: залог позволяет, хотя бы частично, отсечь фирмы-однодневки, рейдеров и т.п.
- Трудности с последующим исполнением контракта (волокита, несвоевременные платежи, административные барьеры)?
Я уже говорил о частичных корруциогенных факторах 44-ФЗ. Одним из них является сложность либо неурегулированность административных процедур. Это, пожалуй, один из самых проблемных вопросов. Решить его можно только постоянно обобщая опыт реализации законодательства. Для этого необходима система получения налаженной информации как из госорганов, так и от участников конкурсов (аукционов). Каким образом осуществлять этот мониторинг? Это уже вопрос отдельного разговора.
Вообще же, было бы целесообразно распространить порядок, предусмотренный Федеральным законом № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», на правовые акты (документы) в государственных закупках. Здесь видится мощный потенциал противодействия коррупции в системе госзакупок.
Для обеспечения прозрачности, эффективности и предупреждения коррупционно составляющих факторов считаем необходимым участие в тендерных комиссиях независимых наблюдателей от общественных организаций. В частности предлагаем использовать экспертов образованной в России на базе Московского антикоррупционного комитета в августе 2013 года межрегиональной общественной организации «Национальный Комитет Общественного Контроля».
Вопросы:
- Какие наиболее значимые проекты, посвященные помощи власти малому бизнесу для участия в торгах готовятся, или внедрены в практику?
Наиболее значимой новацией представляется реализация норм Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", направленных на минимизацию коррупционной составляющей в системе госзакупок.
Естественно, следует понимать, что контрактная система, как и любое системное образование, может быть сравнена со сложным, уникальным, многосоставным механизмом, запуск которого требует «притирки», подгонки всех его элементов. Так, в США внедрение такого рода системы закупок заняло не один десяток лет и сопровождалось многочисленными проблемами, коррупционными скандалами. Мы, по сути, в начале пути и в этих условиях мы приветствуем принятие и вступление данного закона, который, несомненно, изменит ситуацию в системе госзакупок тем более, что это – результат исполнения положений посланий Президента России.
Одновременно, мы считаем, что наступило время принятия консолидированных усилий всех заинтересованных лиц, - не только органов власти, но и общественности, - для осмысления происходящих перемен и выработки предложений по дальнейшему совершенствованию организационной и правовой основы контрактной системы.
- Что препятствует, по вашему мнению, малому бизнесу участвовать в тендерах на госзаказы?
Даная проблема весьма не проста. Законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд предусматривают многочисленные льготы для субъектов малого предпринимательства. Однако на практике реализовать их бывает весьма затруднительно. Смотрите сам: в первую очередь, проблема связана с необходимостью обеспечения заявки. Пример: размер обеспечения составляет пять процентов от объявленной цены контракта, так называемой, начальной максимальной цены (НМЦК). Если цена контракта составляет 10 млн. руб., то потенциальный поставщик должен предоставить в обеспечение 500 тыс. руб. Это вполне приемлемо для субъекта малого бизнеса. Ну а если цена объявлен в 100 млн. руб., то обеспечение заявки составит уже 5 млн. руб. Вывести из оборота такую сумму – уже, как Вы понимаете, не всегда просто. Таким образом, на самые «вкусные» госконтракты, в которых сумма обеспечения заявки исчисляется десятками миллионов, могут претендовать только крупные компании. При этом следует учитывать, что требование закона предписывает объединение, укрупнение контрактов. Это вполне логично - на крупном контракте государство может сэкономить больше бюджетных средств. Потому проблема не может быть решена просто и однозначно – надо искать оптимальный выход, паритет интересов. Видите, как все непросто.
Вторая проблема в том, что малый бизнес не имеет должного юридического и экономического сопровождения. Только крупная компания может себе позволить держать штат квалифицированных юрисконсультов, экономистов и аудиторов. Естественно, единственный, как правило, бухгалтер, имеющийся в штате организации с небольшими объемами оборота, не способен безупречно составить заявку, эффективно сопроводить контракт, а подчас, и попросту оценить последствия победы для организации. Вообще, проблем великое множество.
- Это сложная и непонятная процедура участия в тендерах?
А Вы попробуйте, почитайте законы регламентирующие данное направление. Из гуманных соображений неспециалисту категорически не советую: воспаление мозговых оболочек гарантировано. Утешает лишь то, что в США процедуры реализации контрактной системы регламентированы инструкциями общим объемом более семи тыс. страниц. Естественно, потребуется переучивание специалистов, подготовка квалифицированных кадров. Кстати, по этому вопросу: специалисты МАКа активно участвуют в переподготовке государственных служащих, сотрудников госучреждений города Москвы, ответственных за размещение госсаказов. Это делается весьма успешно и системно налажено в Московском городском университете управления правительства Москвы. С будущими и действующими специалистами проводят занятия первые лица Департамента госзакупок города Москвы, практические работники. Однако, ни в одном семинаре такого рода для сотрудников коммерческих организаций, представителей малого бизнеса, стремящихся участвовать в госзакупках, мы не участвовали. Скорее всего, их и не было.
Думается, надо готовить не только «контрактеров» со стороны государственных структур, но и обеспечивать полной и достоверной информацией о порядке проведения конкурсных процедур, что называется «из первых рук», и вторую сторону закупочных отношений.
- Отсутствие коммерческой привлекательности предлагаемых лотов невозможность честной победы это - коррупция?
Здесь опять все взаимосвязано. Вот пример, что называется «с ходу»: аукцион, как известно, выигрывает тот, кто предложил наименьшую цену. Ниже некой цены заказ добросовестному исполнителю невыгоден: поставить товар (выполнить работу, оказать услугу) должного качества не только не прибыльно, но и невозможно. В то же время, в сфере госзакупок действуют фирмы-рейдеры, играющие на понижение цены. Дальше вообще все просто: если предусмотрен аванс, то его получают, исполнение контракта, как правило, и не планируется. Максимум, что может грозить в результате судебного разбирательства, которое может тянуться годами, – вернуть аванс. В другом случае исполнение государственного контракта рейдером с учетом заложенного интереса либо предлагается другим участникам тендера, либо третьим лицам. Выход из ситуации – обеспечение заявки, о котором мы уже говорили, детализация требований. Однако, тут опять-таки, вторая сторона медали: техническое задание может содержать настолько детализированные требования к исполнителю, что соответствовать им может только одна конкретная компания.
- Сложности, связанные с предоставлением залога (размер, сроки и условия предоставления)?
На этот вопрос я уже частично ответил (вопрос 2). Но к его решению надо также подходить взвешено: залог позволяет, хотя бы частично, отсечь фирмы-однодневки, рейдеров и т.п.
- Трудности с последующим исполнением контракта (волокита, несвоевременные платежи, административные барьеры)?
Я уже говорил о частичных корруциогенных факторах 44-ФЗ. Одним из них является сложность либо неурегулированность административных процедур. Это, пожалуй, один из самых проблемных вопросов. Решить его можно только постоянно обобщая опыт реализации законодательства. Для этого необходима система получения налаженной информации как из госорганов, так и от участников конкурсов (аукционов). Каким образом осуществлять этот мониторинг? Это уже вопрос отдельного разговора.
Вообще же, было бы целесообразно распространить порядок, предусмотренный Федеральным законом № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», на правовые акты (документы) в государственных закупках. Здесь видится мощный потенциал противодействия коррупции в системе госзакупок.
Для обеспечения прозрачности, эффективности и предупреждения коррупционно составляющих факторов считаем необходимым участие в тендерных комиссиях независимых наблюдателей от общественных организаций. В частности предлагаем использовать экспертов образованной в России на базе Московского антикоррупционного комитета в августе 2013 года межрегиональной общественной организации «Национальный Комитет Общественного Контроля».
Персоны1 и Компании1 в новости
Председатель Правления МОО «Национальный комитет общественного контроля», председатель РОО « Московский антикоррупционный комитет»
1 место
Раздел:
Новости по теме
2166
2682
Последние новости
219
Общественная редакция в Москве
Мы разработали способ поддержки региональных независимых сюжетов, волнующих местных жителей. Мы собираемся использовать его для развития "Общественной редакции", нового дома для лучших региональных журналистов. Чтобы это сделать, мы нуждаемся в вашей помощи.
В рамках проекта планируется дальнейшее построение "Общественной редакции", членами которой становится каждый подписчик с правом голоса. Все важнейшие вопросы в деятельности Редакции решаются путем открытого голосования. Финансирование Редакции осуществляется за счет ежемесячных пожертвований подписчиков. Узнать больше
Каждый ПОДПИСЧИК получает доступ к чату "Общественной редакции" и его голос учитывается при подборе журналистов и выборе тематики новостей. Управляющая компания предлагает кандидатуры журналистов на рассмотрение ПОДПИСЧИКОВ, которые и определяют состав редакции путем голосования.
Каждый подписчик имеет право создания запроса в редакцию, который обрабатывается в порядке очереди. В итоге формируется полноценное журналистское расследование, сопровождающиеся:
- Раскрытием при помощи: фото, видео, стрим;
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.
Таким образом, создается уникальное СМИ, управляемое исключительно ПОДПИСЧИКАМИ.
Новая платформа журналистики будет полностью обеспечиваться за счёт пожертвований подписчиков. Структура "Общественной редакции" полностью исключает понятие "Владелец", как в традиционных СМИ. Таким образом, можно избежать воздействия различных сил: государственных и рыночных, которые искажают информационное пространство на выгоду своим интересам. Журналист в "Общественной редакции" пишет по темам и запросам, которые формируют ПОДПИСЧИКИ в чате редакции.
Раздел "Новости в Москве" - это последние новости Москвы и Московской области. Журналисты портала ГлобалМСК.ру с максимальной точностью и объективностью донесут до читателей информацию о важных событиях в бизнесе, политике, экономике, здравоохранении, культуре и других сферах жизни региона. Оформите подписку на новости - поддержите независимую журналистику в Москве.
Потапова Алёна
Директор по развитию