В последние годы все больше российских школьников получают образование в частных гимназиях, лицеях и других учебных заведениях, не входящих в состав государственной структуры, и тенденция к этому сохраняется. К соответствующему выводу пришли авторы доклада о состоянии частных школ в России Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Если в 1995 г. количество учащихся частных школ составляло 45,8 тысяч, то в 2018 г. достигло уже 123,7 тысяч человек.
Частные школы в России начали открываться в первой половине 1990-х гг. В 1995 г. работали уже 525 таких учебных заведений, а в 2018 г. их количество составило 851. В последние годы значительного увеличения количества негосударственных учебных заведений не наблюдается. С 2005 г. по 2010 г. в кризисный для экономики России период немало частных школ и вовсе прекратило свою работу. В последующие годы ситуация стабилизировалась.
30% всех функционирующих в России частных школ приходится на Москву и Московскую область. Остальные размещаются в крупных региональных городах и городах-миллионниках, а вот в селах их практически нет. При этом в 14 субъектах России такие учебные заведения вовсе не представлены.
По словам экспертов, спрос на частные школы растет. Родители отправляют детей учиться в негосударственные образовательные учреждения, ожидая, что там их дети получат образование лучше, чем в государственной школе, что материально-техническое оснащение будет на порядок выше, а педагоги будут учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
«В наших классах учится в среднем 15-16 детей. На мой взгляд такое количество оптимально, поскольку позволяет преподавателю концентрироваться на каждом ученике и уделить персональное внимание. Индивидуальный подход влияет на весь процесс обучения. К примеру, учитель адаптирует домашние задания под уровень ученика, проводит с ним индивидуальные занятия, если ребенок отсутствовал на занятии в виду болезни или отпуска родителей. Все это входит в стоимость обучения», - поясняет Алина Абрамова, основатель частной школы «Азбука» в Уфе.
На примере данной школы можно отметить перечень дополнительных услуг, не связанных непосредственно с образовательным процессом, но сказывающихся на общем эмоциональном и физическом состоянии учеников. Так, по словам Алины Абрамовой, ученики получают 5-разовое питание, с возможностью отдельного меню для аллергиков; осмотр педиатром дважды в неделю, а также сеансы соляной пещеры и кислородных коктейлей.
Кроме того, родители обращают внимание и на уровень обеспечения безопасности в школах, и они уверены, что в негосударственных заведениях в этой сфере все организовано на более высоком уровне.
Частное образование в России ассоциируется с некоторой элитарностью, хотя в последнее время стоимость обучения в негосударственных школах сильно разнится между собой: есть учебные заведения среднего ценового сегмента и более дорогие. Суммы варьируются значительно: от десятков тысяч рублей и до миллиона рублей за учебный год. К примеру, в упомянутой выше уфимской школе «Азбука» стоимость составляет 25 тысяч рублей в месяц (обучение + продленка), но в эту стоимость уже включены любые дополнительные занятия без каких-либо ограничений: от танцев и карате до театральной студии.
При выборе между частной и государственной школой также многие руководствуются тем, что в первых имеются особенные образовательные программы. Так, более чем 32% российских негосударственных школ по состоянию на 2018 г. являются организациями с углубленной подготовкой учащихся – охват школьников из частных заведений углубленным изучением отдельных предметов составил 23%, а в государственных школах всего лишь 14,5%.
Согласно докладу, в целом, сектор частного образования в России можно считать устоявшимся, несмотря на то, что есть трудности в развитии: негосударственные школы предлагают более разнообразные образовательные программы и комфортную среду обучения.
Компании1 в новости
Новости по теме
Последние новости
Общественная редакция в Москве
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.