С 1 марта в свою официальную силу вступил новый законопроект, суть которого заключается в запрете экспорта отечественного бензина. Известно, что он будет существовать в течение шести месяцев.
Александр Новак, вице-премьер России, отметил, что данная мера является «превентивной», то есть может быть отменена в любой момент времени. Аналитики призывают не путать это решение с мерой, принятой в сентябре прошлого года, когда под запретом оказался экспорт отечественных нефтепродуктов. Тогда на внутреннем рынке фиксировался острый дефицит дизельного топлива, о чем постоянно жаловались аграрии. Сейчас же власти решили действовать на упреждение, чтобы не допустить повторения той ситуации.
Вице-премьер рассказал, что на отечественном рынке на данный момент нет никакого дефицита. Однако определенные нефтеперерабатывающие заводы прекратили работу в связи с плановым ремонтом. Теперь подобная информация будет поступать все чаще. Правительство, прекрасно понимая вероятность появления новых проблем, приняло решение ввести запрет на экспорт топлива в весенне-летний период, чтобы нивелировать рост сезонного спроса на бензин и дизель. Известно, что это ограничение не распространяется на уже подписанные соглашения со странами ЕАЭС, Монголией, Узбекистаном и Абхазией. Помимо этого, власти намерены увеличить норматив продаж дизельного топлива на 16%. Таким образом они планируют компенсировать увеличение спроса на бензин внутри страны.
Игорь Юшков, эксперт Финансового университета, прокомментировал сложившуюся ситуацию следующим образом: «Чтобы не допустить негативного сценария прошлого года, правительство и приняло данную меру. Важно отметить, что она является превентивной. В сентябре 2023 года правительство оказалось вынуждено в кратчайшие сроки решать серьезную проблему. Сейчас этого нет. Текущий запрет распространяется исключительно на бензин, так как Россия потребляет порядка 90% от объемов его производства. На экспорт уходят оставшиеся 10%. Также в стране начались плановые простои нефтеперерабатывающих заводов. В таком случае гражданам придется столкнуться либо с дефицитом топлива, либо с ограничением экспорта».
По его словам, в конце апреля и начале мая начинается автомобильный сезон, из-за чего спрос на бензин значительно вырастет. Поэтому любая экспортная партия топлива может спровоцировать дефицит на внутреннем рынке. Заранее введя ограничение, власти намерены сохранить имеющиеся излишки бензина, которые сейчас находятся на топливных базах. Таким образом государство сможет удовлетворить спрос на только за счет производства, но и за счет запасов. Также Юшков считает, что свое влияние на эту ситуацию оказывает и так называемый электоральный цикл. Никому не нужен дефицит топлива за несколько недель до выборов президента.
Эксперт считает, что запрет на экспорт может быть снят и раньше. Однако для этого должны произойти определенные события: возвращение к работе Нижегородского НПЗ, спрос будет увеличиваться в пределах прогнозируемых значений, и Украина не станет наносить новые удары по отечественной нефтеперерабатывающей инфраструктуре. Но все же экспорт бензина не является серьезной проблемой для России, так как на зарубежные рынки в более крупных объемах поставляются мазут, дизель и другие нефтепродукты. В ближайшее время правительство будет тщательно следить за ситуацией на рынке и динамикой потребления.
Персоны2 и Компании6 в новости
Новости по теме
Последние новости
Общественная редакция в Москве
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.