Люди часто задают вопрос: "Почему мы не можем уже долгое время продать дом или дачу?" - так спрашивают хозяева, которые самостоятельно занимаются продажей, справедливо полагая, что не платить риелтору, значит привлечь покупателя. Хорошее суждение оканчивается годами ожидания. А если покупатель и приезжает на осмотр, то предлагает такую низкую цену, что собственники справедливо отказываются или устав от ожидания, уныло соглашаются.
Сначала надо правильно оценить само строение и участок. Самостоятельно сделать это можно сравнив с объявлениями с Авито, но можно и попасть впросак. Ведь много объявлений стоят по явно завышенным ценам. Наша кампания делает бесплатную оценку для продажи, потому есть база данных, которая позволяет точно оценивать стоимость на основе уже проданных объектов. И мы можем порекомендовать собственнику, что то подправить или подкорректировать цену. И конечно надо понимать, что сроки продажи дачи больше, чем сроки продажи квартиры. А вот грамотно сразу оценить уже половина дела. Потом надо посмотреть, что можно и нужно сделать по самому объекту.
Но если рассмотреть сам процесс продажи, т.е. обмена права владения и распоряжения домом или дачей на деньги, то прежде всего нужно вывести цену на продаваемый объект в таком состоянии, какой он есть. Разработать стратегию продажи и рекламы. И что очень часто нужно - придать дому товарный вид.
Дома с дефектами внешней отделки, вызванной долгим отсутствием хозяев, на мой взгляд, вообще самые трудные объекты для продажи. Облезлая краска, любимый мусор по углам, вечные ненужные мелочи, косой заборчик, треснутые стекла. Всё это придает дому откровенно нищенский вид и сильно снижает его стоимость, т.к. говорить с покупателем о торге уже неуместно, потому, что человек не имеет даже маленького посыла использовать или марать свои руки для обустройства.
Тут нужно всегда прислушаться к мнению независимого эксперта - риелтора, который видит ваш дом или дачу первый раз. Ему сразу заметны все грешки и недочеты и имея опыт продаж, он сразу может подсказать, что нужно сделать и исправить и назовет рыночную цену. Т.е. ту цену, по которой выставляются на продажу аналогичные объекты на рынке недвижимости. От рыночной цены нужно отталкиваться - это не панацея, это стартовая точка для торга. И чем объект сложнее для продажи, тем быстрее нужно снижать цену.
Так же есть внешние факторы, как плохие дороги, или наоборот шумные трассы рядом, ЛЭП, удаленность, отсутствие охраны и т.д. к которым собственник привык и считает это естественным событием. Но именно эта естественность и чужда покупателю, который видит это место первый раз и для него всё или почти всё дикое и не знакомое.
Ну и главный двигатель торговли это реклама. Сейчас рынок рекламы плавно и болезненно перетекает в интернет и тут свои законы.
1. Если в районе две-три газеты, то городских и районных сайтов как минимум в 20 раз больше.
2. Федеральные сайты - это огромные массивы информации, где трудно найти свой стог сена, не говоря про иголку.
3. Подавая объявление, нужно помнить, что модераторы не спят и не пропускают или спят и всё равно не пропускают - для каждого сайта свои строгие правила.
4. Объявление ваше, потом следующее - не ваше объявление и в итоге через 15 минут с таким трудом составленная информация лежит на дне страницы, а потом вообще попадает в архивы.
5. Фотографии домика «Бабы Яги» нужно показывать только бабе Яге.
6. Обновляя объявление, ну типа хитрость, вы не даете поисковым роботам прочитать ваш контент и запомнить его. И как следствие никто об этом не узнает.
7. С газетами, в которых всё на виду, тоже не всё хорошо - их перестали читать. Тиражи падают, рекламодатели - кровь и пища для газетчиков, уходят.
8. Риелторы, которые имеют базы покупателей, много рекламы и умеют продавать - хотят заработать на вас деньги.
9. Дыма без огня не бывает.
Надеюсь, что хотя бы некоторые из этих практических советов помогут вам сделать свой выбор в пользу здравого смысла. ПРОДАЖЕЙ И ПОИСКОМ ПОКУПАТЕЛЯ ДОЛЖЕН ЗАНИМАТЬСЯ РИЕЛТОР.
Боачев И.А. Генеральный директор ООО АэНБИ