Автомобильная промышленность использует различные виды крепежных элементов, для соединения деталей, агрегатов, чтобы обеспечить надежность соединительных узлов в автомобильной промышленности. Эти элементы способны выдерживать сильные нагрузки, вибрации и температурные колебания. В связи с чем, целесообразно рассмотреть особенности высокопрочного крепежа в автомобильной отрасли.
Болты и винты
Большинство болтов и винтов в автомобильной отрасли изготовлены из высокопрочной стали. Обычно используются болты и винты класса прочности 8.8, 10.9 или 12.9. Класс прочности обозначает отношение прочности на растяжение к пределу текучести. Чем выше класс, тем выше прочность крепежа.
Часто в каталогах крепежа можно встретить винты с различными видами головок: шестигранные, Т-образные, цилиндрические, с фланцем и другие.
Гайки и шайбы
Гайки, как правило, изготавливаются из той же стали, что и болты. В автомобильной промышленности часто используются самоконтрящиеся гайки и колесные гайки, которые предотвращают самостоятельное откручивание из-за вибрации.
Шайбы играют важную роль в распределении нагрузки и предотвращении повреждения материалов. Они могут быть плоскими, пружинными или зубчатыми.
Покрытия
Для предотвращения коррозии крепежные элементы обычно покрываются цинком или другими антикоррозийными материалами. В некоторых случаях для дополнительной защиты может использоваться покрытие из никеля или хрома, или из нержавеющей стали.
Размеры
Часто используемые размеры крепежа в автомобильной отрасли варьируются от M5 до M24, хотя в некоторых приложениях могут использоваться и более крупные размеры.
Для успешного решения большинства задач в автомобильной отрасли рекомендуется использовать болты с классом прочности 10.9 и 12.9 вместо тех, что имеют класс прочности 8.8 или ниже. Благодаря большим осевым нагрузкам в болтовых соединениях, создаются условия для надежной работы конструктивных элементов. Такой высокопрочный крепеж, обладая повышенными характеристиками по нагрузке, стал активно применяться в многих областях машиностроения и стройиндустрии, включая: сельскохозяйственные машины и грузовики: как, например, тракторы, грузовые автомобили и прицепы; промышленное и электротехническое оборудование: такое как станочное оборудование, генераторы, турбогенераторы и насосные установки.
Крепежные детали с классами прочности от 8.8 до 12.9, включая автомобильные болты, изготавливаются из среднеуглеродистых конструкционных сталей, обогащенных упрочняющими элементами. Качественные характеристики такого крепежа зависят от способа термообработки и правильного выбора металлического сплава. Наиболее часто встречающиеся марки сталей: 35, 40, 40Х Селект, 38ХА, 30ХГСА, 35ХГСА, 40ХН2МА и 38ХГНМ. Менее распространены борлегированные стали такие как 12Г1Р, 20Г2Р и 30-35Г1Р. Стали, обогащенные бором, выделяются своим оптимальным сочетанием прочности и пластичности, но проблемы при их производстве замедляют их внедрение в производство крепежа.
Рекомендации по выбору высокопрочного крепежа
Крепеж должен строго соответствовать параметрам, указанным в проектной документации: типу, размерам и классу прочности.
Заменять элементы крепления на альтернативные разрешено только после соответствующего расчета, выполненного квалифицированным специалистом.
Прочность крепежа должна либо соответствовать, либо превосходить прочность материала основной конструкции.
Высокопрочность крепежа должна соответствовать заданной нагрузке, а коррозийная защита – условиям эксплуатации.
Важно убедиться в совместимости металла основной конструкции и выбранного крепежа, чтобы избежать гальванической коррозии.
Источник изображения: kova61.ru