21:21
Пробки:   4
$
103.4207
107.9576

Введение в экономическую теорию

Кривая производственных возможностей

Содержание

Важнейшей проблемой любого общества в целом и каждого человека в частности является проблема альтернативных издержек. В целях анализа обозначенной проблемы экономистами была разработана модель кривой производственной возможности (КПВ), которая наглядным образом показывает взаимосвязь между производствам благ и альтернативными издержками. В этом уроке вы узнаете что такое КПВ и как ее можно использовать!

Кривая производственных возможностей

Альтернативные издержки - это одно из важных понятий в экономике, и чтобы лучше понять его суть, давайте рассмотрим модель, называемую кривой производственных возможностей (КПВ).

КПВ - это график, показывающий максимальные количества двух экономических благ, которые можно произвести в стране при полном и эффективном использовании ее ресурсов и текущих технологий.

Как и любая модель, КПВ основана на предпосылках, которые мы увидели в определении выше. Давайте рассмотрим их подробнее.

Предпосылки построения КПВ

Для того, чтобы построить кривую производственных возможностей необходимо отталкиваться от некоторых предпосылок (иначе просто не получится ее построить).

  1. В экономике производится только два блага (вводится для максимальной наглядности модели, поскольку дает возможность изобразить КПВ на плоскости).
  2. Неизменное количество и качество используемых ресурсов (позволяет строить модель, где производимые блага находятся на КПВ).
  3. Неизменный уровень используемых технологий.
  4. Полное использование ресурсов.
  5. Эффективное использование ресурсов (отсутствие возможности такого альтернативного распределения ресурсов, которое позволило бы увеличить выпуск одного блага без сокращения выпуска другого).

Предпосылки 3-5 позволяют модели КПВ оставаться статичной, потому что в противном случае происходило бы перемещение всей КПВ вправо или влево.

График КПВ

Для построения кривой на осях координат откладывается максимальное количество производимых благ. Если мы производим только благо А, то все ресурсы у нас расходуются на его производство, соответственно благо В не производим, и наоборот. 


График 1. Кривая производственных возможностей

Что показывает КПВ?

Кривая производственных возможностей показывает точки полного и эффективного использования ресурсов в экономике при производстве двух благ при заданных ограничениях (предпосылки).

В нашем случае это точки А, В, С, D, E, F, и Н. Мы можем разместить хоть весь английский алфавит (даже несколько раз). Смысл в том, что любая точка показывает определенное количество произведенных благ (А или В) при самом лучшем использовании имеющихся ресурсов.

  • Точки, находящиеся правее и выше границы производственных возможностей, недоступны. В настоящее время общество не может производить такое количество благ (точка M или O), потому что не позволяет технологический уровень производства. Для примера, если в начале 20-го века из 200 тонн добываемой руды можно было произвести условно 1 тонну стали, то сейчас, например, уже 10 тонн и т.д. 
  • Точки, лежащие под границей производственных возможностей, т.е. внутри КПВ (точка L или N), характеризуют ситуации, когда использует свои ресурсы не полностью или не эффективно. Могли бы производить больше, но не получается. Для примера, ситуация после распада СССР, когда многие предприятия с уникальнейшими технологиями вынуждены были производить стиральные машины.

Улучшение технологий сдвигает КПВ вправо. Производство  РАСТЕТ!

Альтернативные издержки и КПВ

В экономическом анализе широко используется концепция альтернативных издержек.

Альтернативные издержки определяются как стоимость упущенной альтернативной возможности.

Например, на участке земли можно выращивать пшеницу и сахарный тростник с использованием одних и тех же ресурсов. Если выращивается пшеница, то альтернативные издержки производства пшеницы - это количество потерянного сахарного тростника. Ясно, что вопрос альтернативных издержек возникает всякий раз, когда ресурсы находят альтернативное применение. Эти ресурсы не всегда являются физическими, это могут быть денежные ресурсы или время. Например, альтернативной стоимостью посещения ресторана может быть книга, которую вы могли бы приобрести,
потратив ту же сумму. Кроме того, альтернативной стоимостью времени, посвященного учебе, усилиям или работе, является досуг или игра, которыми можно было бы наслаждаться. 

Модель КПВ и альтернативные издержки

Допустим, есть условная экономика какой-то абстрактной страны, в которой производятся какие-то два блага А и В (рисунок 1). Производимое количество благ определяется точкой С. Исходя из имеющихся предпосылок мы в настоящий момент времени можем двигаться только вдоль кривой вверх или вниз. Мы не можем попасть в любые точки лежащие за пределами КПВ (точка G или К) или сместиться внутрь КПВ (точки F или E), потому что находимся в рамках жестких предпосылок этой модели. А это означает, что мы попадаем в ситуацию выбора того, какое благо производить и в каком количестве. Ведь, всякий раз, когда мы производим благо А, мы отказываемся от производства какого-то количества блага В и наоборот. Всегда есть своеобразная "жертва" принимаемых решений. Поскольку такие рассуждения справедливы для любой точки, расположенной на КПВ, ее наклон вынужден быть отрицательным, то есть для производства каждой дополнительной единицы одного блага нужно пожертвовать определенным количеством другого.

Применительно к модели КПВ это означает, что:

Альтернативные издержки производства – это то количество блага от которого нужно отказаться, чтобы произвести другое благо (другой вариант определения)

Закон возрастания альтернативных издержек

Что же такое закон возрастания альтернативных издержек?

Для ответа на данный вопрос удобнее рассматривать вариант производства двух конкретных экономических благ, например шоколада (тонн) и ракет (штук).


График 2.
КПВ шоколада и ракет

Все необходимые ресурсы для производства указанных благ имеются в наличие. Для шоколада это плантации какао-бобов, рабочие, специально подготовленные хранилища, транспорт. Для ракет это специальный завод, высокотехнологичное оборудование, инженеры.

Если общество решит производить только ракеты, то все имеющиеся ресурсы (в том числе плантации какао-бобов, рабочие, специально подготовленные хранилища, транспорт) направляются на производство этого блага (точка Н). В этой точке производится максимальное возможное количество ракет 8 штук и соответственно не производится шоколад. Предположим, мы решили производить небольшое количество шоколада, захотелось сладенького. По графику мы переместились в точку G. В точке G мы производим 1 тонну шоколада и какое-то количество ракет (судя по графику это даже часть ракеты). Какие ресурсы в первую очередь будут направлены на выпуск данного блага? Тут все просто – те самые плантации, сельскохозяйственные рабочие, хранилища, то есть наиболее специализированные и производительные ресурсы для производства ИМЕННО ШОКОЛАДА. Будет абсурдно, если мы отправим высококвалифицированных инженеров собирать какао-бобы, согласны? Приведет ли это к серьезному сокращению производства ракет? Нет. Приведет ли это к существенному увеличению производства шоколада? Да.

Плантация какао-бобов

Таким образом, для производства первой тонны шоколада будут использованы те ресурсы, которые в наибольшей степени специализированы в этой области и, естественно, наиболее производительны (следовательно, наименее производительны в выпуске ракет). С ростом выпуска шоколада мы постепенно будем вовлекать в процесс производства ресурсы, все менее и менее производительные с точки зрения этого блага (и все более и более производительные с точки зрения производства ракет). Значит, производство каждой последующей тонны шоколада будет сопровождаться все большим и большим сокращением производства ракет. Для производства последней тонны шоколада мы использовали ресурсы, наименее всего для этого приспособленные и лучше всего приспособленные для производства телевизоров. Соответственно, выпуклый вверх характер КПВ объясняется неоднородностью ресурсов и/или технологий, которые используются в производстве экономических благ. Чем более разные по своим свойствам, характеристикам экономические блага, тем более специфичные, то есть разные, ресурсы и/или технологии необходимы для их производства и тем более выпуклой вверх будет выглядеть соответствующая КПВ.

Расчеты

Например, мы находимся в точке А. Координаты точки (0;73), что означает пр-во ракет - 0 шт., а пр-во шоколада - 73 тонны. Перемещаемся из точки А в точку В. Координаты В (2;70). Это означает, что данная экономика производит: ракет - 2 шт., шоколада - 70 тонн. Что произошло? Оказывается, что для создания первых 2 ракет (до этого не их производили) нужно отказаться от производства 3 тонн шоколада (70-73). 3 тонны шоколада - это альтернативная стоимость (альтернативные издержки, упущенные возможности) производства 2 ракет. Продолжаем. При движении из точки В (2;70) в точку С (4;65) для производства дополнительных 2 ракет (общее количество уже 4 шт.) нужно пожертвовать снижением производства шоколада на 5 тонн (65-70). Однако, чтобы произвести 4 ракеты мы должны отказаться не от 5 тонн шоколада, а уже от 8 (65-73). Аналогичным образом можно двигаться дальше вдоль кривой производственных возможностей до точки Н и в обратную сторону. В чем смысл этих расчетов и рассуждений?

Чем больше мы хотим наращивать производство какого-то блага, тем от все большего и большего количества другого блага мы должны отказываться. Это и есть закон возрастающих альтернативных издержек.

Закон возрастающих альтернативных издержек - при росте производства одного блага выпуск каждой дополнительной единицы этого блага приводит к отказу от все большего и большего количества единиц другого блага (то есть, альтернативные издержки производства каждой дополнительной единицы возрастают).

Виды кривых производственных возможностей

А всегда ли кривая производственных возможностей имеет выпуклую форму относительно начала координат? НЕТ. Кривая производственных возможностей - это лишь графическая иллюстрация производства двух благ, поэтому определяющим фактором формы наклона КПВ являются именно рассматриваемые блага. 

В экономической теории существует хорошо проработанная классификация благ. Это тема отдельного урока. В данном случае нас интересует как связаны между собой блага, точнее сказать как связаны между собой ресурсы, используемые в производстве данных благ.

Взаимозаменяемые ресурсы

Если ресурсы полностью взаимозаменяемы между двумя благами (то есть одинаково пригодны как для производства одного, так и для производства другого блага), то производство дополнительной единицы блага влечет отказ от постоянного количества другого блага. В этом случае КПВ будет прямой линией. 

Зерновые

Очевидно, что если мы занимаемся выращиванием зерновых (рожь, пшеница, ячмень и т.д.), то имеем практически одинаковый состав используемых ресурсов (человеческий труд, земля, с/х техника) и т.д. Примеров на самом деле можно привести очень много. Подумайте!

Невзаимозаменяемые ресурсы

Если ресурсы не абсолютно взаимозаменяемы между двумя благами, то для производства дополнительной единицы блага нужно отвлекать все больше ресурсов от другого. В этом случае КПВ имеет выпуклую форму относительно начала координат. 

Например, как в нашем случае, производство ракет и шоколада. 

Может ли КПВ быть вогнутой? ДА. Если при производстве благ действует возрастающая отдача от масштаба (положительный эффект масштаба): при росте производства данного блага издержки на производство каждой штуки товара (средние издержки) падают. Это тема отдельного урока.

Сдвиги кривой производственных возможностей

Производственные возможности общества с течением времени меняются. В модели КПВ используются предпосылки по количеству, качеству используемых ресурсов, уровня развития технологии. Если происходит изменения в указанных предпосылках, значит изменяется КПВ: смещается вправо или влево по обеим осям координат, либо увеличивается или уменьшается по одной оси, а на другой остается без изменений. 

Смещение по обеим осям координат

В каком случае такое может произойти? Когда изменения в предпосылках построения КПВ касаются сразу двух благ. Технология производства, количество и качество используемых ресурсов влияют на производство обоих благ. 

График 3. Смещение КПВ по обеим осям координат

Для простоты анализа мы используем абсолютно заменяемые блага и рассматриваем влияние сразу всех трех предпосылок (технология, качество и количество). Подумайте, какие вообще могут существовать варианты изменения КПВ в таких случаях?

  1. КПВ смещается вправо из положения КПВ0 в положение КПВ1, когда происходят "позитивные" изменения: технология производства стала лучше, увеличилось количество используемых ресурсов и их качество стало на порядок выше. Если первоначально производилось по 200 единиц блага А и B, то благодаря изменениям это количество увеличилось до 300 единиц каждого блага.
  2. КПВ смещается влево из положения КПВ0 в положение КПВ2, когда происходят "негативные" изменения, т.е. все наоборот. Если первоначально производилось по 200 единиц блага А и B, то благодаря изменениям это количество уменьшилось до 100 единиц каждого блага.

Смещение по одной из осей координат

В каком случае такое может произойти? Когда изменения в предпосылках построения КПВ касаются только одного блага. 

Для простоты анализа мы используем абсолютно заменяемые блага и рассматриваем влияние сразу всех трех предпосылок (технология, качество и количество). Подумайте, какие вообще могут существовать варианты изменения КПВ в таких случаях? 

График 4. Смещение КПВ по одной из осей координат

  1. КПВ смещается вверх по оси Y из положения КПВ0 в положение КПВ1, когда происходят "позитивные" изменения (технология, количество и качество ресурсов) затрагивают только производство одного блага, в нашем случае это благо А. Если первоначально производилось только 50 единиц блага А, то благодаря изменениям это количество увеличилось до 100 единиц. Если бы "позитивные" изменения касались исключительно Блага В, то мы двигались бы вправо по оси Х.
  2. КПВ смещается по оси Х влево из КПВ0 в положение КПВ2, когда происходят "негативные" изменения для Блага В. Если первоначально производилось только 40 единиц блага А, то благодаря изменениям это количество уменьшилось до 30 единиц. Если бы "негативные" изменения касались исключительно блага А, то мы двигались бы вниз по оси Y.

Выводы

  1. Кривая производственных возможностей (КПВ) - это график, показывающий максимальные количества двух экономических благ, которые можно произвести в стране при полном и эффективном использовании ее ресурсов и текущих технологий.
  2. КПВ используется экономистами для иллюстрации проблемы альтернативных издержек общества.
  3. Закон возрастания альтернативных издержек - при росте производства одного блага выпуск каждой дополнительной единицы этого блага приводит к отказу от все большего и большего количества единиц другого блага. 
  4. КПВ может иметь разную форму (линейная и выпуклая). Форма зависит от степени заменяемости ресурсов, используемых в производстве благ. 
  5. КПВ может смещаться относительно осей координат. Характер смещений будет зависеть от меняющихся характеристиках используемых ресурсов и технологии производства.

Видеоурок

Домашняя работа

Цель: помочь учащимся лучше понять концепции ограниченности ресурсов, альтернативных издержек, экономической эффективности и специализации. 

Домашнее задание по этому року состоит исключительно из практического блока. В блоке 2 части. В первой вы знакомитесь с примерами решения задач, а во втором самостоятельно решаете экономические задачи и отвечаете на вопросы.

Примеры задач с решениями

Рассмотрите несколько примеров решения задач про теме "Кривая производственных возможностей".

Задание 1. Постройте общую кривую производственных возможностей

Два фермера — Сережа и Гена — могут выращивать свёклу и картофель, засеивая ими свои угодья в любой пропорции. Если Сережа все свои поля площадью 100 га отведёт под свёклу, то соберёт урожай 3000 тонн, а если под картофель, то получит 2000 тонн. У Гены земли больше — 150 га, но она менее плодородна: он может получить 4800 тонн свёклы или 2400 тонн картофеля. 

Решение: Альтернативная стоимость единицы картофеля выражается следующим соотношением:

  • 1 к = 1,5 с (у Сережи);
  • 1 к = 2 с (у Гены).

Рисунок 1. Кривая производственных возможностей

Задание 2. Определите нахождение точек на кривой производственных возможностей

Могут ли следующие точки лежать на одной кривой производственных возможностей: А(15, 3); В(8, 13); С(13, 6); D(5, 12)?

Решение: Нет, так как b1 > d1 и b2 > d2 (8 < 5 и 13 > 12) и кривая не является выпуклой, что не соответствует свойствам кривой производственных возможностей.

Задачи для самостоятельного решения

Самостоятельно найдите решения для задач и ответьте на имеющиеся вопросы, расширяя свой аналитический и экономический склад ума в кривой производственных возможностей.

Задание 1. Постройте кривую производственных возможностей

На одном поле фермер может вырастить 300 т картофеля или 100 т пшеницы, а на другом альтернативная стоимость выращивания 1 т пшеницы равна 2 т картофеля при максимальном урожае картофеля, равном 400 т. 

Задание 2. Постройте КПВ по следующей информации (без масштаба)

Максимальное производство масла составляет 135 т. При увеличении производства пушек с 0 до 30 для производства каждых 10 пушек придется пожертвовать снижением производства масла на 15 т. Дальнейшее увеличение производства пушек с 30 до 60 приведет к увеличению альтернативной стоимости до 2 т. за  3 пушки. И, наконец, последние 10 пушек будут обходиться по 7 т. масла за пушку.

Задание 3. Постройте кривую КПВ и ответьте на вопросы

В отсталой латиноамериканской стране Кокабане все население занято в сельском хозяйстве, выращивая либо бананы, либо листья коки, из которых затем нелегально изготавливают кокаин. Затраты труда на производство 1 тонны бананов равны затратам на производство 1 килограмма кокаина и составляют 1 человеко-год.

  1. Нарисуйте кривую производственных возможностей Кокабаны, если ее население равно 1 миллион человек.
  2. Укажите точку на кривой производственных возможностей, показывающую структуру производства в этой стране, если ее жители в рабочие дни работают на банановых плантациях, а по выходным тайком выращивают коку на своих огородах.
  3. В мировой экономике соотношение цен таково, что цена 1 килограмма кокаина равна цене 5 тонн бананов. Какой будет кривая торговых возможностей Кокабаны? На производстве какого товара ей выгоднее специализироваться?
  4. Пусть потребление бананов в Кокабане является стабильным и равно его производству в условиях закрытой экономики, не завися от участия страны в мировой экономике. Покажите на кривой торговых возможностей, каким количеством бананов и кокаина будут располагать жители этой страны при рациональном ведении хозяйства.
  5. Какой политический режим в Кокабане более выгоден для мирового сообщества — демократический или тоталитарный?

Задание 4. Проанализируйте график КПВ и ответьте на вопросы

Ниже приведена кривая производственных возможностей фермера, который выращивает пшеницу и картофель на двух полях.

Рисунок 2. Кривая производственных возможностей

  1. Какова альтернативная стоимость производства еще 1 т картофеля, если его производится 75 т? 150 т? Какова при этом альтернативная стоимость 1 т пшеницы?
  2. Определите альтернативную стоимость выращивания 50 т пшеницы.
  3. Вычислите максимальную урожайность пшеницы и картофеля, если площадь каждого поля равна 1000 га, а картофеля выращено 70 т.
  4. Картофеля вырастили 50 т, а пшеницы 100 т. На сколько можно было увеличить урожай пшеницы и картофеля?
  5. Какова была альтернативная стоимость пшеницы и могла бы она измениться при более рациональном использовании земли?

Задание 5. Проанализируйте данные и ответьте на вопросы

Перечислите альтернативы и постройте границу «производственных» возможностей на графике «время — деньги» в следующей ситуации.

Вы попали в Стокгольм без кроны в кармане, и через 6 ч вам придется вернуться в Россию. Можно все 6 ч бродить по прекрасному городу, но, обладая предприимчивостью, вы быстро находите способ заработать на продаже газет: 8 крон за 2 ч, 18 крон за 4 ч и 30 крон за 6 ч. Допустим, других альтернатив вам в силу
ограниченности времени найти не удалось. Обсудите преимущества и недостатки каждого из вариантов. Расположите их в порядке предпочтительности, сделайте выбор и определите его альтернативную стоимость.

Эти задания помогут вам учиться анализировать различные ситуации принятия альтернативных решений.

Преподаватели знают, что вопрос правильной постановки цели выходит за рамки учебной программы и что умение это делать свидетельствует о новом, достойном внимания поведения личности как о результате всего процесса обучения. Поддержите наш проект - оформите подписку!
Потапова Алёна

Директор по развитию
Население
8176379443
Умерли за год
57910353
Родились за год
142469718