20:57
Пробки:   4
$
103.4207
107.9576

Введение в экономическую теорию

Потребности и блага

Содержание

В этом уроке вы узнаете смысл, пожалуй, одних из самых популярных категорий экономической науки: потребности и блага. Выясните как они между собой связаны почему экономисты уделяют им такое пристальное внимание.

Потребности

Экономисты, ученые и мыслители всегда обращали внимание на исследование человеческих потребностей, считая, что именно на них строятся общественные взаимоотношения. 

Потребности

Что такое потребности

Потребность — это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования. 

Экономические потребности – это внутренние побуждения, которые стимулируют производство необходимых товаров, работ и услуг. Они являются движущей силой для эффективного использования доступных полезных ресурсов. Они отражают отношение людей к условиям своей деятельности и взаимоотношения, которые возникают при распределении и производстве экономических благ.

Классификация потребностей

Потребности человека, будучи целевой функцией социально-экономического прогресса и движущим мотивом жизнедеятельности любого общества, охватывают все стороны и процессы человеческого бытия. И вполне закономерен особый интерес многих поколений ученых к познанию потребностей, представляющих принципиально различные области научных изысканий результатом которых является существующее многообразие классификаций потребностей, например:

  • по характеру возникновения (первичные и вторичные);
  • по субъекту (личные, индивидуальные, общественные и т.д.)
  • по объекту (социальные, материальные, духовные и т.д.);
  • по средствам удовлетворения (материальные, нематериальные);
  • по насущности удовлетворения (первоочередные, второстепенные);
  • по возможностям удовлетворения (насыщаемые, ненасыщаемые);
  • по количественной определенности и мере реализации (абсолютные, действительные, фактические, платежеспособные)
  • и т.д.

Среди экономистов очень популярна классификация потребностей по Маслоу. Рассмотрим ее по подробнее.

Пирамида Маслоу

Наиболее наглядно экономические потребности общества и их иерархия в жизни каждого человека изображена в пирамиде Маслоу. Экономические потребности здесь расположены следующим образом (сверху вниз от менее важных к основным).

Пирамида Маслоу

Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:

  1. Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.
  2. Потребности в безопасности: комфорт, постоянство условий жизни.
  3. Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.
  4. Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
  5. Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

Существует также более подробная классификация. В системе выделяется семь основных уровней:

  1. (низший) Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д.
  2. Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
  3. Потребность в принадлежности и любви.
  4. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
  5. Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
  6. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
  7. (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.

ВАЖНО!

Система экономических потребностей является сложной и постоянно развивающейся. Структура потребностей, их объем, способы и уровень удовлетворения непрерывно изменяются: модифицируются, усложняются, совершенствуются в процессе исторического развития человеческой цивилизации.

Блага

Средства, удовлетворяющие потребностей называются благами (goods). В качестве блага могут рассматриваться материальные (вещи, предметы и т.д.) и идеальные явления, способы изменения и перемещения вещей в пространстве и времени, энергия в различных видах, всевозможная информация. Все указанное выше превращается во благо благодаря полезности, свойству, осознанному человеком как средство удовлетворения его потребности.

Экономические блага

Благом может быть состояние окружающей среды, если оно доставляет человеку удовольствие (например, чистое небо, красивый закат или свежий воздух). Благом может быть информация (например, смешная история, музыка или свежие новости).

Что такое экономическое благо?

Все неэкономические блага человек получает от природы в неограниченном количестве (воздух, солнечный свет, ветер, теплая погода и т.д.). Это свободные блага. Для их потребления нам не нужно отказываться от других благ, и, следовательно, могут потребляться в неограниченном количестве. 

В отличие от них, экономические блага ограничены, потому что ОБЫЧНО обязательным условием их возникновения является созидательная деятельность человека - ТРУД! Они также требуют компенсации за свое использование и часто связаны с отказом от других благ. Например, земля становится экономическим благом, когда на нее вложен труд для ее обработки, и когда для этого используются другие ресурсы.

Экономическое благо - это блага, имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.

ВАЖНО!

Становится благо свободными или экономическим во многом определяется ситуацией, в которой мы его рассматриваем. Например, вода на берегу реки считается свободным благом, в то время как в пустыне вода становится экономическим благом. Если вы любите пение птиц, то, например, в лесу этого добра полным-полно и это свободное благо, однако, в центре города "пение птиц" преобразуется в экономическое благо!

В экономической теории, как благо рассматриваются права собственности на другие блага, такие как право на продажу, обмен или аренду, что отражает особенности рыночной экономики. Классификация благ является сложным процессом, выделяющим различные типы благ, отражающих их ограниченность или редкость.

Классификация экономических благ

Классификация благ достаточно сложная и многообразная. 

  1. По вещественному признаку: материальные и нематериальные. Материальные - это осязаемые вещи, которые могут накапливаться и храниться (одежда, пища, жилье и т.д.). Нематериальные - обеспечивают комфортную жизнь человека, но не могут быть накоплены (услуги образования, здравоохранения и т.д.). Невозможно отделить процесс их производства от потребления. 
  2. По типу удовлетворения потребностей: взаимозаменяемые и взаимодополняемые. Взаимозаменяемые (субституты) блага - это блага, которые рассматриваются потребителями как экономически заменяющие друг друга. Чай и кофе, автобус и трамвай и т.д. Взаимодополняемые блага (комплементарные) благаэто блага, совместное потребление которых является для потребителя более предпочтительным, чем потребление каждого из них по отдельности. Левый и правый ботинок, чай и сладости и т.д.
  3. По типу использования: потребительские и производственные. Потребительские блага (предметы потребления) - это конечные продукты производства, используемые человеком в готовом виде. Они предназначены для решения любых проблем и нужд людей. Детские игрушки, образовательные услуги, лекарства, велосипеды и т.д. Производственные блага - это блага, используемые для создания предметов потребления. Это прежде всего ресурсы производства (оборудование, добытое сырье, расходные материалы, электроэнергию и профессиональные навыки рабочих и т.д.).Хотя сами по себе эти средства производства не решают проблемы людей, без них невозможно произвести товары, которые удовлетворяют потребности потребителей. 

Общественные и частные блага

Очень интересным критерием классификации экономических благ является степень их доступности, по которому выделяют общественные и частные блага.

Что такое общественное благо?

Концепция общественного блага была впервые сформулирована в 1954 году американским профессором П. Самуэльсоном и развита профессором Р. Масгрейфом в концепции социально значимого блага в конце 1950-х.

Общественные блага - это набор благ, которые предоставляются населению бесплатно или, точнее, за счет государственных средств. Производство и распределение общественных благ контролируются государством, так как законы рынка здесь не применимы. Для обеспечения населения общественными благами государству необходимы финансовые ресурсы, получаемые за счет налогов.

Национальная оборона

Свойства общественных благ

Общественные блага обладают двумя основными свойствами: неконкурентоспособностью и неисключаемостью.

  1. Неконкурентоспособность. Благо невозможно делить, потребление одним человеком не уменьшает его доступности для других. Например, национальная правовая система является типичным примером неконкурентоспособного блага, так как ее использование не влияет на других граждан. То же относится к национальной спутниковой службе погоды.
  2. Неисключаемость. Использование благ одним человеком не лишает возможности других людей воспользоваться ими. Различают техническую невозможность и экономическую нецелесообразность исключения общественных благ. Если благо невозможно разделить, то исключение его использования практически невозможно. В случае, если затраты на обеспечение исключения общественного блага слишком высоки (например, требуются значительные средства на создание ограничений доступа), то такой подход может быть экономически нецелесообразным. Например, городской парк можно огородить и взимать плату за его использование, однако, если выручка не покроет затраты на ограждение, обслуживание и безопасность парка, это может быть невыгодным с экономической точки зрения.

Что такое частное благо?

Частное благо (от англ. private good) – это такое благо, которое приобретается потребителем готовым и способным заплатить за него и потребляется им или по его желанию. Или то блага, которые доступны только одному потребителю (он – собственник).

Частная собственность

Свойства частных благ

Частные блага обладают двумя ключевыми характеристиками:

  1. Конкурентность (избирательность) в потреблении. Потребление блага одним лицом исключает возможность их потребления другими лицами. Если вы носите шляпу, то только вы ОДИН получаете удовольствие от этого.
  2. Исключаемость. Потребление частного блага одним лицом делает невозможным его
    потребление другими лицами, не заплатившими за него. Другими словами, частные блага доступны только тем, кто способен оплатить их рыночную цену.

Эти характеристики играют важную роль, поскольку они определяют осуществление рыночных операций с частными благами и определяют эффективные объемы их производства и потребления. Плательщик за частное благо совпадает с его потребителем, и готовность платить отражает предельную полезность этого блага. Такой механизм является основой эффективного распределения ограниченных ресурсов общества.

Выводы

  1. Экономические потребности – это внутренние побуждения, которые стимулируют производство необходимых товаров, работ и услуг. Они являются движущей силой для эффективного использования доступных полезных ресурсов. Они отражают отношение людей к условиям своей деятельности и взаимоотношения, которые возникают при распределении и производстве экономических благ.
  2. Существуют различные классификации потребностей по разным признакам. Наиболее известная - пирамида А. Маслоу.
  3. Экономическое благо - это блага, имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.
  4. Существуют различные классификации экономических благ по разным признакам.
  5. Классификация благ на общественные и частные показывает проблему эффективного размещения ресурсов общества.

Домашняя работа

Цель: понять и проанализировать концепции потребностей и благ, их классификацию и взаимосвязь, а также продемонстрировать способность применять эти понятия на практике через анализ реальных примеров и кейсов. 

Домашнее задание по уроку состоит исключительно из теоретического блока (без решения задач).

Теоретический блок

Блок включает в себя 6 заданий, которые помогут закрепить усвоенные на уроке знания. 

Задание 1. Классификация потребностей и благ

  1. Составьте таблицу, в которой классифицируйте потребности и блага, основываясь на различных критериях (например, по степени необходимости, по природе потребностей и т.д.).
  2. Приведите примеры каждого типа потребностей и благ из реальной жизни.

Задание 2. Анализ потребностей и благ

  1. Выберите одну конкретную потребность (например, потребность в образовании) и проанализируйте, какие блага необходимы для её удовлетворения.
  2. Напишите краткое эссе (не менее 300 слов) о том, как различные виды благ способствуют удовлетворению данной потребности. Обсудите, как наличие или отсутствие этих благ влияет на уровень удовлетворения потребности.

Задание 3. Исследовательский проект

  1. Проведите небольшое исследование на тему "Как технологии изменяют структуру потребностей и доступность благ". Определите, какие новые потребности возникают с развитием технологий и какие новые блага становятся доступными.
  2. Напишите отчет (не менее 500 слов), в котором опишите результаты исследования, приведите примеры новых потребностей и благ, а также обсудите возможные экономические и социальные последствия этих изменений.

Задание 4. Графическое представление

Создайте диаграмму или инфографику, которая иллюстрирует взаимосвязь между потребностями и благами. Поясните, как определенные блага удовлетворяют конкретные потребности.

Задание 5. Эссе

Напишите заключение (не менее 200 слов), в котором подведите итоги выполнения задания. Обобщите основные выводы о понятиях потребностей и благ, их классификации и взаимосвязи. Обсудите, как понимание этих концепций помогает в анализе экономических явлений и в принятии обоснованных экономических решений.

Задание 6. Пирамида потребностей по Маслоу

  1. Отобразите пирамиду потребностей Маслоу на своей собственной жизненной ситуации. Рассмотрите каждый уровень потребностей и определите, какие из них в настоящее время наиболее актуальны для вас.
  2. Попробуйте определить, на каком уровне пирамиды вы находитесь в данный момент. Обратите внимание на то, как изменение обстоятельств в вашей жизни может влиять на переход между уровнями.
  3. Проанализируйте, как удовлетворение потребностей на разных уровнях влияет на ваше самочувствие, мотивацию и общее благополучие. Обратите внимание на то, какие потребности играют более важную роль в вашей жизни в данный момент.
  4. Подумайте, какие действия вы можете предпринять для удовлетворения различных потребностей и повышения своего уровня жизненной удовлетворенности.

Эти задания помогут студентам глубже понять концепции потребностей и благ, развить навыки анализа и исследования, а также применить теоретические знания на практике.

Главная цель обучения - научить думать, а не научить думать каким-то особым образом. Лучше развивать свой собственный разум и учиться думать самим, чем загружать в свою память множеством мыслей других людей. Поддержите наш проект - оформите подписку!
Потапова Алёна

Директор по развитию
Население
8176375483
Умерли за год
57907641
Родились за год
142463046