Что делать с малым и микро бизнесом в Москве и вообще в России в кризис? Как быстро принять решение: закрывать или не закрывать офис или точку продаж? Я Татьяна Штыркова, мой опыт предпринимательства более 20 лет и 7 бизнес проектов. Я прошла все кризисы от 1998 года до нынешнего, и сейчас хочу с вами поделиться коротким и практичным подходом к вопросу: закрываться сразу или обождать.
Что делать предпринимателю со своим малым или микро бизнесом в Москве и вообще в России в кризис?
Как быстро принять решение: закрывать или не закрывать офис или точку продаж?
Я Татьяна Штыркова, https://shtyrkova.com и мой опыт предпринимательства более 20 лет и 7 бизнес проектов. Я прошла все кризисы от 1998 года до нынешнего, и сейчас хочу с вами поделиться коротким и практичным подходом к вопросу: закрываться сразу или обождать.
Если вы помните, в 2014-м году доллар тоже стал стоить 100 рублей. Все думали, что это конец света, но, тем не менее, мы выжили. У меня, например, тогда появился новый бизнес. Именно в тот момент я расширилась на запад, в США со своим бизнесом, несмотря на кризис.
На этот раз, в 2020 году, мы попали под колеса тройного кризиса, и каждый из нас на себе почувствует это. Все должны быть готовы.
Почему тройной кризис?
Первая причина – это пандемия, такого в нашей жизни ещё не было. Черный лебедь – в действии. Если вы читали Нассима Талеба, то знаете, о чем я. Если нет – почитайте.
Вторая причина – психологические проблемы людей и паника. Понятно почему – такого в нашей жизни ещё не было, и мы не знаем, как конструировать будущее. Данных в нашем мозге из реального опыта нет, и от этого сознание рисует негативные сценарии. Замкнутый круг негатива.
Третий момент – это, безусловно, снижение доходов и уровня жизни, рост цен, падение рубля и т.п. К этому нужно быть готовым всем: микро- и нанобизнесу, ИП и самозанятым и работающим по найму. Надо серьезно отнестись к принятию решения и не откладывать его – закрывать бизнес, точку продаж вам сейчас или подождать, а если подождать, то сколько?
Итак, что делаем? Считаем! Считаем плановую убыточность на 3-6 месяцев, считаем все опексы, то бишь все затраты на содержание точки, предполагая полное отсутствие продаж. Так вы увидите цифру ваших потенциально невозвратных, потерянных, так сказать, средств. Выводим сумму – оценку самого негативного сценария.
Дальше возможны два варианта:
Первый вариант. Вы не упали в обморок от этих подсчитанных цифр? Вы поняли, что без особого напряга и долгов сможете вытянуть на себе эти затраты, и после этого у вас еще останутся средства на поддержание нормального уровня продвижения? Тогда не закрывайтесь, продолжайте работать и искать возможные пути дальнейшего развития. Возможно, придется усилить разного рода рекламу, вступить в союз с кем-то из игроков на вашем рынке. Не тратьте время попусту – учитесь и пробуйте что-то новое.
Также уменьшаем расходы, всеми возможными путями. Пишем письма об отсрочках платежей по аренде и кредитам по причине форс-мажора. Очень важно в такие моменты все документировать, а не просто проговаривать на словах и личных встречах.
Кризис-самое правильное время проверки контрагентов на адекватность.
Очень важный момент: четко поймите, есть ли на вашем рынке отложенный спрос. Например, в иммиграционных услугах он есть – это фактически часто разовая сделка в жизни. Сейчас люди переждут, но, как только напряжение спадет, начнется возврат и рост, и все ожидающие выйдут в сделки. А, например, в туризме или салоне красоты такого отсроченного спроса нет. Вы дважды потом в отпуск в один и тот же промежуток времени не съездите или трижды чаще стричься не станете. И вот такие микро-бизнесы страдают сильнее.
Второй вариант. Если стало ясно, что размер планового убытка, который вы прикинули за 6 месяцев, вас заведет в жуткие долги, и ваше качество жизни от этого существенно пострадает – снижайте риск и замораживайте бизнес, закрывайте точку.
Просто примите такое осознанное решение и не влезайте в долги. Закрывайтесь. Я знаю, каково это – со слезами снимать вывеску, продавать мебель или раздавать ненужные вещи из офисов, которые вы бережно копили и использовали каждый день, я проходила это не один раз. И если нужно будет, пройду этот путь ещё раз. Это не конец истории. Возможно, вам стоить рассмотреть варианты переноса и расширения вашего бизнеса за рубеж и зарабатывать там в долларах или евро, конечно после прохождения пика пандемии.
А пока есть время на карантине –рекомендую присмотреться к новым идеям для бизнеса: организации онлайн мероприятий, различных курьерских служб для доставки покупок и медикаментов, бизнес на аренде квартир и различных выездных тестовых лабораторий, и много еще интересных идей выплывает вверх на волне нынешнего кризиса.
Уже настала пора перестать бояться. Кризис – свершившейся факт. Кризисы уже были, и каждый раз находилось решение. Важно это понять и принять.
Ну и последний совет – если не можете определиться сами, что делать дальше – идите к бизнес менторам, которым вы доверяете, опыт которых может быть больше, чем ваш. Я в последние годы действую только так и, слава Богу, в моем окружении и семье такие люди есть. Благодаря им в том числе я и продолжаю двигаться вперед и работать.
Если нужна моя помощь в такое непростое время – можно записаться на консультацию по WhatsApp +7 903 246 43 16.
И помните – Бог дал нам кризис и этот вирус для того, чтобы проанализировать свою жизнь, понять, что для нас главное, а что нет, и изменить её к лучшему.
Кому интересна эта тема в видео формате-на моем канале выложена запись прямого эфира.Увидимся на моем канале youtube Work.Travel.Migrate! http://bit.ly/Tatiana_Shtyrkova
Новости по теме
Последние новости
Общественная редакция в Москве
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.