Руководство ПАО «Газпром», оценив объемы падения экспорта, начало рассматривать варианты увеличения своих доходов на внутреннем рынке. Одним из решений стала либерализация цен на газ, сообщается в эксклюзивном материале "Ъ".
С начала марта 2022 года ПАО «Газпром» переживает не самые лучшие времена. Это вызвано значительным падением экспорта в европейские страны, которые до недавнего времени были главными покупателями энергоносителей. На фоне этого в средствах массовой информации появились сообщения о том, что компания обратилась к Правительству Российской Федерации с предложением о либерализации оптовых цен для клиентов, которые покупают газ в промышленных объемах, а также о введении сезонной дифференциации и запуске системы коммерческой балансировки. Такое решение имеет экономическое обоснование и целесообразность, поскольку на внутреннем рынке сейчас независимые производители газа («Роснефть» и НОВАТЭК) могут переманивать крупных покупателей, предлагая им гибкую ценовую политику, тогда как «Газпром» такой возможностью не располагает.
С заявлением о постепенном введении свободных цен на газ выступил зампред «Газпрома» Виталий Маркелов на заседании госсовета по энергетике. Во время своей презентации он подчеркнул важность смены приоритетного направления в сторону внутреннего рынка для предприятий газовой отрасли.
О либерализации оптовых цен на газ сезонного характера впервые заговорили еще в начале 2000-х годов. Однако несмотря на большое количество сторонников это так и не стало толчком для начала реформы.
Сейчас «Газпром» для продажи газа потребителям использует тариф, который был установлен ФАС. Независимые корпорации также ориентируются на эту стоимость, однако для крупных клиентов делают небольшие скидки, что делает их предложения более выгодными. А тем временем «Газпром», который занял 63% рынка, терпит убытки, продавая газ по установленному тарифу даже в тех регионах, где стоимость продукции не покрывает затраты компании.
Маркелов заявил, что сложившаяся ситуация является благоприятной только для независимых поставщиков, которые при помощи скидок и гибкой системы ценообразования забирают себе самые высокодоходные регионы страны. Эффективным инструментом в борьбе с ценовой дискриминацией зампред «Газпрома» считает либерализацию и сезонную дифференциацию оптовых тарифов на газ. Пилотный проект в первое время после запуска охватит всего несколько регионов. Для полномасштабного введения программы потребуется несколько лет.
Несмотря на то, что предложение «Газпрома» уже активно обсуждается в средствах массовой информации, компания не спешит оставлять свои комментарии на этот счет.
Персоны1 и Компании5 в новости
Новости по теме
Последние новости
Общественная редакция в Москве
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.