Родился 9 августа 1954 года в Орле. Еще в детстве решил связать свою жизнь с кинематографом. С 1968 года регулярно ходил в кино и смотрел все, что показывали в кинотеатрах родного города. В 1971—1975 годах учился на актерском факультете Свердловского театрального училища. В 1975—1977 годах работал в Нижнетагильском драматическом театре им. Мамина Сибиряка. В 1977 году поступил на киноведческий факультет ВГИКа (мастерская Е. Суркова, Л. Маматовой), который окончил в 1982 году.
Работал научным сотрудником кинотеатра «Иллюзион» Госфильмофонда СССР; научным сотрудником ВНИИКа; редактором-консультантом телеканала «Останкино»; главным редактором прокатной фирмы «Скип-фильм»; редактором-консультантом службы кинопоказа телеканала «ТВ-6». Был ведущим, затем консультантом программы «Парад фестивалей» (1993—1994, «Останкино»); соавтором сценария и ведущим программы «Киномарафон» (1995—1996, РТР).
В разные годы работал директором программ международных кинофестивалей «Кинотавр», «Зеркало» имени Тарковского, «Восток & Запад. Классика и Авангард», «Лики любви».
До 2017 года преподавал историю кино в Московском Институте телевидения и радиовещания.
Публикуется с 1980 года. Автор ряда статей по вопросам кино в журналах «Искусство кино», «Советский экран», «Сеанс», в газетах «Экран и сцена», «Литературная газета», «Независимая газета», «Московский комсомолец». Написал книги «Клинт Иствуд» (2000), «Красный вестерн» (2009), «О Шмидте. Из России с любовью» (Загреб, 2016).
Снимался в фильмах «Бумажные глаза Пришвина» (1989), «Киногласность» (1991), «Концерт для крысы» (1995), «Специалист» (2009)[3].
Академик Российской академии киноискусства «Ника», член Российского оскаровского комитета (2002—2012), программный директор и художественный руководитель Чебоксарского международного кинофестиваля, программный директор Казанского международного кинофестиваля. Преподает историю кино в Московском университете «Синергия».