17:10
Пробки:   1
$
91.1604
98.9366
«О практике правоприменения институтами гражданского общества в области противодействия коррупции и обеспечения общественного контроля»
«О практике правоприменения ...
Подписка на рассылку

«О практике правоприменения институтами гражданского общества в области противодействия коррупции и обеспечения общественного контроля»

22 февраля 2018
3443
14 мин.
3
«О практике правоприменения институтами гражданского общества в области противодействия коррупции и обеспечения общественного контроля»
(доклад из круглого стола 21 февраля 2018 года по теме: Роль и участие институтов гражданского общества в области противодействия коррупции.)

Следует отметить что данная тема является своевременной, актуальной не только на региональных уровнях, но и на федеральном уровне.

Она проходит в преддверии выборов президента России, в преддверии существенных изменений в политике государства и совершенствования законодательства. В настоящее сложное время, когда сложились непростые отношения со странами Евросоюза, объявление санкций и противодействия в первую очередь экономической политике России необходимо объединение всех прогрессивных сил страны для обеспечения стабильности развития в стране и противодействие коррупции.

Юсупов Мансур Равилович – председатель правления МОО «Национальный комитет общественного контроля», председатель Московского антикоррупционного комитета при Московской ТПП, профессор, доктор юридических наук, эксперт Госдумы РФ.

Руководством страны четко определен курс на повышение эффективности экономики, иностранного товарововозмещения, установления инвестиционной привлекательности и много другое. И на этом пути стоит серьезной преградой высокий уровень коррупции, в противодействии с которой все больше вовлекаются наряду с правоохранительными органами все структуры общества и бизнеса.

Формирование в современной России подлинно правового государства и безоговорочное обеспечение верховенства Закона во всех сферах жизнедеятельности страны невозможны без активного участия в этих процессах граждан и институтов гражданского общества, которые могут и должны участвовать в этом, в том, числе в разработке законопроектов, в проведении антикоррупционной экспертизы законопроектов, в работе Общественных советов на всех уровнях, а также иметь возможность инициирования и подготовки проектов нормативно-правовых актов, лежащих в русле основных приоритетов по обеспечению законных прав и интересов широких социальных групп. В противном случае следует оставить надежды на полное осуществление в нашей стране принципа верховенства Закона.

Представляется, что сознательное и активное участие граждан, а также институтов гражданского общества в законотворческом процессе позволит выработать прозрачные для всего общества процедуры подготовки законов, повысить ответственность депутатов за результаты законотворчества. И, что самое главное ─ создать ограничения для развития негативной и порочной (с позиций подлинной демократии) корпоративизации законодательной деятельности в ущерб законным правам и интересам широких социальных масс, а также государства в целом.

На наш взгляд, сейчас это ─ одно из основных и важнейших направлений в России в плане повышения правовой идеологии и правовой культуры, наряду с другими направлениями, в законотворческой деятельности страны и в осуществлении общественного контроля. Логика развития правового Российского государства настоятельно диктует императив реализации общественного контроля во всех сферах жизнедеятельности страны, в том числе и в законодательной области.

В сознание каждого гражданина Великой России, как в губку, должен впитаться тезис, согласно которому Общество должно иметь реальную возможность оказывать влияние на законотворческие органы в целом и деятельность всех отраслей и направлений нашей страны, в соответствии с государственными программами в области обеспечения безопасности и правопорядка!

Безусловно, что степень и формы такого влияния могут быть различными, однако оно всегда предполагает в первую очередь возможность помощи общественных организаций государственным органам власти, а также осуществление функций общественного контроля над их деятельностью.

В рамках осуществления Стратегии государственной национальной политики России 21 июля 2014 г. был принят Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

Несомненно, что принятие этого Закона ознаменовало собой новый этап развития гражданского общества в России, несмотря на большие недоработки данного федерального закона. Появилось возможность проведения общественных проверок в правовом поле в различных отраслях.

На практике, такие институты гражданского общества - как общественные приемные межрегиональной общественной организации «Национальный комитет общественного контроля» и Московского антикоррупционного комитета при Московской ТПП «по горячей линии», в настоящее время в 35 регионах России, начиная уже с 2009 г, выполняют предусмотренные в настоящее время данным законом правовые формы общественного контроля при рассмотрении заявлений и обращений граждан и субъектов предпринимательства о коррупционных проявлениях и ущемлении их законных прав. Только за 2017 год рассмотрены 3457 обращений. Проведены общественные проверки, исследования поступивших материалов с экспертным заключением, в результате отменены десятки незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел с последующим возбуждением уголовных дел. Или наоборот прекращены незаконно возбуждённые «заказные» уголовные дела в отношении предпринимателей. Кроме того, мы аккредитовавшийся через Минюст России на право проведения независимой антикоррупционной экспертизы, проводим по этим обращениям общественную экспертизу (антикоррупционную экспертизу), общественную проверку (расследование, изучение поступивших материалов с их последующей правовой оценкой) и проводим общественные слушания (обсуждение при проведении «круглых столов» и конференции) с направлением этих заключений в различные федеральные, административные и контрольно-надзорные органы для принятия мер.

На ряду с положительными примерами при рассмотрении подробных обращений граждан и предпринимателей по защите их законных прав и интересов следует отметить что не всегда удается преодолеть административные и коррупционные барьеры, порой встречаются элементы круговой поруки в некоторых подразделениях правоохранительных и исполнительных органов. Здесь можно также отметить факты формальных отписок и круговой поруки со стороны данных органов власти.

За такие, мягко говоря, равнодушные действия представители органов власти, правоохранительных и контрольно-надзорных органов никакой ответственности к сожалению, пока несут т.к нет достаточного подобного требования на законодательном уровне. В ФЗ №212 «Об общественном контроле» нет никакой конкретики по вопросам ответственности чиновников за систематическое игнорирование обращений общественных организаций.

Наряду с этим можно привести много примеров, некомпетентности, несостоятельности, безграмотности и самих работников общественных организаций профильных направлений. Это к тому, что сапожник должен щит сапоги, а профессионалы юристы должны заниматься правовыми вопросами. И поэтому члены нашего Антикоррупционного комитета - доктора, кандидаты юридических наук, профессионалы силовых правоохранительных структур, способные в правовом поле защищать законные права и интересы, дать правильную правовую оценку.

Далее считаю необходимым довести до вас уважаемые коллеги в порядке обмена опытом практику работы в Московском регионе участия в работе Общественных советов - при Прокуратуре Москвы, транспортной прокуратуре, ФССП России, ГУ МВД по Москве, УМЧС и других федеральных органах власти, где я и мои заместители более 6 лет являемся членами этих Общественных Советов и членами Общественной палаты России. Имеем достаточно большой практический опыт в данной области.

В прошлые годы работа этих Советов проводилась раз в полгода, носила формальный характер, для галочки, в течении часа заслушивали несколько отчетных докладов представителей этих органов власти и на этом работа Общественных советов заканчивалась. О работе Общественной Палаты Москвы практически никто не слышал. Происходила пустая трата времени, пустословие и формализм.

Эту ситуацию в работе Общественных советов нам удалось переломить, мы предложили, руководству этих организаций, что прокуроры, начальники отделов полиции, судебные приставы и другие руководители при проведении приемов населения приглашали членов Общественных советов для участия в данных приемах населения, приглашали на свои служебные заседания. Кроме того, мы начали проводить семинары и лекции с личным составом этих структур по вопросам предупреждения, профилактики и недопущения коррупционных факторов и отношений. То есть создали реальные условия для осуществления общественного контроля в этих структурах, кроме того оказывая существенную помощь руководству этих государственных организаций.

Я лично проводил профилактические лекции и семинары и мои заместители с личным составом вышеуказанных государственных структур и как показывает опыт - прямой контакт и диалог нас как членов Общественных Советов, членов Общественной Палаты с сотрудниками приносит большую пользу. А для населения на приемах прокурорами, судебными приставами, и другими чиновниками, где участвуют члены Общественного совета показывает открытость и прозрачность деятельности этих органов власти, располагает к доверию. Предлагаю этот опыт форму взаимодействия институтов гражданского общества с государственными органами власти принят и использовать в работе Общественных Советов республики.

Хочу озвучить с вашего позволения еще две формы практики правоприменения институтами гражданского общества в области противодействия коррупции и реального общественного контроля.

Для этого привез вам наш информационно-аналитический журнал «Вестник Национального комитета общественного контроля» и образец общественного экспертного заключения по конкретным «заказным» коррупционным уголовным делам в регионах России.

Чтобы сэкономить время предлагаю посмотреть статьи в журнале «Настала Острая необходимость судебной реформы в России», «Коррупция в системе ЖКХ разрастается. Что делать?, «В Ленинградской области враги России» . Эта общественная платформа образована нами для открытого диалога по различным коррупционным факторам, мешающим нормальному развитию страны. Этот очередной Журнал вышел в ноябре 2017 года и уже в январе 2018 года на коллегии верховного суда Президент России слово в слово озвучил с нашего журнала «Настала острая необходимость судебной реформы в России» и каковы причины для этого.

В феврале 2018 года, на прошлой неделе на коллегии Генеральной прокуратуры Президент России Владимир Путин озвучил, что надо пресечь все факты «заказных» уголовных дел на предпринимателей, усилить борьбу с коррупцией. Наши голоса как видно иногда доходят до Президента России.

Буквально под завершение своего доклада за две минуты ознакомлю вас с нашим экспертным заключением (правовой оценкой) по конкретным на наш взгляд «заказным» уголовным делам и результатами по ним. Вашему вниманию представляю методику и правила проведения исследования правовой оценки, поступившей в наш адрес от генерального директора подмосковного трубного завода, который предложил Газпрому свою продукцию с экономией на 6-7 миллиардов бюджетных денег, что не устроило руководство других трубо производственных заводов. В результате было возбуждено по надуманным основаниям уголовное с арестом обратившегося к нам генерального директора. Изучив детально все копии материалов по уголовному делу, финансовые документы данного завода эксперты комитета с полной очевидностью выявили что состава преступления нет, все сфабриковано и искусственно надумано, без учета интересов государства и сбережения бюджетных денег. С заключением одновременно обратились в ФСБ России, Генеральному прокурору, руководству Администрации Президента, уполномоченному при Президенте России Титову. Титов согласился полностью с нашими выводами. В результате уголовное дело было прекращено, генеральный директор освобожден.

Второй свежий факт в отношении Мэра одного из городов Кемеровской области и его товарища. В отношении них были возбуждены уголовные дела за покушение на взятку в отношении Мэра и покушение на дачу взятки его товарищем без всяких оснований, по надуманным фальсифицированным фактам. К нам их представитель обратился уже на стадии судебного разбирательства. Детально изучив все представленные копии материалов, обстоятельства дела эксперты комитета подготовили заключение и представили суду на стадии судебного разбирательства. Прокурор области прямо в суде включил заднюю скорость, понял куда его завели следствие и оперативные сотрудники ОБЭП, чем это может закончиться дальше. Прокурор снял свои обвинения и потребовал у судьи вернуть дело на доследование. Судья, послушав выступление нашего эксперта с 10-м опытом работы в судах, также согласился с прокурором и оба уголовных дела вернули на доследование. Сейчас местные пинкертоны думают, как выйти из этого положения и сохранить свое лицо. Но Национальный комитет общественного контроля будет добиваться законности на всех уровнях власти.

По С. Петербургу подобным образом в 2015 году удалось сохранить целую отрасль военно-промышленного комплекса и не допустить срыва выполнения гособоронзаказа. В Удмуртии в 2016 году также сохранили деятельность целого завода и что удивительно организованное ОПГ возглавлял местный коммерсант, депутат законодательного собрания, член авторитетной политической партии, нам удалось его разоблачить, возбудить уголовное дело и сохранить деятельность завода.

В настоящее время в стадии экспертизы исследования копий материалов из Перьми, где под угрозу срыва поставлены 41 государственных контрактов по оборонзаказу. Удивительно, но оказывается это возможно, когда опять же местный депутат законодательного собрания, тоже член авторитетной политической партии, его близкие однокурсники и друзья, возглавляющие правоохранительные органы в этом регионе сумели вывести полтора миллиарда рублей из этого завода, присвоит площадки этого завода, довести до банкротства. И еще возбудить уголовные дела на самих же борцов за сохранение деятельности завода, где имеют работу более тысячи рабочих, жителей Перьми.

К нам обратился конкурсный управляющий по банкротству, которые начал возвращать эти площадки и восстанавливать деятельность этого завода, выпускающий современные ракеты и т.д. Из Москвы прибыла инкогнито, секретно от местных правоохранительных органов, следственная группа, арестовала этого депутата, провела обыски. Но как только они уехали местный друг судья освободил от ареста этого депутата, уголовное дело перешло в стадию волокиты. Противостояние конкурсному управляющему завода организовано заново, с привлечением правоохранительных органов. Теперь за нами слово, удастся ли нам добиться законности, сохранения завода, сотни рабочих мест, не допустить срыва гособоронзаказа покажет время. И еще посмотрим сможет ли новый губернатор этого региона переломить коррупционную ситуацию в этом регионе. Наверное, при Сталине за препятствия деятельности данного завода этих коррупционеров бы всех уже давно расстреляли.

Эти примерные факты еще раз доказывают, что если грамотно и профессионально осуществлять общественный контроль, то можно реально защитить интересы государства, целые заводы и отрасли от уничтожения, людей от беззакония, сохранить рабочие места и поступления налогов в бюджет.

В заключении всем участникам круглого стола желаю успехов в этой нелегкой и многогранной и нужной работе, направлен­ной на обеспечение общественного контроля, обобщения положительного опыта и дальнейшего развития правовых дисциплин в данном направлении, в том числе обеспечения правопорядка и безопасности в стране, обеспечение гражданских инициатив и под­держку всех инициатив Президента России и госу­дарственных органов в данном направлении.

Персоны2 и Компании1 в новости

Председатель Правления МОО «Национальный комитет общественного контроля», председатель РОО « Московский антикоррупционный комитет»
1 место
Президент Российской Федерации
2 место
Раздел:

Общественная редакция в Москве

Мы разработали способ поддержки региональных независимых сюжетов, волнующих местных жителей. Мы собираемся использовать его для развития "Общественной редакции", нового дома для лучших региональных журналистов.  Чтобы это сделать, мы нуждаемся в вашей помощи.
В рамках проекта планируется дальнейшее построение "Общественной редакции", членами которой становится каждый подписчик с правом голоса. Все важнейшие вопросы в деятельности Редакции решаются путем открытого голосования. Финансирование Редакции осуществляется за счет ежемесячных пожертвований подписчиков. Узнать больше
Потапова Алёна

Директор по развитию
Население
8112661228
Умерли за год
14273030
Родились за год
35114180