12 ноября 2018
4869
10 мин.
2
Все больше и больше мы слышим, что принимаемые меры по борьбе с коррупцией в России пока не приносят ожидаемого эффекта, за взяточничество осуждают все меньше и меньше чиновников и предпринимателей. Статистка в данной области главный показатель результативности проводимой антикоррупционной политики.
Экспертные советы Московского антикоррупционного комитета при Московской ТПП совместно с межрегиональной общественной организацией «Национальный комитет общественного контроля» активно участвую и постоянно отслеживают различные аналитические опросы населения страны по проблеме коррупции в стране.
Как известно, в соответствии со Стратегией экономической безопасности России на период до 2030 года, утвержденной указом президента РФ, одной из основных внутренних угроз является коррупция. Данный вывод подтверждается соцопросами.
По данным Торгово-промышленной Палаты РФ, 35,5% из 40,7 тыс. опрошенных предпринимателей сталкивались с необходимостью неофициальных платежей или подарков должностным лицам. В частности, подарки на сумму до 25 тыс. рублей приходилось делать 54,8% респондентам, от 25 тыс. до 150 тыс. руб. – 14%, от 150 тыс. до 1 млн рублей – 4,3%, а более 1 млн рублей – 1,4%. Чаще всего предприниматели сталкивались с коррупцией в разрешительной, контрольно-надзорной и закупочной сферах. При этом 40% респондентов считают действия федеральных властей по борьбе с коррупцией неэффективными.
Все это не могло не отразиться на инвестиционной привлекательности национальной экономики. Согласно последнему рейтингу Всемирного экономического форума «Глобальная конкурентоспособность», Россия занимает лишь 43-е место из 140. При этом коррупция названа одной из главных проблем для ведения бизнеса. Аналогичное утверждение содержится и в прошлогоднем опросе 100 компаний из списка Fortune 500, проведенном агентством FleishmanHillard Vanguard и Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП). За период с 2014 по 2017 годы доля инвесторов, пожаловавшихся на коррупцию, выросла втрое – с 18% до 56%.
Кроме того, анализ судебной практики свидетельствует о сокращении количества осужденных предпринимателей, в том числе за взяточничество. По данным Судебного департамента при Верховном суде России, в 2014 году было осуждено 9,2 тыс. предпринимателей, из них 339 – за взяточничество;
• в 2015 году – 9,2 тыс. предпринимателей, из них 329 – за взяточничество;
• в 2016 году – 9,8 тыс. предпринимателей, из них 239 – за взяточничество;
• в 2017 году – 6,8 тыс. предпринимателей, из них 230 – за взяточничество. В частности, 1 – за получение взятки; 146 – за дачу взятки; 14 – за посредничество и 70 – за мелкое взяточничество (10 тыс. руб.).
В первом полугодии 2018 года за совершение различных преступлений осудили 4,4 тыс. предпринимателей, из них 87 – за дачу взяток.
Эти показатели говорят об неэффективности противодействия коррупции как на правовом поле, так и вне правового поля.
В чем причина? А в том, что коррупция глубоко ушла не только в сознание людей, но больше спряталась за образованную «круговую поруку» правоохранительных и судебных органов, -считаю эксперты МОО «НКОК». Печально, но факт, что все форумы и конференции, проводимые под контролем государственных органов, носит формальный характер, для галочки и отчета.
А проводимые институтами гражданского общества за счет собственных средств практически игнорируются», — считают эксперты антикоррупционного комитета.
Немного положительная динамика по статистике отмечается в области административной отвественности. Административная ответственность организаций за коррупцию была введена в КоАП Федеральным законом от 25. 12. 2008 № 280-ФЗ. По данным Генпрокуратуры РФ, за 2011-2017 годы количество юрлиц, привлеченных к административной ответственности за коррупционные правонарушения, увеличилось в 17 раз (со 161 до 2 216). Всего же с момента введения административной ответственности за коррупционные правонарушения (ст. ст. 19. 28-19. 29 КоАП РФ) наказали 8 862 организации.
За первое полугодие 2018 года к административной ответственности по ст. 19. 28 КоАП было привлечено 262 организации (+23,6%), а общая сумма наложенных на них штрафов достигла 630,5 млн. рублей (+60%). Большая часть правонарушителей была выявлена в Центральном, Приволжском и Северо-Западном федеральных округах. Однако общая сумма взысканных с них штрафов составила всего 146,7 млн. рублей.
Как показывает практика, незаконное вознаграждение обычно выплачивается за: за освобождение от административной ответственности и общее покровительство; содействие при заключении и исполнении государственных/муниципальных контактов, отказ от участия в конкурсных процедурах, способствование в заключении сделок; предоставление преференций в ходе разрешительных процедур (решение вопроса о выделении земельных участков и предоставлении помещений в аренду).
Тем не менее в целях предупреждения, выявления и пресечения фактов деловой коррупции за последние годы были предприняты следующие шаги:
Во исполнение пп. «б» п. 25 указа президента РФ от 02. 04. 2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» Минтруд издал методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (в ред. от 08. 04. 2014). Основной акцент в них сделан на необходимости проведения организациями систематической оценки коррупционных рисков, создания процедуры выявления и урегулирования конфликтов интересов, внедрения стандартов поведения, развития внутреннего контроля и организации работы антикоррупционных подразделений.
Согласно инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (п.2. 1), рассмотрению подлежат обращения, полученные в письменной (устной) форме на личном приеме либо на Всероссийском дне приема предпринимателей, по почте, телеграфу, факсимильной связи, информационным системам общего пользования, посредством прямого канала связи Генерального прокурора России с бизнес-сообществом.
Сегодня бизнесмены могут оспорить в прокуратуре незаконные положения нормативно-правовых актов, например, административных регламентов предоставления государственных (муниципальных) услуг или осуществления контрольно-надзорных функций. Обратиться можно и в случае несогласия с действиями органов, уполномоченных на осуществление разрешительных, лицензионных, регистрационных и других процедур. Обжаловать можно также неисполнение требований Федерального закона от 24. 07. 2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Речь идет о выделении бюджетных средств (субсидий), размещении информации об оказании предпринимателям помощи в общедоступных источниках, соблюдении гарантированного федеральным законодательством преимущественного права на выкуп арендуемой недвижимости и т.д.
В 2016 году статьи 291-291. 2, 204-204. 2 Уголовного кодекса РФ были дополнены примечаниями, согласно которым лицо, давшее взятку или предмет коммерческого подкупа, освобождается от уголовной ответственности, если активно способствовало раскрытию или расследованию преступления и либо в отношении него имело место вымогательство взятки (предмета подкупа) со стороны должностного лица, либо после совершения преступления лицо добровольно сообщило о нем в правоохранительный орган.
Согласно примечанию 2 к ст. 200. 5 УК РФ лицо, совершившее подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию или расследованию преступления, либо в отношении его имело место вымогательство предмета подкупа, либо это лицо добровольно сообщило о совершенном преступлении в правоохранительный орган.
Федеральный закон от 03. 08. 2018 № 298-ФЗ ввел условия освобождения организаций от административной ответственности за правонарушения, предусмотренные ст. 19. 28 КоАП. Согласно ч. 5 данной статьи, если юридическое лицо способствовало его выявлению, проведению административного расследования и (или) раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением, либо в отношении него имело место вымогательство. При этом данное положение не будет распространяться на правонарушения, совершенные в отношении иностранных должностных лиц и представителей международных организаций при осуществлении коммерческих сделок.
В августе вступил в силу приказ МВД России от 06. 06. 2018 №356, позволяющий выплачивать вознаграждения гражданам, участвовавшим в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших. Согласно приказу, размер вознаграждения варьируется от нескольких тысяч (сумма до 500 тыс. рублей устанавливается по решению руководителя территориального управления МВД или его заместителя) до 3 млн рублей (по решению замминистра) и выше (непосредственно главой МВД). Объявления о вознаграждении будут публиковаться на официальном сайте МВД. Решение о его выплате будет приниматься после задержания преступника. В случае принятия решения о выплате вознаграждения МВД будет уведомлять об этом гражданина в течение 14 дней со дня издания приказа. В случае отказа в выплате вознаграждения гражданин узнает об этом в течение 7 дней со дня утверждения соответствующего заключения. Вознаграждение можно будет получить как наличными, так и безналичным путем.На практике практически нет таких фактов.
Несмотря на столь позитивные преобразования, сохраняется ряд существенных проблем, снижающих эффективность борьбы с коррупцией. Так, главным тормозом развития института заявителей о фактах коррупции является не столько боязнь мести (причинения вреда) со стороны чиновников, сколько отсутствие заинтересованности у самих бизнесменов ввиду дефицита доверия правоохранительным органам, - отмечает главный эксперт по анти коррупции Московского антикоррупционного комитета Александр Сухаренко.
Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 20. 08. 2004 № 119-ФЗ (ч. 2 ст. 2) предусматривает, что меры госзащиты могут быть применены до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления. Однако госзащита заявителей осуществляется лишь после получение ими процессуального статуса – потерпевшего или свидетеля.
Другой проблемой является обеспечение соблюдения принципов обоснованности и добросовестности заявления о фактах коррупции. При отсутствии реальных доказательств бизнесмен может сам стать субъектом уголовного преследования, например, за клевету (штраф по ст. 128. 1 УК РФ – до 5 млн. рублей) или заведомо ложный донос (лишение свободы по ст. 306 УК РФ от двух до трех лет).
Таким образом, для эффективной реализации антикоррупционной политики в сфере бизнеса необходимо не только обеспечить госзащиту предпринимателей от незаконного уголовного преследования в случае разоблачения коррупционеров, но и повысить их информированность о существующих внесудебных механизмах защиты своих прав и интересов, - считает председатель правления Национального комитета общественного контроля Мансур Юсупов.
Экспертные советы Московского антикоррупционного комитета при Московской ТПП совместно с межрегиональной общественной организацией «Национальный комитет общественного контроля» активно участвую и постоянно отслеживают различные аналитические опросы населения страны по проблеме коррупции в стране.
Как известно, в соответствии со Стратегией экономической безопасности России на период до 2030 года, утвержденной указом президента РФ, одной из основных внутренних угроз является коррупция. Данный вывод подтверждается соцопросами.
По данным Торгово-промышленной Палаты РФ, 35,5% из 40,7 тыс. опрошенных предпринимателей сталкивались с необходимостью неофициальных платежей или подарков должностным лицам. В частности, подарки на сумму до 25 тыс. рублей приходилось делать 54,8% респондентам, от 25 тыс. до 150 тыс. руб. – 14%, от 150 тыс. до 1 млн рублей – 4,3%, а более 1 млн рублей – 1,4%. Чаще всего предприниматели сталкивались с коррупцией в разрешительной, контрольно-надзорной и закупочной сферах. При этом 40% респондентов считают действия федеральных властей по борьбе с коррупцией неэффективными.
Все это не могло не отразиться на инвестиционной привлекательности национальной экономики. Согласно последнему рейтингу Всемирного экономического форума «Глобальная конкурентоспособность», Россия занимает лишь 43-е место из 140. При этом коррупция названа одной из главных проблем для ведения бизнеса. Аналогичное утверждение содержится и в прошлогоднем опросе 100 компаний из списка Fortune 500, проведенном агентством FleishmanHillard Vanguard и Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП). За период с 2014 по 2017 годы доля инвесторов, пожаловавшихся на коррупцию, выросла втрое – с 18% до 56%.
Кроме того, анализ судебной практики свидетельствует о сокращении количества осужденных предпринимателей, в том числе за взяточничество. По данным Судебного департамента при Верховном суде России, в 2014 году было осуждено 9,2 тыс. предпринимателей, из них 339 – за взяточничество;
• в 2015 году – 9,2 тыс. предпринимателей, из них 329 – за взяточничество;
• в 2016 году – 9,8 тыс. предпринимателей, из них 239 – за взяточничество;
• в 2017 году – 6,8 тыс. предпринимателей, из них 230 – за взяточничество. В частности, 1 – за получение взятки; 146 – за дачу взятки; 14 – за посредничество и 70 – за мелкое взяточничество (10 тыс. руб.).
В первом полугодии 2018 года за совершение различных преступлений осудили 4,4 тыс. предпринимателей, из них 87 – за дачу взяток.
Эти показатели говорят об неэффективности противодействия коррупции как на правовом поле, так и вне правового поля.
В чем причина? А в том, что коррупция глубоко ушла не только в сознание людей, но больше спряталась за образованную «круговую поруку» правоохранительных и судебных органов, -считаю эксперты МОО «НКОК». Печально, но факт, что все форумы и конференции, проводимые под контролем государственных органов, носит формальный характер, для галочки и отчета.
А проводимые институтами гражданского общества за счет собственных средств практически игнорируются», — считают эксперты антикоррупционного комитета.
Немного положительная динамика по статистике отмечается в области административной отвественности. Административная ответственность организаций за коррупцию была введена в КоАП Федеральным законом от 25. 12. 2008 № 280-ФЗ. По данным Генпрокуратуры РФ, за 2011-2017 годы количество юрлиц, привлеченных к административной ответственности за коррупционные правонарушения, увеличилось в 17 раз (со 161 до 2 216). Всего же с момента введения административной ответственности за коррупционные правонарушения (ст. ст. 19. 28-19. 29 КоАП РФ) наказали 8 862 организации.
За первое полугодие 2018 года к административной ответственности по ст. 19. 28 КоАП было привлечено 262 организации (+23,6%), а общая сумма наложенных на них штрафов достигла 630,5 млн. рублей (+60%). Большая часть правонарушителей была выявлена в Центральном, Приволжском и Северо-Западном федеральных округах. Однако общая сумма взысканных с них штрафов составила всего 146,7 млн. рублей.
Как показывает практика, незаконное вознаграждение обычно выплачивается за: за освобождение от административной ответственности и общее покровительство; содействие при заключении и исполнении государственных/муниципальных контактов, отказ от участия в конкурсных процедурах, способствование в заключении сделок; предоставление преференций в ходе разрешительных процедур (решение вопроса о выделении земельных участков и предоставлении помещений в аренду).
Тем не менее в целях предупреждения, выявления и пресечения фактов деловой коррупции за последние годы были предприняты следующие шаги:
Во исполнение пп. «б» п. 25 указа президента РФ от 02. 04. 2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» Минтруд издал методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (в ред. от 08. 04. 2014). Основной акцент в них сделан на необходимости проведения организациями систематической оценки коррупционных рисков, создания процедуры выявления и урегулирования конфликтов интересов, внедрения стандартов поведения, развития внутреннего контроля и организации работы антикоррупционных подразделений.
Согласно инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (п.2. 1), рассмотрению подлежат обращения, полученные в письменной (устной) форме на личном приеме либо на Всероссийском дне приема предпринимателей, по почте, телеграфу, факсимильной связи, информационным системам общего пользования, посредством прямого канала связи Генерального прокурора России с бизнес-сообществом.
Сегодня бизнесмены могут оспорить в прокуратуре незаконные положения нормативно-правовых актов, например, административных регламентов предоставления государственных (муниципальных) услуг или осуществления контрольно-надзорных функций. Обратиться можно и в случае несогласия с действиями органов, уполномоченных на осуществление разрешительных, лицензионных, регистрационных и других процедур. Обжаловать можно также неисполнение требований Федерального закона от 24. 07. 2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Речь идет о выделении бюджетных средств (субсидий), размещении информации об оказании предпринимателям помощи в общедоступных источниках, соблюдении гарантированного федеральным законодательством преимущественного права на выкуп арендуемой недвижимости и т.д.
В 2016 году статьи 291-291. 2, 204-204. 2 Уголовного кодекса РФ были дополнены примечаниями, согласно которым лицо, давшее взятку или предмет коммерческого подкупа, освобождается от уголовной ответственности, если активно способствовало раскрытию или расследованию преступления и либо в отношении него имело место вымогательство взятки (предмета подкупа) со стороны должностного лица, либо после совершения преступления лицо добровольно сообщило о нем в правоохранительный орган.
Согласно примечанию 2 к ст. 200. 5 УК РФ лицо, совершившее подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию или расследованию преступления, либо в отношении его имело место вымогательство предмета подкупа, либо это лицо добровольно сообщило о совершенном преступлении в правоохранительный орган.
Федеральный закон от 03. 08. 2018 № 298-ФЗ ввел условия освобождения организаций от административной ответственности за правонарушения, предусмотренные ст. 19. 28 КоАП. Согласно ч. 5 данной статьи, если юридическое лицо способствовало его выявлению, проведению административного расследования и (или) раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением, либо в отношении него имело место вымогательство. При этом данное положение не будет распространяться на правонарушения, совершенные в отношении иностранных должностных лиц и представителей международных организаций при осуществлении коммерческих сделок.
В августе вступил в силу приказ МВД России от 06. 06. 2018 №356, позволяющий выплачивать вознаграждения гражданам, участвовавшим в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших. Согласно приказу, размер вознаграждения варьируется от нескольких тысяч (сумма до 500 тыс. рублей устанавливается по решению руководителя территориального управления МВД или его заместителя) до 3 млн рублей (по решению замминистра) и выше (непосредственно главой МВД). Объявления о вознаграждении будут публиковаться на официальном сайте МВД. Решение о его выплате будет приниматься после задержания преступника. В случае принятия решения о выплате вознаграждения МВД будет уведомлять об этом гражданина в течение 14 дней со дня издания приказа. В случае отказа в выплате вознаграждения гражданин узнает об этом в течение 7 дней со дня утверждения соответствующего заключения. Вознаграждение можно будет получить как наличными, так и безналичным путем.На практике практически нет таких фактов.
Несмотря на столь позитивные преобразования, сохраняется ряд существенных проблем, снижающих эффективность борьбы с коррупцией. Так, главным тормозом развития института заявителей о фактах коррупции является не столько боязнь мести (причинения вреда) со стороны чиновников, сколько отсутствие заинтересованности у самих бизнесменов ввиду дефицита доверия правоохранительным органам, - отмечает главный эксперт по анти коррупции Московского антикоррупционного комитета Александр Сухаренко.
Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 20. 08. 2004 № 119-ФЗ (ч. 2 ст. 2) предусматривает, что меры госзащиты могут быть применены до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления. Однако госзащита заявителей осуществляется лишь после получение ими процессуального статуса – потерпевшего или свидетеля.
Другой проблемой является обеспечение соблюдения принципов обоснованности и добросовестности заявления о фактах коррупции. При отсутствии реальных доказательств бизнесмен может сам стать субъектом уголовного преследования, например, за клевету (штраф по ст. 128. 1 УК РФ – до 5 млн. рублей) или заведомо ложный донос (лишение свободы по ст. 306 УК РФ от двух до трех лет).
Таким образом, для эффективной реализации антикоррупционной политики в сфере бизнеса необходимо не только обеспечить госзащиту предпринимателей от незаконного уголовного преследования в случае разоблачения коррупционеров, но и повысить их информированность о существующих внесудебных механизмах защиты своих прав и интересов, - считает председатель правления Национального комитета общественного контроля Мансур Юсупов.
Персоны1 и Компании1 в новости
Председатель Правления МОО «Национальный комитет общественного контроля», председатель РОО « Московский антикоррупционный комитет»
1 место
Раздел:
Новости по теме
2780
4154
4581
Последние новости
996
Общественная редакция в Москве
Мы разработали способ поддержки региональных независимых сюжетов, волнующих местных жителей. Мы собираемся использовать его для развития "Общественной редакции", нового дома для лучших региональных журналистов. Чтобы это сделать, мы нуждаемся в вашей помощи.
В рамках проекта планируется дальнейшее построение "Общественной редакции", членами которой становится каждый подписчик с правом голоса. Все важнейшие вопросы в деятельности Редакции решаются путем открытого голосования. Финансирование Редакции осуществляется за счет ежемесячных пожертвований подписчиков. Узнать больше
Каждый ПОДПИСЧИК получает доступ к чату "Общественной редакции" и его голос учитывается при подборе журналистов и выборе тематики новостей. Управляющая компания предлагает кандидатуры журналистов на рассмотрение ПОДПИСЧИКОВ, которые и определяют состав редакции путем голосования.
Каждый подписчик имеет право создания запроса в редакцию, который обрабатывается в порядке очереди. В итоге формируется полноценное журналистское расследование, сопровождающиеся:
- Раскрытием при помощи: фото, видео, стрим;
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.
Таким образом, создается уникальное СМИ, управляемое исключительно ПОДПИСЧИКАМИ.
Новая платформа журналистики будет полностью обеспечиваться за счёт пожертвований подписчиков. Структура "Общественной редакции" полностью исключает понятие "Владелец", как в традиционных СМИ. Таким образом, можно избежать воздействия различных сил: государственных и рыночных, которые искажают информационное пространство на выгоду своим интересам. Журналист в "Общественной редакции" пишет по темам и запросам, которые формируют ПОДПИСЧИКИ в чате редакции.
Раздел "Новости в Москве" - это последние новости Москвы и Московской области. Журналисты портала ГлобалМСК.ру с максимальной точностью и объективностью донесут до читателей информацию о важных событиях в бизнесе, политике, экономике, здравоохранении, культуре и других сферах жизни региона. Оформите подписку на новости - поддержите независимую журналистику в Москве.
Потапова Алёна
Директор по развитию