03:40
+14 C°
Пробки:   0
$
65.9961
73.2227

Анализ антикоррупционной деятельности в России

12 ноября 2018 года
2754
Анализ антикоррупционной деятельности в России
Все больше и больше мы слышим, что принимаемые меры по борьбе с коррупцией в России пока не приносят ожидаемого эффекта, за взяточничество осуждают все меньше и меньше чиновников и предпринимателей. Статистка в данной области главный показатель результативности проводимой антикоррупционной политики.

Экспертные советы Московского антикоррупционного комитета при Московской ТПП совместно с межрегиональной общественной организацией «Национальный комитет общественного контроля» активно участвую и постоянно отслеживают различные аналитические опросы населения страны по проблеме коррупции в стране.

Как известно, в соответствии со Стратегией экономической безопасности России на период до 2030 года, утвержденной указом президента РФ, одной из основных внутренних угроз является коррупция. Данный вывод подтверждается соцопросами.

По данным Торгово-промышленной Палаты РФ, 35,5% из 40,7 тыс. опрошенных предпринимателей сталкивались с необходимостью неофициальных платежей или подарков должностным лицам. В частности, подарки на сумму до 25 тыс. рублей приходилось делать 54,8% респондентам, от 25 тыс. до 150 тыс. руб. – 14%, от 150 тыс. до 1 млн рублей – 4,3%, а более 1 млн рублей – 1,4%. Чаще всего предприниматели сталкивались с коррупцией в разрешительной, контрольно-надзорной и закупочной сферах. При этом 40% респондентов считают действия федеральных властей по борьбе с коррупцией неэффективными.

Все это не могло не отразиться на инвестиционной привлекательности национальной экономики. Согласно последнему рейтингу Всемирного экономического форума «Глобальная конкурентоспособность», Россия занимает лишь 43-е место из 140. При этом коррупция названа одной из главных проблем для ведения бизнеса. Аналогичное утверждение содержится и в прошлогоднем опросе 100 компаний из списка Fortune 500, проведенном агентством FleishmanHillard Vanguard и Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП). За период с 2014 по 2017 годы доля инвесторов, пожаловавшихся на коррупцию, выросла втрое – с 18% до 56%.

Кроме того, анализ судебной практики свидетельствует о сокращении количества осужденных предпринимателей, в том числе за взяточничество. По данным Судебного департамента при Верховном суде России, в 2014 году было осуждено 9,2 тыс. предпринимателей, из них 339 – за взяточничество;

• в 2015 году – 9,2 тыс. предпринимателей, из них 329 – за взяточничество;

• в 2016 году – 9,8 тыс. предпринимателей, из них 239 – за взяточничество;

• в 2017 году – 6,8 тыс. предпринимателей, из них 230 – за взяточничество. В частности, 1 – за получение взятки; 146 – за дачу взятки; 14 – за посредничество и 70 – за мелкое взяточничество (10 тыс. руб.).

В первом полугодии 2018 года за совершение различных преступлений осудили 4,4 тыс. предпринимателей, из них 87 – за дачу взяток.

Эти показатели говорят об неэффективности противодействия коррупции как на правовом поле, так и вне правового поля.

В чем причина? А в том, что коррупция глубоко ушла не только в сознание людей, но больше спряталась за образованную «круговую поруку» правоохранительных и судебных органов, -считаю эксперты МОО «НКОК». Печально, но факт, что все форумы и конференции, проводимые под контролем государственных органов, носит формальный характер, для галочки и отчета.

А проводимые институтами гражданского общества за счет собственных средств практически игнорируются», — считают эксперты антикоррупционного комитета.

Немного положительная динамика по статистике отмечается в области административной отвественности. Административная ответственность организаций за коррупцию была введена в КоАП Федеральным законом от 25. 12. 2008 № 280-ФЗ. По данным Генпрокуратуры РФ, за 2011-2017 годы количество юрлиц, привлеченных к административной ответственности за коррупционные правонарушения, увеличилось в 17 раз (со 161 до 2 216). Всего же с момента введения административной ответственности за коррупционные правонарушения (ст. ст. 19. 28-19. 29 КоАП РФ) наказали 8 862 организации.

За первое полугодие 2018 года к административной ответственности по ст. 19. 28 КоАП было привлечено 262 организации (+23,6%), а общая сумма наложенных на них штрафов достигла 630,5 млн. рублей (+60%). Большая часть правонарушителей была выявлена в Центральном, Приволжском и Северо-Западном федеральных округах. Однако общая сумма взысканных с них штрафов составила всего 146,7 млн. рублей.

Как показывает практика, незаконное вознаграждение обычно выплачивается за: за освобождение от административной ответственности и общее покровительство; содействие при заключении и исполнении государственных/муниципальных контактов, отказ от участия в конкурсных процедурах, способствование в заключении сделок; предоставление преференций в ходе разрешительных процедур (решение вопроса о выделении земельных участков и предоставлении помещений в аренду).

Тем не менее в целях предупреждения, выявления и пресечения фактов деловой коррупции за последние годы были предприняты следующие шаги:

Во исполнение пп. «б» п. 25 указа президента РФ от 02. 04. 2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» Минтруд издал методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (в ред. от 08. 04. 2014). Основной акцент в них сделан на необходимости проведения организациями систематической оценки коррупционных рисков, создания процедуры выявления и урегулирования конфликтов интересов, внедрения стандартов поведения, развития внутреннего контроля и организации работы антикоррупционных подразделений.

Согласно инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (п.2. 1), рассмотрению подлежат обращения, полученные в письменной (устной) форме на личном приеме либо на Всероссийском дне приема предпринимателей, по почте, телеграфу, факсимильной связи, информационным системам общего пользования, посредством прямого канала связи Генерального прокурора России с бизнес-сообществом.

Сегодня бизнесмены могут оспорить в прокуратуре незаконные положения нормативно-правовых актов, например, административных регламентов предоставления государственных (муниципальных) услуг или осуществления контрольно-надзорных функций. Обратиться можно и в случае несогласия с действиями органов, уполномоченных на осуществление разрешительных, лицензионных, регистрационных и других процедур. Обжаловать можно также неисполнение требований Федерального закона от 24. 07. 2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Речь идет о выделении бюджетных средств (субсидий), размещении информации об оказании предпринимателям помощи в общедоступных источниках, соблюдении гарантированного федеральным законодательством преимущественного права на выкуп арендуемой недвижимости и т.д.

В 2016 году статьи 291-291. 2, 204-204. 2 Уголовного кодекса РФ были дополнены примечаниями, согласно которым лицо, давшее взятку или предмет коммерческого подкупа, освобождается от уголовной ответственности, если активно способствовало раскрытию или расследованию преступления и либо в отношении него имело место вымогательство взятки (предмета подкупа) со стороны должностного лица, либо после совершения преступления лицо добровольно сообщило о нем в правоохранительный орган.

Согласно примечанию 2 к ст. 200. 5 УК РФ лицо, совершившее подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию или расследованию преступления, либо в отношении его имело место вымогательство предмета подкупа, либо это лицо добровольно сообщило о совершенном преступлении в правоохранительный орган.

Федеральный закон от 03. 08. 2018 № 298-ФЗ ввел условия освобождения организаций от административной ответственности за правонарушения, предусмотренные ст. 19. 28 КоАП. Согласно ч. 5 данной статьи, если юридическое лицо способствовало его выявлению, проведению административного расследования и (или) раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением, либо в отношении него имело место вымогательство. При этом данное положение не будет распространяться на правонарушения, совершенные в отношении иностранных должностных лиц и представителей международных организаций при осуществлении коммерческих сделок.

В августе вступил в силу приказ МВД России от 06. 06. 2018 №356, позволяющий выплачивать вознаграждения гражданам, участвовавшим в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших. Согласно приказу, размер вознаграждения варьируется от нескольких тысяч (сумма до 500 тыс. рублей устанавливается по решению руководителя территориального управления МВД или его заместителя) до 3 млн рублей (по решению замминистра) и выше (непосредственно главой МВД). Объявления о вознаграждении будут публиковаться на официальном сайте МВД. Решение о его выплате будет приниматься после задержания преступника. В случае принятия решения о выплате вознаграждения МВД будет уведомлять об этом гражданина в течение 14 дней со дня издания приказа. В случае отказа в выплате вознаграждения гражданин узнает об этом в течение 7 дней со дня утверждения соответствующего заключения. Вознаграждение можно будет получить как наличными, так и безналичным путем.На практике практически нет таких фактов.

Несмотря на столь позитивные преобразования, сохраняется ряд существенных проблем, снижающих эффективность борьбы с коррупцией. Так, главным тормозом развития института заявителей о фактах коррупции является не столько боязнь мести (причинения вреда) со стороны чиновников, сколько отсутствие заинтересованности у самих бизнесменов ввиду дефицита доверия правоохранительным органам, - отмечает главный эксперт по анти коррупции Московского антикоррупционного комитета Александр Сухаренко.

Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 20. 08. 2004 № 119-ФЗ (ч. 2 ст. 2) предусматривает, что меры госзащиты могут быть применены до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления. Однако госзащита заявителей осуществляется лишь после получение ими процессуального статуса – потерпевшего или свидетеля.

Другой проблемой является обеспечение соблюдения принципов обоснованности и добросовестности заявления о фактах коррупции. При отсутствии реальных доказательств бизнесмен может сам стать субъектом уголовного преследования, например, за клевету (штраф по ст. 128. 1 УК РФ – до 5 млн. рублей) или заведомо ложный донос (лишение свободы по ст. 306 УК РФ от двух до трех лет).

Таким образом, для эффективной реализации антикоррупционной политики в сфере бизнеса необходимо не только обеспечить госзащиту предпринимателей от незаконного уголовного преследования в случае разоблачения коррупционеров, но и повысить их информированность о существующих внесудебных механизмах защиты своих прав и интересов, - считает председатель правления Национального комитета общественного контроля Мансур Юсупов.

 

Раздел: Политика

Новости по теме

Смотреть все
Аллу Пугачеву могут оштрафовать за забор вокруг дачи
15 августа 2019
1107
На днях вокруг недвижимости популярной российской исполнительницы Аллы Пугачевой и известного юмориста Максима Галкина разгорелся скандал. Как оказалось, в прокуратуру столицы поступила жалоба на то,
От теории к практике
17 июля 2019
2581
Закончились государственные экзамены и итоговые аттестации по программам высшего образования в Институте экономики и финансов Российского Университета Транспорта РУТ (МИИТ).   28 июня сост
Взаимодействие Национального Комитета Общественного Контроля   с Главным Управлением региональной безопасности Московской области
15 июля 2019
2669
12 июля 2019 года в здании Правительства Московской области прошло заседании Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Московской области. На заседании комиссии приняли участие ви
Федеральный фонд обязательного медицинского  страхования и Национальный комитет общественного контроля объединились против коррупции
9 июля 2019
2653
09 июля 2019 года состоялось подписание соглашения о взаимодействии и сотрудничестве в области противодействия коррупции согласно Концепции национальной стратегии Российской Федерации, утвержденной Ук
Дни культуры Республики Татарстан в Москве - это знаменательное событие в общественной жизни столицы
8 июля 2019
2794
5 июля в Светлановском зале Московского международного Дома музыки прошел гала-концерт мастеров искусств Республики Татарстан. Мероприятие стало ключевым в рамках ежегодных Дней культуры Республики Та

Последние новости

Смотреть все
Россияне тратят около трети «продуктового» бюджета на мясо
19 августа 2019
324
Согласно отчёту, обнародованному Росстатом, россияне тратят на приобретение мяса порядка 30 % от всего своего «продуктового» бюджета. Причинами такой ситуации являются, главным образом, ра
Биоэнергетика получила от государства новый стимул
18 августа 2019
902
Биоэнергетика, а именно переработка отходов органики в энергию, получила от государства новый стимул. Благодаря усилиям правительства выросли инвестиции в данную сферу. Речь идёт о так называемой анаэ
Оперативная печать календарей в Москве
18 августа 2019
587
Праздники всегда приходят нежданно, гласит народная мудрость. Поэтому очень важно планировать  корпоративные подарки заранее, чтобы избежать лишних трат. К примеру, на Новый год самым популярным
В России таксистов хотят обложить налогом для самозанятых
17 августа 2019
1580
В России таксистов предложили обложить установленным для самозанятых налогом. Сейчас водители для работы оформляют ИП или нанимаются в таксомоторные парки. Проект требует проработки с Министерством тр
White Wings Broker - все для комфортного заработка на рынке Forex
16 августа 2019
1055
Все больше людей задумываются о том, как улучшить своё благосостояние. Настоящим помощником в решение финансовых вопросов может стать - White Wings Broker. Компания предоставляет своим клиентам абсолю
Следуйте за нами