08:33
Пробки:   4
$
98.3657
104.2901

Управленческая грамотность

15 декабря 2023
5610
6 мин.
1
Управленческая грамотность

Все ли руководители являются успешными управленцами? Почему множество выпускников вузов, окончивших престижную специальность «Управление персоналом», не нужны потенциальным работодателям? Как не бояться экономических катаклизмов и всегда быть уверенным в себе? Давайте разбираться.

Я считаю себя везучим человеком: в процессе своей управленческой деятельности я сумел изучить основные методики разных бизнес-школ, при этом легко проверяя их на практике и сразу же отсеивая нерабочие. Подобный опыт помог мне составить эффективную выжимку тех управленческих знаний, которые нужны для достижения целей в разных сферах деятельности.

Российский парадокс 

Я выделил некоторый набор навыков, которыми должен быть наделен человек, чтобы быть названным управленчески состоятельным. При этом именно от того, насколько талантливый человек стоит во главе, зависит прибыль предприятия, эффективность работы отдела и целого региона/страны. Но в России в этой области сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, у нас есть сильная управленческая наука и много действительно талантливых людей, готовых трудиться, а с другой – очень мало высококвалифицированных управленцев и отсутствие достойных программ их подготовки.

Безусловно, вузы ежегодно выпускают менеджеров и управленцев, однако, они никогда не пользуются спросом у будущих работодателей. Именно потому, что очень важна практика, а не теоретические знания, а вчерашние выпускники вузов этим похвастаться не могут. Берут их на работу только потому, что это дешево и других специалистов сложно найти.

Собственник и управленец - не одно и то же 

Сейчас многие бизнесмены, создавшие бизнес в 90–х, хотят передать бразды правления в руки талантливому управленцу. Чаще всего причины такие: человек хочет пожить спокойно, получая прибыль от своего дела. Вторая – часто бизнес приносит хорошие деньги, однако, особенно не развивается, новые проекты у основателя не удаются. В чем загвоздка? Ответ лежит на поверхности: мало создать одно прибыльное дело, чтобы стать эталоном управленца, необходимо знать всю структуру этой системы изнутри.

Собственник и управленец - это разные роли в ведении бизнеса. Многие собственники не понимают, зачем им нужен другой человек, рассказывающий, как им развивать их же детище. И боятся делегировать. Однако это неправильная позиция: управленец не умнее собственника, он просто имеет больше квалификаций в важных областях. Ведь никого не смущает, что бухгалтер знает бухгалтерский учет лучше, а IT-специалист быстрее разбирается в программном обеспечении. Управленец – это постоянное обучение, рост, регулярное подтверждение своего профессионализма измеримыми результатами.

Другая распространенная ошибка – назначать на роль управления предприятием человека, который верой и правдой служил много лет, и является хорошим работником. Это классический случай. Сам работник рад  – и зарплата выше, и должность лучше. Однако по факту, потерян хороший работник, а достойный управленец так и не найден.

Качества умелого управленца

Как понять уровень свой управленческой грамотности. Давайте изучим, какие качества отличают умелого управленца от обычных сотрудников.

1. Умение планировать. Именно то, насколько играючи руководитель может вообразить искомый результат, посмотреть в будущее, материализовать его в своей голове и говорит о его уровне: небольшой, среднего звена, масштабный. Планирование должно вестись постоянно: персональное – на день, тандемное – на месяц, коллективное – на год. Все это обговаривается с коллективом во время планерок. Планирование должно вестись в формате SMART.

2. Делегирование. Руководитель не должен делать все самостоятельно, лучше окружить себя людьми, которые смогут выполнять все задачи. А он будет осуществлять контроль. 

Все делегирование необходимо проводить, исходя из запланированных целей. Руководителю необходимо четко проводить черту ответственности сотрудников и понимать уровень талантов каждого.

3. Мотивация. Все хорошо знают, что она бывает как материальная, так и нематериальная. В материальной все достаточно просто: в случае качественно сделанной работы и сданного проекта к окладу приплюсовывается премия. А вот о нематериальной мотивации многие управленцы задумываются редко. А зря, ведь человек, скорее останется на прошлом месте работы, не уйдет на более высокооплачиваемую должность, если трудится в комфортных для него условиях, с понятными целями, прозрачной системой оплаты и премирования, в дружном коллективе.  Где ценят его личные и профессиональные качества. 

Для материальной мотивации идеально подходит система MBO (управление по целям). Однако частой ошибкой является то, что часто управленцы не могут отличить принципиальной разницы окладов, из-за чего возникает путаница.

Общая рекомендация – не начинайте никаких изменений системы мотивации, не выявив и не удалив демотивирующие факторы (например, неотапливаемый офис, отсутствие комнаты для приема пищи). 

4. Контроль. Он бывает трех уровней:

Человеческий фактор. Начальник в процессе деятельности сотрудников взывает к их совести, а в случае непослушания «закручивает гайки». Это самый слабый вид контроля, хотя многие уверены, что единственный.
Внедрение четких регламентов, чтобы все работало в четкой системе. Тогда руководителю не придется постоянно контролировать процесс, однако, ему нужно быть готовым к тому, что придется распрощаться с неэффективными сотрудниками.
Автоматический контроль – идеальный вариант, подходящий только для компаний, работающих по регламенту.
После контроля важно вести анализ, корректировку и новый цикл планирования. Это непрекращающийся процесс изменений.

Насколько вы управленчески состоятельны?

Чтобы протестировать себя как руководителя, необходимо четко проанализировать свою деятельность и понять уровень своей управленческой грамотности. Напротив каждого из четырех основополагающих факторов, указанных выше, нужно поставить оценку – от 0 до 100%. Если среднее арифметическое выходит не более 80%, пора повышать свой уровень. Или же, оставаясь собственником, найти профессионального управленца.

Помимо вышеперечисленного на практике многие собственники хотят, чтобы управленцы любого уровня были еще и честными, иначе можно очень быстро потерять большое количество имеющихся ресурсов. Поэтому важно уметь отфильтровывать на входе людей с высокими нравственными принципами. 

Сейчас многие, ощущая на себе волну кризиса, нестабильности и неопределенности, задумываются, куда лучше инвестировать. Здесь ответ очевиден. Образование – лучшая инвестиция, вкладывайте в себя и в своих детей. Ведь знания всегда нравственны и духовны. Помните: при любом политическом и экономическом строе всегда востребованы люди грамотные и с активной жизненной позицией. 

Информация предоставлена Михаилом Кузнецовым. Михаил - личный наставник собственников бизнеса по стратегиям развития, консультант по управлению. Работал с крупными компаниями, в числе которых Газпромтрансгаз, Сбербанк, pwc и др. 

Больше о Михаиле — https://kolesoswa.com/mihail-kuznecov

Реклама ООО "Новое слово". Erid=LjN8KYyjn

Персоны 1 в новости

Организация: Центр управленческого и политического консалтинга «Основа»
1 место
Раздел:

Общественная редакция в Москве

Мы разработали способ поддержки региональных независимых сюжетов, волнующих местных жителей. Мы собираемся использовать его для развития "Общественной редакции", нового дома для лучших региональных журналистов.  Чтобы это сделать, мы нуждаемся в вашей помощи.
В рамках проекта планируется дальнейшее построение "Общественной редакции", членами которой становится каждый подписчик с правом голоса. Все важнейшие вопросы в деятельности Редакции решаются путем открытого голосования. Финансирование Редакции осуществляется за счет ежемесячных пожертвований подписчиков. Узнать больше
Потапова Алёна

Директор по развитию
Население
8167699123
Умерли за год
51965649
Родились за год
127844694