Эксперты в краткосрочной перспективе прогнозируют увеличение экспорта майонеза в другие страны до 0,5 млрд долларов в год. Сейчас Россия продает на международном рынке примерно 10% от всех произведенных в стране соусов.
По статистике, приведенной Росстатом, 2023 год оказался для компаний, занимающихся производством майонеза и соусов на его основе, самым продуктивным. За прошлый отчетный период было изготовлено в общей сложности 900 тысяч тонн. Представители Масложирового союза России сообщили о том, что по итогам наступившего года этот показатель может увеличиться еще на 6%. Сейчас Россия занимает второе место после США по производству и потреблению майонеза.
Россия поставляет майонез и соусы на его основе в страны ближнего зарубежья, СНГ, члены ЕАЭС. Основными потребителями являются Грузия, Азербайджан и Узбекистан. За прошедший год объем экспорта в стоимостном выражении составил 250 млн долларов.
Безусловно, по сравнению с экспортом подсолнечного масла, объемы продаж майонеза за рубеж выглядят более чем скромно. Данный факт подмечает и исполнительный директор Масложирового союза Михаил Мальцев: «Каких-то глобальных результатов нет. Россия, безусловно, готова предлагать зарубежным покупателям широкий ассортимент, который всегда пользуется спросом у конечного пользователя. Майонез — традиционный соус, который употребляли в пищу еще во времена Советского Союза. Традиционным он стал и в странах СНГ, там он стоит в одном ряду с местными рецептами. Поэтому спрос зарубежных партнеров на российские майонезы вполне объясним».
По данным, приведенным представителями Масложирового союза, граждане России ежегодно потребляют примерно 750 тысяч тонн. Соответственно, производство существенно превышает спрос, но прирост профицита обусловлен расширением исключительно экспортных поставок. Аналитики «Агроэкспорта» уверены: к 2030 году стоимость поставок майонеза за рубеж будет составлять уже 400 млн долларов. А исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков уверен, что в краткосрочной перспективе увеличение потребления будет наблюдаться и внутри страны. «Майонез и соусы на его основе постепенно растут в цене, и это вполне объяснимо с точки зрения экономических процессов внутреннего рынка. Инфляция уменьшила продажи в тоннаже, майонезный соус в денежном выражении подорожал. Внутри страны есть некоторые предпосылки для увеличения потребления майонезных соусов. Граждане теперь склонны выбирать в качестве места жительства города, а там растет рынок доставки готовой еды. Ее производители хорошо покупают майонез у поставщиков соусов. Но о глобальных изменениях говорить нельзя, потенциал невелик. Так что увеличение объемов производства масложировой промышленности больше, конечно, рассчитано на перспективу экспорта. Тренд на увеличение городского населения существует во всех странах, и потребление фастфуда у молодежи тоже входит в привычку. Это касается и государств-членов ЕС. Кроме того, масложировая промышленность все-таки активно работает и по дальним направлениям экспорта», — объясняет Востриков.
А вот поставки импортного майонеза постепенно сокращаются. Россия больше закупает соевый и томатный соусы из Китая, Вьетнама и Кореи.
Персоны1 и Компании12 в новости
Новости по теме
Последние новости
Общественная редакция в Москве
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.