16:07
+20 C°
Пробки:   5
$
64.6327
72.2464
КАЧАЛОВ Василий Иванович
Персона
КАЧАЛОВ Василий Иванович

КАЧАЛОВ
Василий
Иванович

Должность: актёр, театральный педагог

День рождения: 11 февраля 1875 года

Место рождения: Вильна, Российская империя

Знак зодиака: Водолей

Деятельность: актёр, театральный педагог

Российский актер. С 1900 г. в МХТ. Роли: Тузенбах ("Три сестры"), Трофимов ("Вишневый сад"), Барон ("На дне"), Гамлет ("Гамлет"), Чацкий ("Горе от ума"), Иван Карамазов ("Братья Карамазовы"), Вершинин ("Бронепоезд 14-69") и др.

 

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ ВАСИЛИЯ КАЧАЛОВА

Василий Иванович Шверубович (Качалов) родился в городе Вильно 30 января (11 февраля) 1875 года в семье священника отца Иоанна.

Увлечение театром у Василия началось в детстве, с подражания заезжим гастролерам (особенно ему запомнился Мамонт-Дальский). В гимназии Шверубович - участник всех спектаклей. Подколесин, Ноздрев, Хлестаков... Ученик шестого класса сыграл эти роли за один год. На торжественном концерте в гимназии он так проникновенно читал "Илиаду" Гомера, что ему аплодировал весь зал. Монологи Гамлета, Отелло, Уриэля Акосты были в его репертуаре на переменах между уроками.

 

Василий Качалов в молодости

 

Молодой актер П.Н. Орленев, послушав его декламацию, благословил Василия: "Вы просите у меня совета, поступить ли вам в драматическую школу. Да вы сам - школа! Вы учиться никуда не ходите. Вас только испортят. Поступайте прямо на сцену - страдайте и работайте".

 

ГОДЫ УЧЕБЫ И НАЧАЛО ТЕАТРАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Осенью 1893 года Шверубович стал студентом юридического факультета Петербургского университета. Он также поступил в театральный кружок Сидорова. Успешно сыграв роль Валера в мольеровском "Скупом", Шверубович перешел в любительский кружок прославленного актера В.Н. Давыдова.

Роль старого актера Несчастливцева принесла ему настоящий успех. Случилось это в ноябре 1895 года, когда в зале Благородного собрания в Петербурге прошел спектакль "Лес". Первая в жизни рецензия! И написал ее Н.Н. Гарин-Михайловский: "Нельзя не признать большого таланта в таком исполнителе, как Шверубович, игравшем Геннадия Несчастливцева".

Первая в жизни рецензия! И написал ее Н.Н. Гарин-Михайловский

 

Фото - КАЧАЛОВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧКачалов Василий Иванович в роли Вершинина в пьесе В. Иванова "Бронепоезд"

 

Проучившись четыре года в университете, Василий не стал сдавать государственных экзаменов. В 1896 году студент-любитель Шверубович становится актером Качаловым. При поступлении в Суворинский театр он не знал, как подписаться. И тут его взгляд случайно упал на траурное объявление в "Новом времени": "В бозе почил Василий Иванович Качалов". Шверубович решительно подписался: "Василий Качалов".

В суворинской группе Качалов играл третьестепенных, неприметных персонажей без имени и лица. Иногда звали выступить в чужих театриках и кружках. Соглашался он на любые роли, лишь бы играть и играть.

И было другое. Винные возлияния. Случайные увлечения... Беззаботная актерская братия увлекала на трактирные кутежи и утехи. Но Шверубович сумел вовремя остановиться.

Летом он гастролировал по городам России в труппе артиста В.П. Далматова, затем подписал контракт с казанским антрепренером М.М. Бородаем.

Труппа Бородая часть сезона проводила в Саратове. За два с половиной года Качалов переиграл свыше двухсот пятидесяти ролей! В свой бенефис он исполнил роль Шаховского в пьесе "Царь Федор". Саратовская газета писала: "Приятный, звучный голос, отличные, сдержанные манеры, умение преображаться в различных ролях от ворчливых стариков до бурливых молодцов и чванных джентльменов, естественная горячность в драматических местах - это Качалов..."

За два с половиной года Качалов переиграл свыше двухсот пятидесяти ролей!

В Казани он познакомился со своей будущей женой. Нина Николаевна Литовцева вместе с ним играла в Казанском театре.

 

Василий Качалов с женой Ниной Литовцевой

 

Молодые мечтают опять работать в одном театре. Однако судьба пока разъединяет их.

 

КАЧАЛОВ - АРТИСТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО-ОБЩЕДОСТУПНОГО ТЕАТРА

27 февраля 1900 года Качалов приехал в Москву, чтобы стать артистом Художественно-Общедоступного театра. Для знакомства, или, как выразился режиссер Немирович-Данченко, чтобы "нащупать, что он может", Качалову следовало показаться в двух картинах "Смерти Грозного": сначала в роли Бориса Годунова, потом царя Грозного. Актер безнадежно провалился в обеих ролях. За кулисы к нему пришел К.С. Станиславский. Отметив "богатые данные", он тут же оговорился: "Вам предстоит ужасная работа над самим собой. Я даже не знаю, сумею ли объяснить вам, какая именно". Вскоре Качалова перестали вызывать на репетиции. Но он с завидным упрямством приходил в театр.

Роль царя Берендея в "Снегурочке" готовил Станиславский и еще два актера. Ни у кого из них образ не получался. Станиславский вдруг обратился к отверженному актеру: "Почитайте дома Берендея... Завтра мы вас посмотрим..."

На следующий день Качалов с таким вдохновением сыграл царя Берендея, что Станиславский обнял актера. "Нечего больше искать! У нас есть Берендей! - взволнованно заговорил он. - Это - чудо! Вы - наш! Вы все поняли. Поняли самое главное, самую суть нашего театра. Это поразительно! Я так рад!"

 

Качалов в роли царя Берендея в "Снегурочке" Островского А.Н.

 

После триумфального дебюта 26 сентября 1900 года в спектакле "Снегурочка" Качалову доверили большую роль Рубека в пьесе Ибсена "Когда мы, мертвые, пробуждаемся". Пройдет совсем немного времени, и Немирович-Данченко будет рекомендовать молодого актера на роль Тузенбаха в "Трех сестрах". В другой пьесе Чехова "Вишневый сад" Качалов предстанет в образе Пети Трофимова. "Отказав им (Тузенбаху и Трофимову) в импозантности, он наполнил их своим собственным оптимизмом, мягким юмором и душевной ясностью, - пишет биограф В.Я. Виленкин. - Они волновали зрителя значительностью своего внутреннего мира, в котором переплетались и тоска, и тревога, и невозможность примириться с окружающим, и жажда счастья, и одиночество и предчувствие надвигающихся бурь". Чехов писал 5 ноября 1902 года из Москвы: "Отсутствие Мейерхольда незаметно; в "Трех сестрах" он заменен Качаловым, который играет чудесно..."

Пройдет совсем немного времени, и Немирович-Данченко будет рекомендовать молодого актера на роль Тузенбаха в "Трех сестрах"

Одновременно произошла первая встреча Качалова с Горьким: он сыграл в пьесе "На дне". Актер воплотил в образе Барона "одну из самых катастрофических кривых человеческого падения". Горький после премьеры спектакля говорил по поводу Барона: "Я и не подозревал, что написал такую чудную роль. Качалов ее выдвинул и развил и объяснил великолепно".

Крупным событием в жизни театра был шекспировский спектакль "Юлий Цезарь". Через месяц после премьеры Немирович-Данченко написал Чехову: "От Цезаря все чурались, а я говорил, что это самая эффектная роль, и чуть не силой заставил Качалова прославиться". По мнению критиков, актеру удалось достигнуть великолепного сочетания "мрамора и бронзы". Пресыщенный властью честолюбец, счастливый баловень судьбы, обладающий острым умом и железной волей, Цезарь одновременно восхищал и отвращал своим сложным внутренним миром.

В 1903 году Качалов подружился с профессиональным революционером-большевиком - Николаем Бауманом, который, тайно вернувшись в Россию, несколько месяцев скрывался от полиции в квартире Василия Ивановича.

Пресыщенный властью честолюбец, счастливый баловень судьбы, обладающий острым умом и железной волей, Цезарь одновременно восхищал и отвращал своим сложным внутренним миром

В декабре 1906 года Качалов сыграл на премьере "Бранда" Ибсена.

 

Фото - КАЧАЛОВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ Качалов Василий Иванович в "Горе от ума"

 

УСПЕХ И МНОГОЧИСЛЕННЫЕ РОЛИ

Успех был грандиозным. Затем были роли адвоката Нуллюса в "Анатэме" Л. Андреева и Ивана Карамазова. Качалов говорил: "Я любил в Иване Карамазове его бунт против Бога, навязанного человеку, как камень на шею, его страстную веру в силу разума, дерзновенно разрушающего все преграды на пути к познанию. И эта идея освещала для меня каким-то особенным светом каждое, пусть и страшное переживание Ивана". За такое исполнение роли, писал один из критиков после спектакля "Братья Карамазовы", "некогда венчали золотыми венками".

В 1909 году состоялся спектакль "У врат царства" по пьесе Кнута Гамсуна. Критики писали о качаловском герое Иваре Карено, что это "едва ли не самый совершенный из всех образов, созданных артистом" и что он "предстал прямо в ослепительном блеске". "Бунт Карено - это подлинно человеческий, благородный бунт", - говорил актер.

Вызвала общественную бурю и следующая роль Качалова. Однако на этот раз горячо обсуждалась "вина" артиста", дерзнувшего разрушить традиционную трактовку Глумова - героя комедии Островского "На всякого мудреца довольно простоты". Московские студенты даже обратились к Василию Ивановичу с письмом, в котором говорилось, что они привыкли видеть в нем путеводную звезду: "Качалов - Бранд, Качалов - Карено, Качалов - Тузенбах смутил нас, внес разлад в нашу душу, дав нам Качалова - Глумова. Зачем Вы заставляете нас сочувствовать Глумову против нашего желания, против нашей совести?"

 

Василий Качалов в роли Ивара Карено в спектакле "У врат в царство" по пьесе Кнута Гамсуна

 

Русская сцена еще не знала такого сатирического Глумова. "...Я поставил задачу, - писал Качалов, - показать, что Глумов не только умен, но и очень талантлив, что в нем живет нечто от сатирического Пушкина и эпиграммиста. И потом Глумов из тех натур, для которых жизнь - увлекательная игра. Эта игра сильнее тешит его, чем правит им злоба на людей или забота о карьере. В основе Глумова лежит чуткий наблюдатель, улавливающий все смешное в окружающих людях".

 

НОВЫЙ ПОРТРЕТ ГАМЛЕТА

Тридцать пять разных ролей сыграл Качалов на сцене Художественного театра, прежде чем предстал в образе Гамлета. Постановка была задумана в театре в 1908 году, а премьеру удалось показать только через четыре года.

Известный английский режиссер Гордон Крэг, приглашенный в 1911 году для совместной работы, объяснит неудачу своего символистского замысла прежде всего тем, что Качалов ему не подчинился и захотел создать в Гамлете образ "живого человека". Василий Иванович говорил Н. Эфросу: "Меня больше всего волнует мировая скорбь Гамлета, которую дало ему презрение к жизни за ее несовершенство, скудость, бессмыслицу, зло. <...> Трагедия Гамлета - проклятие от двойного сознания: несовершенства жизни и невозможности обратить ее в совершенство".

В "Бранде" и "Гамлете" Качалов был неудовлетворен собой, считая, что ему не удалось достигнуть предельной простоты и искренности

Критики сходились во мнении, что Качалов нарисовал совершенно новый портрет принца датского, сведя его с привычного пьедестала, на котором он стоял сотни лет.

В "Бранде" и "Гамлете" Качалов был неудовлетворен собой, считая, что ему не удалось достигнуть предельной простоты и искренности. В "Горе от ума" он больше всего мучился тем, что искренность его Чацкого еще не охватывала "героической" сущности грибоедовского образа. И в первой постановке 1906 года и при возобновлении спектакля в 1914-м Качалова хвалили прежде всего за его чуткость к эпохе, чувство стиля, блестящее владение стихом.

 

Качалов в роли Гамлета

 

ГАСТРОЛИ

Много писали о его мягком обаянии. А для него, как он сам говорил: "Чацкий был прежде всего дорог как борец, как рыцарь свободного духа и герой общественности".

В 1919 году начинаются скитания "художественников" по южным городам, затем смерч войны уносит дальше и дальше - за пределы родины. Труппа из 36 человек была радушно принята в Болгарии. Уже первые концерты с участием Качалова прошли с огромным успехом.

1921-й год встретили в Праге. На премьере "Гамлета", состоявшейся в старинном замке возле Праги, среди многих почетных гостей присутствовал немецкий актер Сандро Моисеи. С того дня между ним и Качаловым завязалась близкая дружба. Переводивший их творческие споры, сын Качалова - Вадим Шверубович вспоминал: "Одной из мыслей, которую я мучительно уяснял себе и переводил каждому из них, оказалась общая обоим и одновременно высказанная: "Самую большую радость (ликование) актеру дает абсолютно искреннее горе, отчаяние, не сыгранное, а ощущаемое им на сцене, - радость именно в самый момент самого сильного горя". У них обоих были слезы на глазах, когда выяснилось, что это у них - общее.

На премьере "Гамлета", состоявшейся в старинном замке возле Праги, среди многих почетных гостей присутствовал немецкий актер Сандро Моисеи. С того дня между ним и Качаловым завязалась близкая дружба

В Берлине Качалов часто выступал с концертной программой, впервые начал читать "Скифы" и "Двенадцать" А. Блока.

 

Качалов и его сын Вадим Шверубович

 

В сентябре 1922 года после короткого отпуска Качалов вновь выехал на гастроли. Прощаясь с родной землей, он ощутил неизбывную тоску. "Скучаю без Москвы, - писал Василий Иванович своим близким. - Скучаю самым настоящим образом. Утешаюсь работой, мечтой о роли царя Федора..."

Вновь Берлин, Прага, Загреб. В местном театре состоялась премьера спектакля "Царь Федор" с новыми исполнителями - Станиславским в роли боярина Шуйского и Качаловым в роли царя Федора. По общему мнению, новый исполнитель царя играл "хорошо, очень, очень хорошо".

Этим же спектаклем театр открыл зимний сезон в Париже. Город очаровал Качалова своей поэтичностью.

"Царем Федором" начались гастроли и в Америке. В первый же вечер Качалова встретили аплодисментами и проводили цветами. Не меньший успех имел он и в спектакле "На дне" в роли Барона. Работать приходилось много и напряженно. Иной раз в спектакле "Три сестры" Качалов, сыграв Тузенбаха, перегримировывался в Вершинина. Иногда из вечера в вечер, в продолжение недели, играл трудную роль Анатэмы.

Весной театр отправился в глубь страны - Чикаго, Филадельфию, Бостон. Гастроли и тут проходили с шумным успехом. Наибольшие лавры доставались Качалову, которого американская пресса признала величайшим артистом мира.

 

НЕБОЛЬШОЙ ПЕРЕРЫВ В РАБОТЕ

Летом 1923 года Художественный театр на два месяца прервал гастроли. Труппа вернулась в Европу для отдыха. Качалов с семьей поселился в тиши немецкой деревни в горах Гарца, у подножья Броккена. Сына своего, Вадима, он просто обожал. Отношения между ними были дружескими. Вадим всегда звал отца "Вася". С женой Ниной Николаевной Качалов прожил сорок восемь лет. Вместе с ней пережил трагедию ее ухода со сцены в связи с внезапно обрушившимся на нее несчастьем - хронической хромотой, а потом помог начать новую жизнь в театре, уже в качестве режиссера.

 

ЗАГРАНИЧНЫЕ ГАСТРОЛИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ

Осенью гастроли возобновились. В Париже Качалов играл почти во всех спектаклях. Он сообщал: "За Ивана Карамазова я слышал от французов и от русских такие похвалы, каких, пожалуй, раньше не слышал, даже как-то неловко рассказывать".

В Америке зрители увидели качаловского Штокмана.

 

Фото - КАЧАЛОВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ Качалов Василий Иванович

 

Герой ибсеновской пьесы как будто родился вновь и начал жить по-другому. Штокман у Качалова - герой мужественный, умудренный жизненным опытом.

В августе 1924 года Художественный театр вернулся в Москву.

 

ЗАСЛУЖЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ НА РОДИНЕ

Ракитин в пьесе И. Тургенева "Месяц в деревне", Каренин в "Живом трупе" Л. Толстого, Гамлет Шекспира, Дон Гуан в "Каменном госте" А. Пушкина - вот далеко не полный перечень ролей, исполненных Качаловым в последующее время. Каждая из них вплетала новые лавры в венок, венчавший прославленного артиста. Как отмечает биограф В.Я. Виленкин, ему были даны "и статность фигуры, и пластичность жеста, и лишенная всякой слащавости мужественная, одухотворенная красота, и этот прославленный во всех возможных сравнениях голос, пленительный и завораживающий, поражающий своим диапазоном и неисчерпаемым разнообразием красок". Станиславский писал Качалову: "Счастливец! Вам дано высшее, что природа способна дать артисту: сценическое обаяние. Оно проявляется и в Вашем таланте, и в уме, и во всей Вашей личности. С этим волшебным даром Вы побеждаете людей всего мира, и в том числе меня...".

 

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА

Качалов был прост в общении с людьми. В его доме бывал поэт Сергей Есенин, который сразу же подружился не только с хозяином, но и с его собакой. Красавец доберман Джим сразу же проникся симпатией к поэту, а тот написал знаменитое стихотворение "Собаке Качалова".

 

Василий Качалов и доберман Джим

 

Василия Ивановича отличали доброта, деликатность, нежелание и неумение огорчать людей. По театру ходили анекдоты о том, как он при встрече хвалил актеров даже в тех ролях, которых они никогда не играли. В то же время Качалов был нетерпим ко всякому проявлению пошлости. Его возмущала неоправданная жестокость, несправедливость, грубость.

В его доме бывал поэт Сергей Есенин, который сразу же подружился не только с хозяином, но и с его собакой. Красавец доберман Джим сразу же проникся симпатией к поэту, а тот написал знаменитое стихотворение "Собаке Качалова"

 

ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ НА ТЕАТРАЛЬНОМ ПОПРИЩЕ

Свое пятидесятилетие в сезон 1925 года Качалов отметил созданием яркого образа царя Николая в пьесе "Николай Первый и декабристы" А. Кугеля. Спектакль был отлично поставлен режиссером Литовцевой под руководством Станиславского.

12 января 1928 года Василий Иванович Качалов получил звание народного артиста республики. Празднование этого события состоялось в антракте спектакля "Бронепоезд № 14-69" Вс. Иванова. Качалов играл роль сибиряка-крестьянина, партизана гражданской войны Вершинина. Многие изумлялись дерзновенной решимости артиста играть "мужика". "Ведь он привык играть Гамлета и его потомков", - сострил кто-то. И вдруг мужественный сибирский партизан. Но актер вновь одержал победу. Всеволод Иванов писал: "Качалов с поразительной силой сумел понять и развить весь подтекст "Бронепоезда"... Забыв о том, кто написал эту пьесу, я был захвачен монументальностью фигуры Вершинина".

На протяжении многих лет Гаева в "Вишневом саду" играл Станиславский. В октябре 1932 года его в этой роли заменил Качалов. Легкими штрихами актер подчеркивал неумение Гаева хоть на чем-либо сосредоточиться, его бездумность, безответственность в любом серьезном вопросе.

 

Качалов в роле Ивана Грозного

 

11 октября 1935 года состоялась премьера пьесы М. Горького "Враги". Захар Бардин - последняя большая роль Качалова в Художественном театре. Сыгранная позже роль Якова Бардина не была столь значительной, а Чацкий в "Горе от ума" (постановка 1938 года) не новинка в качаловском репертуаре: в молодости он уже играл этого героя бессмертной комедии.

"Илиаду" Гомера Качалов читал по-гречески, а речь Цицерона и отрывки из сочинений Горация - на латинском языке

Радио, грамзапись, магнитофонная запись, непосредственное чтение стихотворных и прозаических произведений с эстрады были его второй стихией после театра.

Концертный репертуар его огромен. Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Некрасов, Тютчев, Чехов... Шекспир, Сервантес, Гете, Байрон, Шиллер... Горький, Блок, Маяковский, Есенин, Симонов...

"Илиаду" Гомера Качалов читал по-гречески, а речь Цицерона и отрывки из сочинений Горация - на латинском языке.

Величественный гоголевский образ "Тройки" из "Мертвых душ" и чеховская лирика в рассказе "Студент" в исполнении Качалова раскрывались во всей своей поэтической глубине.

На концертной эстраде Качалов воссоздал классические образы "Манфреда" Байрона и "Эгмонта" Гете. Чтение "Эгмонта" сопровождалось симфоническим оркестром. Волнующий монолог героя трагедии Гете и великолепная музыка Бетховена сливались в гармоническом дуэте.

В кругу друзей Качалов рассказывал различные смешные истории, анекдотические случаи из жизни. Особенно доставалось Немировичу-Данченко, который часто попадал в забавные ситуации.

 

Горький, Качалов и Станиславский

 

Во время войны Качалов часто выступал на радио, выезжал с концертами на фронт. Медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне" заслуженно украсила грудь патриота.

 

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ

Накануне семидесятилетия Василий Иванович заболел и почти насильно был увезен в больницу для лечения: грипп дал осложнения на почки. Болезнь грозила роковым исходом.

Весной Качалов вернулся к искусству, без которого не мог жить. Даже участвовал в большом радиоспектакле по роману Сервантеса "Дон Кихот". Образ рыцаря из Ламанча в исполнении Качалова был проникновенно глубоким, волнующим своей искренностью и правдивостью.

Медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне" заслуженно украсила грудь патриота

Снова часто читал перед микрофоном и на концертах. Записывал чеховские рассказы и цикл стихов Лермонтова. Выступал на своих творческих вечерах.

А сколько еще начал новых работ! Притом крупных, таких, как радиокомпозиция "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова и рассказ "Холстомер" Л.Н. Толстого.

И были события, всегда печальные для артиста: прощание с любимыми ролями. Настали дни, когда Василий Иванович в последний раз сыграл роль "от автора" в спектакле "Воскресение" и Барона в "На дне".

Он очень любил природу. Летом отдыхал на даче на Николиной горе под Звенигородом. В дни молодости мог с женой долгими часами просиживать на берегу озера в Швейцарии и предпочесть наслаждение природой осмотру каких-нибудь местных достопримечательностей.

Незадолго до смерти Качалов сказал жене и сыну: "Любопытства нет, но и страха нет тоже".

Умер он внезапно - от кровоизлияния в легких - утром 30 сентября 1948 года.

Юридический факультет Петербургского университета

Рейтинг ГлобалМСК.ру

1593

Упоминания в новостях

Смотреть все
Музей-заповедник "Абрамцево" встретит ценителей театрального искусства на выставке "Две Снегурочки"
4 января 2019 года
1636
Музей-заповедник «Абрамцево» ждет своих посетителей на выставку «Две Снегурочки», посвященную постановке пьесы Александра Островского в Московском Художественном театре и усадьбе Мамонтова. Поместье,...

Родились в один день

Дата рождения: 11.02.1875. Возраст: 144. Знак зодиака: Водолей.
До следующего дня рождения осталось дней: 267 дней
ВОЛОЖ Аркадий Юрьевич

ВОЛОЖ Аркадий Юрьевич

Генеральный директор компании «Яндекс»
Яндекс
ШАРОНОВ Андрей Владимирович

ШАРОНОВ Андрей Владимирович

Заместитель мэра города Москвы по вопросам экономической политики
Правительство Москвы
БУЛАВИН Владимир Иванович

БУЛАВИН Владимир Иванович

Первый заместитель Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации
Совет безопасности
ЧЕРМАШЕНЦЕВ Евгений

ЧЕРМАШЕНЦЕВ Евгений

Директор по инфраструктуре
МегаФон
КРИЧЕВСКИЙ Григорий

КРИЧЕВСКИЙ Григорий

Генеральный директор
Звезда
БАЙДАКОВ Сергей Львович

БАЙДАКОВ Сергей Львович

Префект Центрального административного округа (ЦАО) Москвы
Правительство Москвы

Упоминается вместе

Станиславский Константин Сергеевич

Станиславский Константин Сергеевич

Театральный режиссёр, актёр, театральный педагог
Васнецов Виктор Михайлович

Васнецов Виктор Михайлович

художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи
Мамонтов Савва Иванович

Мамонтов Савва Иванович

коллекционер искусства
Рейтинг компаний
Государственная дума Российской Федерации (Госдума)
236 персон
Правительство Москвы
60 персон
Первый канал
55 персон
Сбербанк
48 персон
Правительство России
47 персон
Альфа-Банк
42 персон
МТС
39 персон
Microsoft
37 персон
Билайн
36 персон
Газпром
32 персон
Следуйте за нами