16:56
Пробки:   4
$
83.8737
91.5252
ДЕБЮССИ Клод

ДЕБЮССИ
Клод

Композитор

Дата рождения: 22 августа 1862 года

Дата смерти: 25 марта 1918 года

Возраст на момент смерти: 55 лет

Место рождения: Париж, Франция

Содержание

Биография

Клод Дебюсси был одним из самых неоднозначных французских композиторов конца 19 – начала 20 веков. Член общества «художественных изгоев», не признававший классических традиций, стал автором целого ряда новаторских произведений и был признан главным представителем музыкальной ветви европейского импрессионизма.

Детство и юность

Ашиль Клод Дебюсси родился на северо-западной окраине Парижа 22 августа 1862 года и был старшим из 5 детей Мануэля-Ахилла Дебюсси и его жены Викторины Манури. До 1870 года семья будущего композитора жила во французской столице, а потом переехала в Канны, в дом родственницы по материнской линии. Там маленького Клода начали обучать игре на фортепиано под присмотром итальянского музыканта Жана Черутти.

Дебюсси оказался талантливым учеником и в юном возрасте поступил в Парижскую консерваторию, где в течение 11 лет изучал технику игры на клавишных инструментах, сольфеджио, композицию, историю и теорию музыки. В 1874 году Клод получил премию за исполнение концерта Шопена и заслужил репутацию прекрасного пианиста.

Во время летних каникул 1879 года Дебюсси развлекал гостей замка Шенонсо и быстро пристрастился к роскоши. Через год в поисках красивой жизни юноша устроился музыкантом и преподавателем в дом покровительницы Петра Ильича Чайковского, Надежды фон Мекк, и 2 лета путешествовал по Франции, Швейцарии, Италии и России. К 1882 году Клод сочинил миниатюры "Ballade à la lune", "Madrid, princesse des Espagnes" и фортепианное «Трио соль мажор».

В консерватории Дебюсси неоднократно вызывал гнев преподавателей, нарушая классические каноны композиции. Тем не менее, в 1884 году он получил престижную «Римскую премию» за кантату «L'enfant prodigue» и продолжил обучение в Италии. Местная музыка не вдохновляла Клода, предпочитавшего воплощать собственные творческие идеи, не попадая под влияние знаменитых коллег.

Именно поэтому произведения итальянского периода жизни Дебюсси, согласно учебному контракту представленные в консерваторию, педагоги сочли причудливыми, витиеватыми и непонятными. Вернувшись в Париж, Клод ненадолго потерял «музыкальную свободу», попав под влияние чувственных мелодий Рихарда Вагнера, но вскоре понял, что у творчества прославленного немца нет будущего.

Музыка

Ранние произведения Дебюсси несколько раз исполнялись на публике, но не принесли ему громкого успеха и популярности. Несмотря на это, коллеги-композиторы признали талант молодого автора и в 1893 году приняли его в комитет Национального музыкального общества, где Клод представил только что сочиненный «Струнный квартет», который впоследствии оказал влияние на музыку Мориса Равеля.

В том же году произошло событие, имевшее ключевое значение для творческой биографии Дебюсси. Композитор посетил премьеру спектакля по пьесе Мориса Метерлинка "Пеллеас и Мелизанда" и решил, что эта постановка должна переродиться в оперном жанре. Вскоре Дебюсси получил согласие бельгийского автора на музыкальную адаптацию произведения и, не теряя времени, принялся за работу.

Основные наброски будущей оперы композитор завершил в декабре 1894 года. Тогда же в Национальном музыкальном обществе была представлена симфоническая поэма-прелюдия Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна», которая получила публичное признание.

В 1900 году Клод начал посещать встречи неформального общества «Les Apaches», в которое входили молодые художники, поэты, критики и музыканты со статусом «художественных изгоев». Многие члены этой организации присутствовали на премьере оркестровых «Ноктюрнов» Дебюсси под названием «Облака», «Празднества» и «Сирены». Рецензии на это произведение были неоднозначными: одни критики считали, что композитор сделал большой шаг назад, другие хвалили силу, очарование, необычайную живость и блестящую фантазию автора.

С 1898 года Клод работал над постановкой дебютной оперы и вел переговоры с руководством парижского театра в лице Андре Мессаже и Альбера Карре. В итоге в апреле 1902-го в «Opéra-Comique» состоялась премьера "Пеллеаса и Мелизанды", которая разделила публику на поклонников и скептиков.

Хотя мнение о новом произведении Дебюсси было неоднозначным, опера быстро стала популярной и сделала автора кавалером Ордена «Почетного легиона», известным во Франции и других странах Европы. Вокальная партитура была опубликована в мае 1902 года, а полное издание нот вышло в 1904-м.

В 1905 году в Париже Дебюсси впервые представил симфоническое произведение «Море», которое вновь породило споры, подогревавшие интерес к творчеству композитора. В конце 1900-х годов сочинения Клода часто появлялись в концертных программах на родине и за границей. Особой популярностью пользовалась сюита «Детский уголок» и ее фрагменты «Снег танцует» и «Маленький пастух».

Признание публики подталкивало Дебюсси к работе. В 1910-1913 годах композитор создал самые известные пьесы для фортепиано, особое место среди которых заняли «Прелюдии», состоявшие из 2 тетрадей и включавшие такие миниатюры, как «Девушка с волосами цвета льна» и «Терраса свиданий при лунном свете».

В 1914 году Клод начал работу над циклом из 6 сонат для различных инструментов, но смертельная болезнь помешала ему завершить задуманное полностью. Последним шедевром Дебюсси стало произведение для скрипки и фортепиано, написанное в 1917-м.

Личная жизнь

В годы учебы в консерватории Дебюсси впервые испытал сильное романтическое чувство. Его увлечением была студентка певческого класса по имени Мари, бывшая замужем за покровителем молодых музыкантов Анри Васнье. Вскоре девушка стала любовницей и музой композитора, эти отношения продолжались в течение 7 лет.

В 1890 году Мари разорвала отношения с Дебюсси и вернулась к супругу. От любви композитора остались 27 песен, посвященные прекрасной исполнительнице, последней из которых стала лирическая композиция «Мандолина».

Вскоре после расставания с мадам Васнье Клод познакомился с дочерью портного из Лизье, которую звали Габриель Дюпон. Через 3 года после начала отношений Клод и Габи начали совместную жизнь в Париже. В то же время Дебюсси завел роман с певицей Терезой Роже и в 1894 году официально предложил ей руку и сердце. Друзья и знакомые осудили легкомысленное поведение композитора и поспособствовали расторжению этой помолвки.

Спустя 5 лет Клод, наконец, женился на своей подруге Мари-Розали Текстье по прозвищу Лилли. Интересен тот факт, что согласие невесты композитор получил под угрозой самоубийства. Молодая супруга была ласковой, практичной и прямолинейной, она очень понравилась людям, окружавшим Дебюсси.

Однако Лилли не блистала умом и совершенно не понимала музыку, поэтому Клод, жаждущий возвышенных отношений, отправил супругу к родителям и начал роман с замужней певицей Эммой Бардак. Законная жена композитора узнала об измене и попыталась покончить с собой. Этот поступок привел к публичному скандалу, который лишил Дебюсси поддержки и уважения коллег и друзей.

В 1905 году беременная любовница Клода ушла от мужа, и пара укрылась от общественного мнения в Лондоне. Когда разговоры утихли, влюбленные вернулись во Францию и купили дом в Париже на авеню Фош, где вскоре родилась единственная дочь композитора, получившая имя Эмма и ласковое прозвище Шушу. Спустя 3 года после появления ребенка Бардак и Дебюсси поженились и провели вместе остаток жизни.

До сих пор неизвестно, любил ли Дебюсси кого-нибудь по-настоящему. Одержимый музыкой, он совершенно не думал о собственной личной жизни. Можно предположить, что композитор испытывал теплые чувства к дочери, ставшей объектом многочисленных фото, обнаруженных в архиве знаменитого француза.

Смерть

В 1908 году Дебюсси поставили диагноз – колоректальный рак, впоследствии ставший причиной смерти композитора, который 10 лет провел в борьбе со страшными болями. В 1915-м врачи прооперировали Клода, но результатом было лишь временное улучшение.

Когда болезнь отступала, знаменитый француз продолжал сочинять музыку и выступать с концертами, в последний раз его видели в обществе на премьере «Сонаты для скрипки и фортепиано» 14 сентября 1917 года.

В начале 1918-го Клод оказался прикованным к постели и жил только благодаря заботам жены Эммы и дочери Шушу. Лечение больше не помогало, и 25 марта 1918 года Дебюсси умер в Париже, в собственном доме на авеню Фош.

События Первой мировой войны помешали организовать торжественные похороны. Тело композитора пронесли по пустым столичным улицам и временно погребли на кладбище Пер-Лашез. Это место противоречило последней воле покойного, который хотел «отдохнуть среди деревьев и птиц», поэтому через год гроб Дебюсси перенесли на тихий погост на правом берегу Сены, неподалеку от Булонского леса.

Рейтинг ГлобалМСК.ру

Занимает место
Главный
№9116
Главный
Занимает место
Сфера
№542
Сфера

Упоминается вместе

Актёр драматического театра и кино, театральный режиссёр, продюсер, сценарист
№1468
Кинорежиссёр, сценарист и драматург
№7667
Актриса
№9156

Родились в один день

Дата рождения: 22.08.1862. Возраст: 55. Знак зодиака: Лев .
В этот день отмечается: День Государственного флага.
Гороскопы для Льва: гороскоп на сегодня, гороскоп на завтра, гороскоп на неделю, гороскоп на месяц, гороскоп на год.
До следующего дня рождения осталось дней: 148 дней.
Заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы — руководитель аппарата мэра и правительства Москвы
№226
Главный экономист консалтинговой компании "ПФ Капитал"
№260
Руководитель Россельхознадзора
№331
Генеральный директор Билайна
№2540
председатель Совета директоров
№2857
Директор Департамента по маркетингу и рекламе
№3982
Мастер восточных практик, йог, маг, участник шоу
№4021
Актер театра и кино, телеведущий
№4910
Член Правления Газпром
№5105
Глава ООО «ВЭБ управление проектами»
№5107
Футболист
№5286
Исполнительный директор PNK Group
№5811

Статистика профиля

Упоминания
Просмотры
Рейтинг компаний
ГлобалМСК.ру уделяет особое внимание деятельности известных персон: политиков, чиновников, бизнесменов, банкиров, деятелей культуры и спорта. Их мнение во многом определяет развитие политической, общественной и экономической жизни Москвы и Московской области. Раздел постоянно редактируется нашими журналистами на предмет актуальности информации. Здесь можно найти информацию о генеральных директорах и президентах топовых Московских компаний, чиновниках и общественных деятелях, которые играют ключевую роль в развитии региона.
Цель проекта – создать комфортное информационное пространство для всех субъектов рынка, а также познакомить читательскую аудиторию с деловыми людьми Москвы.
Мы создали внушительную базу персон в Москве, в которой содержится информация о карьерном пути, образовании и другие важные сведения о человеке.
Благодаря автоматическому подсчету количества упоминаний персоны в новостях разделов «Московские новости» и «Московские пресс-релизы» на портале формируется рейтинг популярности и влияния персон. Коллектив ГлобалМСК.ру отслеживает изменения рейтинга и поощряет участников проекта за успехи. В целом рейтинг участников строится на основе глубокого анализа активности PR-служб известных людей, а также отражает качественное состояние информационного поля, формируемого СМИ и пресс-службами вокруг организации.
«Деловые люди Москвы» - проект о персонах, которые своими идеями, словами и поступками оказывают большое влияние на развитие и процветание Москвы.
Потапова Алёна

Директор по развитию
Население
8198907718
Умерли за год
13783288
Родились за год
33909328