26 марта 2018 года
2406

Просторы отечественного образовательного пространства сотрясла дискуссия, поводом для которой стала публикация проекта новой редакции Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования, пишет "Московский комсомолец".
Журналисты издания обращают внимание на второй раздел стандарта — «Требования к результатам обучения», выделив в нем те решения, которые сущностно повлияют на работу учителя. Первое стратегическое решение авторов стандарта — нормативное закрепление перегрузки учащихся. Посмотрим планируемые результаты обучения, которые выпускники основной школы должны, например, продемонстрировать по учебному предмету «литература».
Первое, что бросается в глаза, — попытка слить воедино учебную программу как основу единообразия. Корреспондент предлагает представить себе лето школьника, окончившего четвертый класс. Родителей, которые должны будут с 11-летним ребенком прочесть несколько мифов Древней Греции, пяток народных сказок, фрагменты из «Повести временных лет», выучить наизусть 1–2 басни И.Крылова.
При этом картина от года к году обучения приобретает все более зловещие очертания. Если просто сосчитать перечень произведений, с которыми должен быть знаком подросток, ученик девятого класса, например, то просто в ужас приходишь.
Коллеги, но ведь у наших подростков не только литература в учебном плане присутствует. И по каждому предмету обилие тем, произведений, формул и т.п. При этом выход подскажут быстро: посмотреть фильм, снятый по произведению, и не читать его, купить книгу с заманчивым названием: «Мировая литература на ста страницах»... И учитель с родителями будут об этом знать и в конце концов или согласятся, или не заметят уловку, предпринятую школьником по необходимости. То есть за перегрузкой с большой степенью вероятности лежит несознательное «подталкивание» школьника к обману.
Второе стратегическое решение авторов — регламентация учебного материала. Учебный материал, заложенный в разделе стандарта «Предметные результаты обучения», не только детализирован, но и распределен по годам обучения. Сразу вспоминаю начало своей трудовой деятельности, пишет журналист, и вижу пособия для учителей, которые предопределяли все, что должно быть на уроке, вплоть до вопросов на повторение и домашних заданий. Начинающему учителю это было серьезным подспорьем. Но со временем, когда приобретался определенный опыт, эти книги, как, впрочем, и учебник, переставали использоваться потому, что они мешали делать что-то особенное, подходящие именно этому классу. Однако, как только на уроке появлялся инспектор… В результате талантливому, ищущему учителю будет в школе этой неуютно, пишет журналист.
Журналисты издания обращают внимание на второй раздел стандарта — «Требования к результатам обучения», выделив в нем те решения, которые сущностно повлияют на работу учителя. Первое стратегическое решение авторов стандарта — нормативное закрепление перегрузки учащихся. Посмотрим планируемые результаты обучения, которые выпускники основной школы должны, например, продемонстрировать по учебному предмету «литература».
Первое, что бросается в глаза, — попытка слить воедино учебную программу как основу единообразия. Корреспондент предлагает представить себе лето школьника, окончившего четвертый класс. Родителей, которые должны будут с 11-летним ребенком прочесть несколько мифов Древней Греции, пяток народных сказок, фрагменты из «Повести временных лет», выучить наизусть 1–2 басни И.Крылова.
При этом картина от года к году обучения приобретает все более зловещие очертания. Если просто сосчитать перечень произведений, с которыми должен быть знаком подросток, ученик девятого класса, например, то просто в ужас приходишь.
Коллеги, но ведь у наших подростков не только литература в учебном плане присутствует. И по каждому предмету обилие тем, произведений, формул и т.п. При этом выход подскажут быстро: посмотреть фильм, снятый по произведению, и не читать его, купить книгу с заманчивым названием: «Мировая литература на ста страницах»... И учитель с родителями будут об этом знать и в конце концов или согласятся, или не заметят уловку, предпринятую школьником по необходимости. То есть за перегрузкой с большой степенью вероятности лежит несознательное «подталкивание» школьника к обману.
Второе стратегическое решение авторов — регламентация учебного материала. Учебный материал, заложенный в разделе стандарта «Предметные результаты обучения», не только детализирован, но и распределен по годам обучения. Сразу вспоминаю начало своей трудовой деятельности, пишет журналист, и вижу пособия для учителей, которые предопределяли все, что должно быть на уроке, вплоть до вопросов на повторение и домашних заданий. Начинающему учителю это было серьезным подспорьем. Но со временем, когда приобретался определенный опыт, эти книги, как, впрочем, и учебник, переставали использоваться потому, что они мешали делать что-то особенное, подходящие именно этому классу. Однако, как только на уроке появлялся инспектор… В результате талантливому, ищущему учителю будет в школе этой неуютно, пишет журналист.
Раздел:
Образование
Новости по теме
Смотреть все9 апреля 2018 года
1896
Высшей школой экономики и Центром стратегических разработок был представлен проект преобразования образовательной системы России. По подсчетам РБК, проект обойдется в восемь триллионов рублей.
«Система ...
9 апреля 2018 года
2115
Профессор РГГУ, директор Государственного литературного музея Дмитрий Петрович Бак рассказал журналистам pravoslavie.ru, как он видит развитие системы образования в России.
Новое поколение стандартов было ...
4 апреля 2018 года
4132
Стали известны заработные платы сотрудников Департамента культуры Омска. Стратегическую информацию рассекретил глава ведомства Владимир Шалак в ответ на критику за необоснованные расходы подконтрольной ему ...
2 апреля 2018 года
2811
Президент России дал поручение экспертам РАН проверить школьные учебники на соответствие последнему слову науки, пишет mk.ru.
Также учебную литературу ждут экспертизы — общественная и этнокультурная. ...
29 марта 2018 года
2712
Представители российской академии наук обратились в Минобрнауки с просьбой создать единую площадку для общественного обсуждения новой версии федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для ...
Последние новости
Смотреть все19 апреля 2018 года
193
Сочинская администрация подыскивает подрядчика, который возьмётся за обеспечение оказания на период ЧМ-2018 услуг по перевозке автобусами волонтёров, болельщиков и тех, кто включен в перечни FIFA.
Исходя из опубликованной на веб-сайте госзакупок ...
19 апреля 2018 года
565
Фаза эйфории относительно перспектив британского фунта на фоне ожиданий ужесточения монетарной политики Банком Англии споткнулась о слабые данные по рынку труда, опубликованные в прошедший вторник. Опубликованные в среду данные по инфляции также не ...
19 апреля 2018 года
694
На этот год в Ростове запланировано благоустройство двух общественных территорий – парка имени Собино и «Северного» сквера. Именно их ростовчане выбрали во время состоявшегося 18 марта голосования.
Сведениями поделился руководитель областного ...
19 апреля 2018 года
733
Тульский мэр Юрий Цкипури и руководитель горадминистрации Евгений Авилов выразили соболезнования родственникам и друзьям ветерана-активиста Евгения Короткова в связи с его смертью. Почётному гражданину города, участнику ВОВ было 98 лет.
«Евгений ...
19 апреля 2018 года
186
Из-за введенных американских пошлин на сталь и алюминий, Москва потребовала провести в рамках ВТО консультации с США о компенсациях. Исходя из правил ВТО, Россия, в случае провала переговоров, сможет ввести собственные меры по защите.
В документах ...