16:20
Пробки:   1
$
99.0180
104.5016

Микроэкономика: теория рыночного равновесия

Предложение: закон и факторы

Содержание

Предложение, также как и спрос относится к фундаментальным экономическим категориям. На этом уроке вы ознакомитесь с понятием "предложение". Узнаете о том что это такое и какой существует закон предложения. Научитесь различными способами (график, таблица и аналитика) изучать предложение, определять, где изменился объем предложение, а где и все предложение. Узнаете какие существуют неценовые факторы предложения.

Предложение. Закон предложения

Предложение (от англ. supply, S) – это то количество благ, которое производитель готов предоставить на рынок по данной цене за данный промежуток времени.

Величина предложения (от англ. quantity of supply, Qs) – это минимальное количество экономического блага, которое производители желают и готовы продать при данном значении цены за определенный промежуток времени.

Цена предложения (от англ. price of supply, Ps) – минимальное значение цены, при котором производители желают и готовы продать данное количество экономического блага за определенный промежуток времени.

Закон предложения (от англ. law of supply) – это прямая зависимость между ценой и количеством продаваемого блага. Действительно, чем выше цена, то при прочих равных условиях, тем большее количество блага мы готовы продать. 

Интерпретация закона предложения

Так же как и для спроса зависимость между ценой и предложением можно описать с помощью таблицы (иногда в англ. учебниках слово таблица подменяется словом расписание), графически или аналитически.

Аналитический способ

Аналитический способ — это способ задания функции с помощью формулы. В простейшем виде зависимость объема предложения от цены можно представить так:


Формула 1. Функция предложения от цены

Табличный способ

Предположим, что нам известно, сколько в течение 1 недели в хлебном магазине «Пекарушка» производится любимых булочек Матвея.

В таблице приведены данные о том, сколько булочек в неделю готова предложить к продаже Изольда Карловна (продавец и по совместительству пекарь) при разных ценах на булочки с изюмом. Бесплатно раздавать их Изольда Карловна, конечно, не будет, только за деньги. Обратите внимание, что чем больше цена, тем больше булочек желает предложить Матвею Изольда Карловна.

Графический способ

На основе табличных данных достаточно просто можно изобразить зависимость между ценой и объемом предложения графически с помощью кривой предложения.

Кривая предложения (от англ. supply curve) — кривая, показывающая, какое количество блага готовы производители готовы продать по разным ценам в данный момент времени.

Важно!

В данном примере мы рассматриваем только изменение цены, предполагая для удобства анализа, что все другие факторы, влияющие на продажу булочек постоянны. Используем для этого популярное среди экономистов допущение «при прочих равных условиях» (от лат. ceteris paribus).

Рисунок 1. Кривая (прямая) зависимости между ценой и объемом предложения

Почему кривая предложения имеет положительный (восходящий) наклон?

Экономисты выделяют три причины прямой зависимости между ценой и количеством продаваемого блага:

  1. Закон возрастания альтернативной стоимости. Согласно этому закону изготовление каждой новой единицы товара требует дополнительных затрат, которые возрастают. Поэтому производители при увеличении цены соглашаются выпускать и продавать большее количество товаров.
  2. Рост прибыли. При увеличении цены стимулирует развитие и расширение производства. В более прибыльную отрасль устремляются также другие предприниматели. В результате увеличивается величина предложения.
  3. Рост цены. В данном случае привлекаются ресурсы из других производств, что приводит к увеличению выпуска данного товара.

Индивидуальное и рыночное предложение

Как рыночный спрос является суммой спроса всех покупателей, так же и рыночное предложение определяется суммой предложений всех продавцов.

Индивидуальное предложение указывает на различные количества, предлагаемые для продажи отдельной фирмой по разной цене в определенный период времени. Рыночное предложение показывает общее количество товара, предлагаемого для продажи всеми фирмами по разным ценам в определенный период времени. Таким образом, предложение на рынке получается путем агрегирования поставок всех фирм, продающих этот товар по альтернативным ценам. Предположим, на рынке работают 2 пекарни "Пекарушка" и "Пекарь". Данные по индивидуальному предложению по каждой возможной цене приведены в таблице. Чтобы найти рыночное предложение, достаточно просто посчитать совокупное предложение пекарен для каждой цены. Например, при цене 70 рублей рыночное предложение составит 26 булочек.

Неценовые факторы (детерминанты) предложения

По аналогии со спросом для предложения существует набор неценовых факторов (детерминантов) предложения. 

Список неценовых факторов предложения:

  1. Число продавцов (N, от англ. number - число);
  2. Уровень технологии производства (T, от англ. technology - технологии);
  3. Цены на ресурсы (Pr, от англ. resource - ресурсы и prices - цены);
  4. Трансферы (Tr, от англ. transfer - трансфер);
  5. Налоги (T, от англ. taxes - налоги);
  6. Цены других товаров Рs (субститутов) и Рc (комплиментов) от англ. complementary и substitutional;
  7. Ожидания производителей (Е, от англ. expectation — ожидания);
  8. Прочие факторы.

Очевидно, что если учитывать все эти факторы, то функция предложения примет совершенно иной вид.


Формула 2. Функция предложения.

Рассмотрим эти факторы подробнее.

Число производителей

При прочих равных условиях, чем выше число потенциальных производителей (продавцов), тем больше предложение.

Уровень развития технологии

Как правило, более совершенные технологии производства благ приводят к снижению затрат на производство и последующему увеличению объема предложения.

Цены на ресурсы

С одной стороны все очевидно. Растут затраты на факторы производство (труд, земля, капитал) соответственно уменьшается предложение. Но тут есть одно "НО".

Затраты на факторы производства (в экономическом смысле этого слова) совершенно не равны сумме затратам производителя. Практически все факторы производства имеют несколько возможных сфер применения, поэтому экономисты стремятся учесть все альтернативные способы применения ресурсов и в конечном счете рассматривают в качестве затрат на ресурс денежную выручку от наиболее выгодного из альтернативных способов использования ресурса. Например, если вы владеете коммерческой недвижимостью и неплохо умеете управлять бизнесом, то при расчете затрат на ресурсы вы должны обязательно учитывать альтернативную стоимость ваших ресурсов. Помещение можно сдать в аренду, а самому пойти работать в крупную компанию топ-менеджером. Если доход от такого вложения ресурсов окажется выше, чем если вы используете это в своем бизнесе, то, наверное, нужно закрываться!

Цены на сопутствующие товары

Предложение товара зависит от цен на сопутствующие товары, особенно товары-заменители. Если цена товара остается постоянной, а цена его товара-заменителя увеличивается, производители предпочли бы производить товар-заменитель. В результате предложение товара X уменьшится, а предложение товара-заменителя увеличится. Это сдвинет кривую предложения товара X влево. Таким образом, повышение цены товара-заменителя приведет к снижению кривой предложения другого товара и наоборот.

Налоги и дотации

Политика правительства также влияет на предложение товара. Если на товар будут введены высокие налоги, то это отпугнет производителей и, как следствие, его предложение сократится.

Трансферты (дотации) увеличивают величину дохода производителя, поскольку теперь государство доплачивает ему некоторую сумму за каждую единицу товара. Таким образом, введение или увеличение трансферта приводит к росту предложения товара, а снижение или отмена к падению предложения товара.

Ожидания производителей

Ожидания производителей относительно будущих изменений на рынках влияют на их предложение товара в настоящий момент времени. На предложение влияют различные ожидания, например ожидания изменения цены в будущем. Если производитель ожидает увеличение цены на его товар в будущем, то он предпочтет предложить его меньшее количество в настоящий момент для того, чтобы продать больше в будущем по более высокой цене. На предложение влияют также ожидания прибыльности бизнеса (отдачи от инвестиций). Если предприниматели ожидают более высокой отдачи от инвестиций в будущем, то они могут подготовиться к этому в настоящем, осуществив большие инвестиции и расширив бизнес в настоящий момент.

Прочие факторы

Любые другие факторы, которые не попали в основной список. Что это может быть? Да, все что угодно. Это могут быть сезонные факторы, погодные условия, политические события и т.д.

Важно! По понятным причинам факторы не действуют порознь, они действуют сообща. Усиливают или нейтрализуют друг друга. Для простоты эксперимента при рассмотрении действия одного фактора мы предполагаем, что другие факторы не изменяются.

Рисунок. Изменение предложения. А - увеличение предложения, В - уменьшение предложения.

Что происходит под действием неценовых факторов предложения? МЕНЯЕТСЯ ВСЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ!

Это очень важный момент. Нужно четко понимать, что такое «предложение» и «величина предложения». Предложение отражает объем планируемых продаж при всех возможных уровнях цены товара или услуги, то есть графически представляет собой весь график кривой предложения. Величина предложения – это объем продаж, который продавец совершить при конкретном уровне цены и представляет собой одну точку на графике кривой предложения.

Увеличение предложения означает, что при каждом уровне цены продавцы готовы продать БОЛЬШИЙ ОБЪЕМ БЛАГ, чем прежде. При увеличении предложения кривая предложения сдвигается ВПРАВО (или вправо-вверх).

На графике (А) происходит смещение кривой предложения из положения S0 в положение S1Обратите внимание, что при том же уровне цен Pав  объем предложения увеличился (из Qа переместились в Qв), продавцы стали больше продавать. 

Снижение предложения означает, что при каждом уровне цены продавцы готовы продать МЕНЬШИЙ ОБЪЕМ БЛАГ, чем прежде. При снижении предложения кривая предложения ВЛЕВО (или влево-вниз).

На графике (В) происходит смещение кривой спроса из положения Sв положение S1Обратите внимание, что при том же уровне цен Pав объем спроса уменьшился (из Qв переместились в Qa), люди стали меньше покупать. 

Выводы 

  1. Основным фактором, определяющим предложение продавца, является цена. Между ценой и предложением существует прямая зависимость. Изменение цены приводит к изменению величины предложения и отражается движением вдоль (по) кривой предложения.
  2. Кроме цены блага, на рыночное предложение влияют: количество продавцов, уровень развития технологии, предпочтения покупателей, количество покупателей, их доход, цены других товаров, ожидания покупателей. Изменения одного или нескольких из этих факторов ведет к изменению в предложении и смещению кривой предложения вправо - при увеличении спроса, влево - при его сокращении.
Преподаватели знают, что вопрос правильной постановки цели выходит за рамки учебной программы и что умение это делать свидетельствует о новом, достойном внимания поведения личности как о результате всего процесса обучения. Поддержите наш проект - оформите подписку!
Потапова Алёна

Директор по развитию
Население
8168251378
Умерли за год
52343860
Родились за год
128775160