21:32
Пробки:   4
$
103.4207
107.9576

Микроэкономика: теория рыночного равновесия

Эластичность предложения: сущность, виды и факторы

Содержание

Вы знаете, что предложение реагирует на изменение цены. По закону предложения между ними существует прямая связь. Для экономического анализа этой информации бывает недостаточно, потому что степень реагирования предложения на изменения его факторов может совершенно разной. На этом уроке мы продолжим изучать эластичность и поговорим уже об эластичности предложения.

Что такое эластичность предложения

Ценовая эластичность предложения характеризует степень изменения предложения под влиянием изменения цены и измеряется коэффициентом эластичности (Es).

Эластичность предложения по цене (от англ., price elasticity of supply) — это величина, которая показывает, на сколько процентов изменится объем предложения при однопроцентном изменении цены данного блага.

Из закона предложения мы знаем, что между ценой данного товара и объемом предложения существует прямая зависимость, то есть при увеличении цены количество товара, которое производители готовы предложить на рынок, увеличивается, и наоборот. Следовательно, эластичность предложения по цене обычно неотрицательна.
Для расчета коэффициента эластичности предложения используется абсолютно такая же формула, что и для определения эластичности спроса по цене, только меняется знак спроса (D) на предложение (S).

Интересный факт

Несмотря на то, что объем предложения зависит от многих факторов, обычно рассматривается только эластичность предложения по цене самого товара. Поэтому, когда говорят об эластичности предложения, то имеют в виду ТОЛЬКО эластичность по цене.


Формула 1. Эластичность предложения

Реакция производителей на изменение цены (характер эластичности) может быть разная: предложение может изменяться в большей или меньшей степени, чем изменилась цена, или вообще оставаться постоянным.

Пример. Предположим, цена булки хлеба выросла в течение месяца с 20 до 40 рублей за штуку, а объем предложения в местной пекарне увеличился с 500 до 700 булок в месяц. Какой будет коэф. эластичности предложения в данном случае?

Считаем процентное изменение объема. (700-500)/500 = 0,4 и умножаем на 100%, получается 40%. Иными словами, объем предложения увеличился на 40%. 

Считаем процентное изменение цены. (40-20)/20 = 1 и умножаем на 100%, получается 100%. Иными словами, цена увеличилась на 100%. 

Ed= 40% изменение объема / 100% изменение цены = 0,4. 

Значения коэффициентов эластичности предложения

Аналогично спросу значения Eбудет располагаться в определенных рамках, причем таких же как, и для спроса.

  1. Ed=0. Абсолютно неэластичное предложение (совершенно неэластичное предложение) означает, что объем предложения на предлагаемое благо остается неизменным при любой цене, то есть объем предложения не реагирует на изменение цены.
  2. 0<Ed<1. Неэластичное предложение означает, что при изменении цены на 1% объем предложения изменяется менее чем на 1%. 
  3. Ed=1. Единичная эластичность означает, что цена и объем предложения изменяются в процентном отношении одинаково.
  4. 1<Ed<∞. Эластичное предложение означает, что при изменении цены на 1% объем предложения изменяется более чем на 1%.
  5. Ed=∞. Абсолютно эластичное предложение (совершенно эластичное предложение) означает, что при данной цене можно продать любое количество товара в каком-то интервале спроса. Но производители откажутся предлагать благо, если цена будет ниже данной.

Графическая интерпретация видов эластичности предложения

Коэффициент эластичности спроса по сути определяет наклон кривой спроса. Чем выше эластичность спроса, тем меньше угол наклона кривой спроса к оси абцисс и наоборот.

Давайте рассмотрим несколько примеров. 


Рисунок 1. Абсолютно неэластичное предложение

Рисунок 2. Неэластичное предложение

Рисунок 3. Единичная эластичность

Рисунок 4. Эластичное предложение

Рисунок 5. Абсолютно эластичное предложение

Факторы эластичности предложения

Факторами, определяющими ценовую эластичность предложения являются:

  1. Время.
  2. Специфика товаров.
  3. Производственные мощности.
  4. Технология производства
  5. Мобильность факторов производства.
  6. Другие факторы.

Рассмотрим факторы более подробно.

Фактор времени

Это, пожалуй, самый главный фактор. Чем длиннее период времени, тем больше времени имеется для корректировки предложения, тем  более эластичной является кривая предложения. Предложение значительно медленнее приспосабливается к изменениям цены, чем спрос.

По способности производителя реагировать на рыночные изменения различают три временных периода:

  • мгновенный (кратчайший), в котором не могут быть изменены размеры всех факторов производства, используемых для изготовления товара, поэтому производитель не может изменить объем предложения. В мгновенном периоде предложение товара совершенно неэластично.
  • краткосрочный (SR, short run), в котором могут быть изменены объемы переменных факторов производства, а размер производственных мощностей используемых для изготовления товара не успевает измениться и остается постоянным. В краткосрочном периоде эластичность отлична от нуля.
  • долгосрочный (LR, long run), который достаточно продолжительный, чтобы успели измениться размеры всех используемых факторов производства. В долгосрочном периоде предложение более эластично,
    чем в краткосрочном.

Специфика товаров

Неэластичное предложение в случае скоропортящихся товаров (например, молока, хлеба и т.д.), потому что его предложение не может увеличиться или уменьшиться в течение короткого периода.
Эластичное предложение в случае товаров длительного пользования.

Производственные мощности

При наличии неограниченных производственных мощностей (т.е. производство может быть легко увеличиться) существует эластичное предложение. Если производственные мощности ограничены, то предложение неэластично. 

Наличие свободных мощностей позволяет фирмам наращивать производство, не неся значительных дополнительных затрат. Это делает предложение более эластичным, поскольку фирмы могут быстро реагировать на изменения цен. Например, завод по производству автомобилей, работающий на 70% мощности, может быстро увеличить объем производства, если произойдет внезапный всплеск спроса на автомобили.

Технология производства

Если отрасль использует сложные технологии производства, предложение товара, производимого этой отраслью, будет относительно неэластичное. Напротив, если отрасль использует простые технологии, то предложение товара, производимого этой отраслью, будет относительно эластичным. 

Мобильность факторов производства

  1. Мобильность рабочей силы относится к способности работников менять работу, отрасли или местоположение. Например, во время строительного бума, если каменщики, электрики и архитекторы могут легко переходить из других секторов или регионов, предложение строительной отрасли становится более эластичным.
  2. Мобильность физического капитала. Рассмотрим фабрику с оборудованием, которое можно легко перенастроить для производства различных электронных изделий. Если произойдет внезапный всплеск спроса на планшеты по сравнению с мобильными телефонами, фабрика может быстро изменить направление производства.
  3. Мобильность земли. Например, городской участок, используемый для парковки, может быть преобразован в коммерческое здание, если спрос (и, следовательно, цена) на коммерческие площади возрастут.

Практическое использование теории эластичности

К основным способам практического использования теории эластичности в микроэкономическом анализе относятся:

  • анализ поведения потребителя;
  • определение ценовой политики фирмы;
  • определение стратегии фирм и деловых предприятий, максимизирующей их прибыль;
  • выработка мероприятий государственного регулирования экономики, особенно политики занятости населения;
  • разработка структуры налогообложения;
  • прогнозирование изменений в расходах потребителей и в доходах продавцов из-за изменения цены благ.

Рассмотрим некоторые способы более подробно.

Теория эластичности и выручка фирмы

Одна из важных проблем, часто возникающих при принятии экономических решений, — изменение выручки продавца (или расходов покупателя) при изменении цены данного блага. В 1973 г.

ОПЕК (организация, объединяющая страны — экспортеры нефти) повысила цену на нефть в несколько раз. Данное повышение цены сократило объем спроса на нефть, но несколько лет падение объема спроса было очень незначительным, поэтому доходы ОПЕК продолжали оставаться очень высокими. Информация об эластичности спроса позволяет продавцам осуществлять ценовую стратегию.

Обозначим через TR (англ. total revenue) совокупную выручку. Тогда ее можно представить как произведение цены на количество товара: TR = P*Q, где Q — количество товара (quantity), Р — цена товара (price).

Также это выражение можно трактовать как расходы покупателей на приобретение данного товара. При изменении цены товара динамика выручки будет различаться для товаров с эластичным и неэластичным спросом.

Пусть цена повышается на 1%. Тогда для товара с неэластичным спросом процентное изменение объема спроса будет меньше, чем однопроцентное изменение цены. Поэтому большее воздействие на выручку окажет изменение цены. По закону спроса цена и количество изменяются в разных направлениях, следовательно, ΔP >0, а ΔQ < 0. Изменение выручки будет положительным: ΔTR >0. Для товара с эластичным спросом процентное изменение объема спроса будет больше, чем однопроцентное изменение цены. Поэтому большее воздействие на
выручку окажет изменение объема спроса. Следовательно, изменение выручки будет отрицательным: ΔTR <0.
Для товара с единичной эластичностью процентное изменение цены равно процентному изменению объема спроса, но только эти изменения противоположны по знакам. Поэтому выручка для таких товаров при изменении цены не будет меняться: ΔTR = 0.

Теория эластичности и налогообложение

Теория эластичности имеет важное значение для определения экономической политики фирм и налоговой политики государства. Допустим, государство вводит определенную (фиксированную) сумму налога на
единицу товара, что равносильно смещению кривой предложения S вверх до S1.

Рисунок. Распределение налогового бремени

Сумма налога распределяется между потребителями и производителями, а также включает избыточное налоговое бремя, являющееся омертвленными издержками, которые представляют чистую потерю для общества. Эластичность при этом играет большую роль, так как позволяет определить, какую часть налога выплачивают
предприниматели, а какую — потребители.

На графике:

  • площадь прямоугольника PcPbBC - это величина налога, получаемого государством со всех товаров.
  • площадь прямоугольника PaPbBD - это часть налога, уплачиваемого потребителем.
  • площадь прямоугольника PсPaDC- часть налога, уплачиваемого производителем.
  • площадь треугольника DCA - безвозвратные потери для общества.

Как помогает теория эластичности определить кто и сколько в итоге будет платить? Все очень просто. В случае эластичного спроса большая часть налога выплачивается производителем, в случае неэластичного спроса — потребителем.

Подобное явление легко объяснить, так как в случае эластичного спроса потребители при росте цены на данный товар будут стремиться переключить свой спрос на товары-субституты.

В случае неэластичного спроса это будет сделать гораздо труднее. Наоборот, если предложение эластично, большая часть налога падает на потребителей, а если неэластично — то на производителей Это и понятно. Эластичность предложения означает, что производители без труда смогут переключить свои ресурсы
на производство какого-либо другого товара или услуги. В случае неэластичного предложения переаллокация ресурсов происходит медленнее и с большим трудом, поэтому больше всего от налога пострадают производители.

Выводы

  1. Эластичность предложения по цене - это величина, которая показывает, на сколько процентов изменится объем предложения при однопроцентном изменении цены данного блага. 
  2. В микроэкономическом анализе выделяют 3 основных и 2 крайних видов эластичности предложения по цене. Эластичное предложение (1<Es<∞), единичная эластичность (Es=1) и неэластичное предложение (0<Es<1). Крайние случаи эластичности: совершенно эластичное предложение (Es=∞) и совершенно неэластичное предложение (Es=0).
  3. Для расчета коэффициента эластичности предложения по цене используются такие же формулы, что и для эластичности спроса: точечная и дуговая эластичность.
  4. Коэффициент эластичности предложения определяет угол наклона кривой предложения (в различных ее точках может принимать разные значения).
  5. На эластичность предложения влияют факторы: время, специфика товаров, производственные мощности, технология производства и мобильность факторов производства.
  6. Теория эластичности имеет важное практическое значение в вопросах ценовой политики компаний и налогообложения.
Продолжайте учиться. Узнайте больше о науках, языках, здоровом образе жизни, о чем угодно. Никогда не оставляйте мозг в лености. «Праздный мозг — мастерская дьявола». А имя дьявола — Альцгеймер. Поддержите наш проект - оформите подписку!
Потапова Алёна

Директор по развитию
Население
8176381258
Умерли за год
57911596
Родились за год
142472776