Рыночное равновесие
Мы проанализировали отдельно спрос и предложение. Теперь вы знаете, каким образом функционирует спрос и предложение. Какие факторы и как влияют на них. Пришло время объединить в один анализ спрос и предложение и рассмотреть такую экономическую категорию, как "рыночное равновесие". На этом уроке вы узнаете как формируется равновесие на рынке и как оно может изменяться. Узнаете как и зачем государство вмешивается в рыночные механизмы.
Рыночное равновесие
Равновесие, или баланс, — состояние системы, описываемой в естественных и гуманитарных науках: система считается находящейся в состоянии равновесия, если одни воздействия на неё компенсируются другими или отсутствуют вообще.
Что такое рыночное равновесие?
Какую ситуацию на рынке можно назвать равновесием? Мы уже знаем, что спрос характеризует готовность потребителей купить благо в данный момент времени по данной цене, а предложение – готовность производителей его продать это благо покупателю.
Получается, что под равновесием вполне логично понимать равенство готовностей покупателей и продавцов по цене и объему блага. Можно просто изобразить на одном графике спрос и предложение и в том месте где произойдет пересечение кривых появится РАВНОВЕСИЕ.
Рисунок 1. Рыночное равновесие
Равновесная цена (от англ. equilibrium price) - цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.
Равновесный объем (от англ. equilibrium quantity) - количество, уравновешивающее спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.
На графике:
E - точка равновесия;
Pe - равновесная цена;
Qe - равновесный объем.
Установление рыночного равновесия - это процесс, требующий определенного количества времени. В условиях совершенной конкуренции происходит быстрое взаимное приспособление цен спроса и цен предложения, объема спроса и объема предложения. Нахождение рынка в состоянии равновесия означает, что все потребители, которые были готовы купить товар по цене выше или равной Рe, смогли его купить. Производители, которые были готовы продать товар по цене ниже или равной Рe, продали его. Кроме того, те потребители, которые были готовы купить товар по более низкой цене, чем равновесная, не смогли осуществить сделку. Так же как и производители, которые были готовы продавать товар только по более высокой цене, тоже не смогли осуществить сделку.
Как работает рыночный механизм
Считается, что равновесие – это устойчивое состояние рынка, при любом отклонении от равновесия рыночные силы стремятся его восстановить.
Если рынок не находится в точке равновесия по какой-то причине, то возникают следующие взаимодействия спроса и предложения.
Рисунок 2. Избыток и дефицит товаров. Установление равновесия
Например, текущая рыночная цена шоколада (PAB) выше оптимальной цены (РE). В этом случае объем шоколада, который потребители готовы купить (Qa), меньше объема, который производители готовы продать (Qd). В результате у производителей остается не проданная партия шоколада. Это избыток. Определяется как разность между Qa и Qd. Что будет происходить на рынке? Производители начинают конкурировать друг с другом, за покупателя. Как? Да просто снижая цену шоколада, что в конечном счете приведет к росту спроса (так действует закон спроса). Как результат, цена начинает падать и достигает уровня Pe, при котором избыток продукции исчезает и на рынок снова приходит РАВНОВЕСИЕ.
Если текущая рыночная цена шоколада (PBC) ниже оптимальной цены (РE), то объем шоколада, который потребители готовы купить (Qb), превышает объем, который производители готовы продать (Qc). В результате, некоторые потребители не могут купить нужное количество шоколада. Общий размер "недостачи" равен разности между Qb и Qc, и называется дефицитом в данном случае. Потребители начинают конкурировать друг с другом, предлагая всё большую цену за товар, что приводит к росту предложения (согласно закону предложения). Цена начинает расти и достигает уровня РE, при котором дефицит исчезает и на рынок снова приходит РАВНОВЕСИЕ.
Таким образом, рыночные силы самостоятельно поддерживают значения рыночной цены и объема продаж на уровне равновесия. Этот способ установления цены на товар на рынке имеет свои преимущества, поскольку все, кто готов предложить свой товар по данной цене, смогут его продать, а все, кто готов купить, смогут это сделать. Пропадают проблемы очередей и складов с нераспроданной продукцией, которые характерны для командной экономики.
Отсутствие равновесия
Рынок стремится к равновесию, это очевидный факт. Но бывают ситуации, когда равновесие не может быть достигнуто либо вообще, либо в в данный момент времени. Да, такое тоже бывает. Речь идет о ситуациях, когда спрос и предложение вообще не имеет общих точек соприкосновения.
Рисунок 2. Отсутствие равновесия (по цене)
Рисунок 3. Отсутствие равновесия (по объему)
В глобальном плане рисунки 2 -3 иллюстрируют неразвитость рыночной экономики. Конкретные примеры могут выглядеть примерно так:
- На рисунке 2 при нулевом объеме минимальная цена предложения превышает максимальную цену спроса. Что это может быть? Дорогостоящий товар (услуга) на который нет спроса (нет денег). Например, путешествие на Сатурн, золотые унитазы и т.д.
- На рисунке 3 при нулевой цене максимальный объем спроса не соответствует минимальному объему предложения. Что это может быть? Решение о строительстве инфраструктурного объекта откладывается из-за элементарного отсутствия минимального количества будущих пользователей. Например, подведение газа в сельские поселения. Нет нужного количества потребителей для окупаемости проекта.
Изменение рыночного равновесия
Рынок - это динамичная система. Спрос, предложение, цена и объем постоянно меняются. Анализируя график, мы как-будто скрупулезно изучаем фотографию какой-то конкретной ситуации на рынке в данный момент времени. Очевидно, что можно составить карту возможных изменений рыночного равновесия. Как вы думаете сколько может быть ситуаций изменения рыночного равновесия? Ответ 8.
Считаем.
- D и S меняются в одном направлении (увеличиваются и уменьшаются) - всего 2 изменения.
- D и S меняются разных направлениях (D - увеличивается, S - уменьшается и наоборот) - всего 2 изменения.
- D (const), а S (увеличивается или уменьшается) - всего 2 изменения.
- S (const), а D (увеличивается или уменьшается) - всего 2 изменения.
Рассмотрим для примера на графике несколько случаев таких изменений.
Спрос и предложение меняются в одном направлении
Рисунок 4. Однонаправленное изменение спроса и предложения
На рынке кроссовок одновременно произошло снижение таможенных пошлин (предложение в итоге увеличивается) и рост доходов населения (спрос тоже увеличивается). Оба фактора сдвигают спрос и предложение вправо. Цена равновесия не изменилась Pe = Pe1, а новый равновесный объем увеличился (Qe1 больше Qe).
Аналогичные рассуждения можно произвести и в обратную сторону. Равновесная цена не изменится, в вот новый равновесный объем уменьшится.
При анализе однонаправленных изменений спроса и предложения нужно обращать внимание в каких соотношениях изменяются меду собой спрос и предложение. Почему? Потому что мы однозначно можем сказать, что новый объем или увеличится или уменьшится, а вот относительно равновесной цены мы такое сказать не можем. Тут возможно все, что угодно: увеличится, не изменится или уменьшится. Попробуйте самостоятельно рассмотреть графически рассмотреть такие ситуации.
Спрос и предложение меняются в разных направлениях
Рисунок 5. Разнонаправленное изменение спроса и предложения