В марте 2023 года министр по делам молодежи Республики Татарстан Ринат Садыков подчеркнул, что государственные программы являются основой работы министерства. Благодаря этим проектам обеспечивается работа с разными категориями молодежи, а приоритетной считается программа профилактики социально-негативных явлений. Молодежь, по словам министра, является главным человеческим капиталом республики и активно вовлекается в решение важных государственных задач, включая нормы сохранения культуры Татарстана. Об этом сообщает издание «НГ».
Недавние события приобретают печальный символизм на фоне заявления министра по делам молодежи Республики Татарстан о сохранении культуры и работе с молодежью. В ночь на 29 апреля в Казанском цирке, учреждении культуры республиканского значения, прошла вечеринка Focus, вызвавшая широкий общественный резонанс. Вечеринка была организована с продажей алкоголя и табачной продукции и солидным диджейским лайнапом. Организаторы опровергают информацию о распитии алкоголя и курении на арене, но СМИ сообщают об обратном, а также о том, что гости танцевали на манеже. Журналисты издания «НГ» пообщались с цирковыми артистами разных поколений, которые высказали свои мысли о скандале вокруг Казанского цирка, творческом взаимодействии и единстве целей, уровне культуры молодежи и позитивном имидже постсоветского цирка на мировой арене.
Комплексная программа по формированию безопасной молодежной среды в Республике Татарстан, приобщение молодежи к искусству, воспитание ее нравственности и духовности является очень важной и необходимой инициативой. Она поможет создать условия для реализации потенциала молодежи и повысить ее культурный уровень.
Одной из главных задач этой программы является сохранение количества посещений культурно-досуговых учреждений, так как существует тенденция постепенного снижения популярности традиционных учреждений культуры. На муниципальную программу «Развитие культуры в городе Казани на 2018-2024 годы» выделено 12 миллиардов рублей. Проект поможет создать условия для развития культуры в городе и привлечения молодежи в культурную среду.
Современный цирк действительно является не только модернизированным учреждением культуры, но и настоящим культурным центром притяжения, который формирует новый образ досуга и творческого развития. Однако, как показывает история, благие намерения могут иногда указывать на неверный путь. Вместо создания условий для повышения привлекательности цирка и расширения целевой аудитории, некоторые организаторы предпочитают устраивать рейвы на манеже, продавать алкоголь в фойе и электронные сигареты с ароматизаторами.
«Не этим нужно привлекать. – убежден cоветский и российский цирковой артист-дрессировщик, Народный артист Российской Федерации, Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства Николай Павленко. – Нужно повышать культуру зрелищ, по-настоящему показывать людям цирк. Сегодня цирковое искусство становится открытым, выходит к людям, которые с нетерпением ждут открытых репетиций и премьер цирковых спектаклей по всей стране».
Мнение генерального директора Большого Московского цирка Эдгарда Запашного весьма актуально и соответствует современным требованиям. Он отмечает, что залог успеха российского цирка как бренда заключается в эффективном взаимодействии независимых друг от друга структур. Сегодня цирки объединяются идейно и финансово, происходит обмен артистами, циркуляция гастролей, приглашения на фестивали и другие значимые мероприятия.
Действительно, цирк в России имеет богатую столетнюю историю и является неотъемлемой частью культурного наследия страны. Он символизирует нашу национальную гордость и уникальность. Организация подобных мероприятий вне территории цирка может нанести ущерб мировому бренду российского цирка и подорвать все усилия республиканского правительства в сфере молодежной политики.
Для многих людей, которые никогда не были в цирке, это место ассоциируется с детством и свободой от проблем взрослой жизни. Сегодня девиз российского цирка - искусство, понятное каждому. Организаторы данного мероприятия, желая донести миру некое волшебство, пригласили взрослых «очутиться в весенней сказке». Однако, если тропинка в детство пролегает через употребление алкоголя, то сложно постичь суть волшебства.
«Цирк – это народное искусство, которое всегда было самым зрелищным и привлекательным, при всей своей простоте оно захватывает зрителя, объединяя балет и спорт, кино и драматическое искусство,– считает руководитель и основатель Театра кошек, клоун и дрессировщик, народный артист РСФСР Юрий Куклачев. – И когда в 90-е годы в театрах произошла трансформация, и культура театра существенно упала, то цирк сохранил свою самобытность, изящество, культуру, усовершенствовал программы, технику исполнения, и это была общемировая тенденция». Цирк – это великий храм искусства, а любовь к цирку как религия, уверен народный артист.
Действительно, российский цирк уже давно установил доверительные отношения со своим зрителем, став местом притяжения для людей всех возрастов, интересов и профессий. Цирк представляет собой место досуга совершенно новой формации и является привлекательным для людей всех возрастов. Однако, кажется, что все эти усилия теряют свою силу, когда директор цирка без какого-либо принуждения превращает цирковой манеж в танцплощадку, а фойе цирка в «алкомаркет».
Николай Павленко считает такие вещи недопустимыми: «Цирк пережил времена, когда помещения сдавались под проведения мероприятий, не имеющих ничего общего с понятием «культура», цирк выстоял. И сегодня эта история не должна повториться. Мы помним времена, когда при входе в цирк деятели культуры снимали головной убор, потому что было уважение к учреждению, к общему делу. Мы воспитаны на примерах таких людей».
Подобные мероприятия не могут привить людям чувство бережного отношения к объектам культуры и искусства, а скорее могут привести к их деградации. Подобные мероприятия не могут служить повышению уровня культурной активности жителей Республики. Глава культурного учреждения должен воспринимать его как место для семейного досуга и понимать его истинное предназначение. Молодежь, принявшая участие в ночном мероприятии в здании Казанского цирка, может не понимать, что подобные акции обесценивают истинное предназначение цирка, но руководитель учреждения культуры должен это понимать и беречь цирк. Если он не понимает этого, то может быть профессионально непригоден.
На сегодняшний день многие люди предпочитают проводить свободное время дома или в торговых центрах, а не в учреждениях культуры. Это связано с различными факторами, включая современный ритм жизни, увеличение количества развлекательных возможностей, доступность различных онлайн-сервисов и многими другими. К слову, это не должно быть поводом для уничтожения культурных учреждений, таких как Казанский цирк.
Казанский цирк является независимым хозяйствующим субъектом, но его успех и привлекательность для посетителей зависят от качественных программ, которые он предлагает. Эдгард Запашный правильно подчеркивает, что наиболее сильные и мощные профессиональные коллективы и лучшие программы в стране представлены только в трех цирках: Росгосцирк, Большой Московский цирк и цирк Никулина на Цветном бульваре.
По словам Запашного, причиной организации мероприятия, граничащего с вакханалией, могло быть не только дефицит программ и потеря конкурентоспособного продукта, но и желание привлечь больше посетителей, включая молодежь, и поддержать репутацию учреждения. Однако, важно помнить, что искусство должно быть созидающим, а не деструктивным, и должно говорить на понятном языке молодежи.
Для того чтобы привлечь молодежь в цирк, необходимо создавать новые, современные, технологичные и увлекательные шоу, которые будут не только развлекательными, но и просветительскими. Важно формировать креативную среду, которая будет интересна и понятна молодежи. Также цирк может сотрудничать с молодыми артистами и создавать совместные проекты, которые будут отражать современные тенденции и интересы молодежи. Такой подход поможет сохранить репутацию учреждения культуры и привлечь новую аудиторию.
Персоны1 и Компании1 в новости
Новости по теме
Последние новости
Общественная редакция в Москве
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.