
НИКОЛАЕВ
Константин
Юрьевич
Предприниматель
Место рождения Днепропетровск
В рейтинге #5 Предприниматель
Связи 3 + 1
Биография
Николаев Константин Юрьевич (Konstantin Nikolaev) — предприниматель российского происхождения. Участвовал в формировании и развитии крупных отечественных логистических компаний. С 2024-го не ведет бизнес в РФ. Проживает в Италии, где владеет винодельческим хозяйством.
Константин Николаев: ранний период жизни
Николаев Константин Юрьевич родился в 1971-м в Днепропетровске. Его отец трудился инженером в проектной организации. Мать будущего предпринимателя была врачом-стоматологом. Круг общения семьи составляли представители интеллигенции.
В 1978-м Константин Николаев пошел в первый класс. В подростковом возрасте любил читать, проявлял значительный интерес к философским и историческим наукам.
В 1988-м Николаев Константин поступил в МГУ на факультет философии. Последний известен богатыми академическими традициями, сильной научной школой и комплексным подходом к образованию, сочетающим классическую и современную философию.
В 1993-м Константин Юрьевич Николаев окончил вуз.
Карьерный старт
Трудовая биография Константина Николаева началась в период учебы в вузе. Он отправился работать экспедитором в Мурманск. В начале девяностых годов наблюдался серьезный дефицит профильных специалистов. Константин Николаев вспоминает, что его личный доход был напрямую привязан к объему выручки.
С 1993-го Николаев Константин трудился в транспортной компании «Петра». Он был замом коммерческого директора, возглавляя подразделение, ответственное за портовые операции. В обязанности Константина Николаева входили регулярные инспекции в морские пристани и терминалы для наблюдения за логистическими процессами.
Николаев Константин рассказывает, что получил первый серьезный капитал, когда смог самостоятельно организовать отправку груженого судна. В начале 1990-х основную часть его доходов составляла прибыль от транспортного бизнеса и торговых операций.
Компания «Петра», где работал Николаев Константин Юрьевич, добилась успеха во многом благодаря налаженной системе аренды подвижного парка у Министерства путей сообщения.
В 1994-м Константин Юрьевич Николаев вместе с будущими партнерами покинул «Петру» и основал экспедиторскую компанию «Анико марин».
Бизнес, с которым была связана биография Константина Николаева, смог привлечь значительных клиентов, включая ведущих игроков отечественной металлургической индустрии. Как вспоминает Константин Николаев, «Анико марин» обеспечила для них возможность ведения операций в ведущих морских хабах РФ. Ключевыми экспортными грузами были уголь и продукция черной металлургии.
Николаев Константин занимал должность СЕО «Анико марин» и владел третью ценных бумаг компании. Такими же долями распоряжались два других акционера. В зону ответственности топ-менеджера входили многочисленные переговоры. Он часто бывал в командировках и много времени провел в рабочих поездках по стране.
Николаев Константин: крупный бизнес
Автор: Дмитрий Духанин/Коммерсантъ
В 1996-м Николаев Константин Юрьевич принял участие в создании нового предприятия в сфере грузоперевозок — ЗАО «Северстальтранс». Первоначальный замысел состоял в объединении экспедиторских возможностей с ресурсами крупного индустриального партнера. Однако, как отмечает Константин Юрьевич Николаев, постепенно организация приобрела обширную клиентскую базу. Компания располагала значительным пулом активов. В их числе были морские порты.
Биография Константина Николаева была связана с постом CEO в «Северстальтрансе» в 1997–2008 годах.
Константин Николаев управлял стратегическим развитием предприятия. На рубеже веков «Северстальтранс» существенно расширил масштабы деятельности за счет инвестиций в портовые мощности и увеличения объема ж/д парка. Процесс приватизации подобных объектов в России начался в 1990-х.
Николаев Константин Юрьевич рассказывает, что в число активов «Северстальтранса» вошли контрольные пакеты Туапсинского и Восточного МТП, а также 50% «Первого контейнерного терминала» в Санкт-Петербурге.
Также организация, которой руководил Николаев Константин, расширяла свое присутствие на рынке, приобретая крупные грузовые хабы на Балтийском и Черном морях. Параллельно развивалось железнодорожное направление: «Северстальтранс» собрал собственный вагонный парк и купил производственное предприятие по выпуску железнодорожных двигателей. Перевозчику технологически наиболее целесообразно и в то же время экономически выгодно иметь и использовать свой подвижной состав.
В 2004-м Николаев Константин Юрьевич поддержал расширение ж/д парка, что помогло значительно сократить финансовые затраты. Управление транспортным бизнесом «Северстальтранса» осуществляло ОАО «НПК». Она планировала удвоить количество подвижного состава до 10 тысяч 600 единиц. Вопрос приобретения вагонов был делегирован ООО «Севтехнотранс».
В 2008-м произошел ребрендинг корпорации в «Н-Транс». В обновленной структуре Константин Юрьевич Николаев остался на своем прежнем посту. Реорганизованная ГК объединила более 20 компаний, специализирующихся преимущественно на ж/д грузоперевозках и портовой перевалке контейнеров.
Для успешного проведения IPO и привлечения целевых инвесторов консультанты рекомендовали Константину Николаеву и его команде произвести структурное разделение активов на железнодорожные и морские.
Globaltrans и Global Ports
В 2004-м Константин Юрьевич Николаев участвовал в создании компании Globaltrans. Она получила контроль над НПК и «Севтехнотрансом».
В 2008-м Николаев Константин с партнерами учредил Global Ports. Компания объединила терминалы в Санкт-Петербурге, Ленобласти, Находке, а также в Финляндии, Польше и Эстонии.
В результате Global Ports стала одним из ключевых российских операторов терминалов. Однако, отмечает Николаев Константин Юрьевич, из-за глобального кризиса 2008-го часть предприятий пришлось реализовать. Например, весной 2008-го была продана половина пакета ценных бумаг контейнерного терминала во Владивостоке.
Как рассказывает Константин Николаев, биография Global Ports в 2011-м пополнилась выходом на фондовую биржу. По результатам первичного публичного размещения акций Группа получила оценку в $3,4 млрд.
В апреле 2012-го Константин Юрьевич Николаев и его компаньоны по бизнесу продали 37,5% акций Global Ports. Покупателем выступила одна из «дочек» АР Moller Maersk. Последняя является глобальной логистической и транспортной корпорацией, основанной в Дании. Данная компания — один из мировых лидеров в сфере контейнерных перевозок и судоходства. Maersk управляет крупнейшим в мире флотом контейнеровозов и предлагает интегрированные логистические решения, включая морские, наземные и воздушные маршруты.
Константин Николаев рассказывает, что одной из целей сделки было получение доступа к передовым разработкам от Maersk.
В 2013-м холдинг купил НКК. Тогда это был один из крупнейших контейнерных операторов России и Содружества. Годом ранее его оборот составил почти 1,07 млн TEU (стандартных контейнеров 20-футового эквивалента). В денежном выражении показатель достиг $253 млн.
В 2023-м Global Ports была переведена в российскую юрисдикцию и зарегистрирована во Владивостоке.
По состоянию на 2024-й Николаев Константин полностью вышел из состава владельцев Global Ports и Globaltrans.
Константин Юрьевич Николаев: прочие компании
Константин Николаев, биография которого была много лет связана с логистической индустрией, работал и в иных областях.
С 2006-го по 2015-й Николаев Константин Юрьевич владел пакетом акций «Мостотреста». Эта компания, основанная в 1930-м и преобразованная в акционерное общество в 1992-м, являлась одним из лидеров в российской отрасли строительства дорог, мостов и другой инфраструктуры.
В период, когда долей в ней владел Константин Юрьевич Николаев, она реализовала целый ряд значимых проектов. Вот лишь некоторые из них:
- Большой Обуховский мост (Санкт-Петербург). Сдан в 2007-м. Состоит из двух параллельных вантовых конструкций длиной 2,57 км. Высота опор — 130 метров.
- нефтяной порт мощностью 15 млн тонн в год на Дальнем Востоке. Завершен в 2009-м. Является частью трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий Океан». Компания, акционером которой был Константин Николаев, принимала участие в первом этапе реализации проекта.
- капитальный ремонт аэропорта во Владивостоке. Реконструирована взлетно-посадочная полоса, рулежные дорожки, платформы. Работы велись в преддверии саммита АТЭС-2012.
- 13 автомобильных и железнодорожных мостовых сооружений, расположенных на совмещенной трассе Адлер — Красная Поляна, соединяющей приморский и горный олимпийские кластеры в Сочи. Реализация проекта завершилась в 2013-м.
- мост через Дон в городе Аксай (Нижегородская область). Длина — 1,23 км. Объект был сдан в 2014-м. Перед строительством организация, в число собственников которой входил Николаев Константин, демонтировала старый мост, находившийся на том же месте.
В 2014-м Константин Юрьевич Николаев инвестировал средства в московскую IT-структуру «Технопром». С 2019-го предприниматель более не связан с этим бизнесом.
В целом Константин Николаев начал планомерно снижать свое участие в российских проектах в 2014-м. К началу 2024-го он окончательно вышел из всех активов в РФ.
Производство вин
Автор: Дмитрий Духанин/Коммерсантъ
Как рассказывает Константин Николаев, биография его бизнеса по производству вин началась в 2013-м. В тот год он купил усадьбу La Madonnina в Тоскане. Она находится к югу от портового города Ливорно в винодельческом субрегионе Болгери. Территория поместья составляет несколько десятков гектаров, значительную ее часть занимают виноградники.
Николаев Константин сперва характеризовал данное приобретение как увлечение, но со временем предприятие начало генерировать прибыль.
Первый винтаж вышел в 2015-м. Ныне ежегодный объем производства, принадлежащего Николаеву Константину Юрьевичу, достигает в среднем 30 тысяч бутылок (приблизительно 22,5 тысячи литров). В ближайшей деревне их цена стартует от €200 за штуку.
Как поясняет Николаев Константин, в 1990-х в Болгери начали выращивать сорта винограда, характерные для Франции. Их комбинация с особенностями местных почв и климата дала результат в виде элитных вин, также называемых «супертосканскими». Их высокое качество ценится не только по всей Италии, но и далеко за ее пределами. Наиболее известной маркой вина из данного региона является Sassicaia. Стоимость одной бутылки красного сухого составляет от €200 до €2000 в зависимости от года урожая. Для отдельных, наиболее редких винтажей, эта цифра может достигать €5000.
В поместье, владелец которого — Николаев Константин Юрьевич, производится три марки вин. В их разработке участвовал один из самых знаменитых итальянских энологов, обладатель национальных и международных наград. Деятельность подобного эксперта при создании новых вин обычно включает следующие этапы:
- анализ терруара и сырья — энолог изучает особенности почвы, климата, сорта винограда и определяет оптимальное время сбора урожая
- планирование и разработка концепции вина — создание представления о вкусовом профиле, определение технологии производства, методов ферментации и выдержки
- контроль винификации — управление процессом ферментации, включая выбор дрожжей, температурный режим и длительность процесса
- купажирование — создание гармоничной смеси из разных сортов винограда или партий вина для достижения желаемого вкусового профиля
- контроль выдержки — определение типа емкостей, длительности и условий процесса
- дегустация и аналитический контроль — регулярная оценка развития вина, проведение химических и микробиологических анализов
- финальная доработка — решения о фильтрации, стабилизации, корректировке параметров перед бутилированием
- оценка конечного продукта — проверка соответствия готового вина намеченной концепции и стандартам качества.
Константин Юрьевич Николаев говорит, что важную роль в ассортименте его предприятия играет красное вино La Madonnina. Средний возраст лоз, из ягод которого оно производится — 15 лет. Виноград собирают в начале осени.
В 2020-м другой продукт, который выпускает Константин Николаев, тосканское розовое вино, было включено в престижный тематический каталог Gambero Rosso.
Еще одно из вин, производящихся в хозяйстве, чей владелец — Николаев Константин Юрьевич — удостоилось высокого места в престижном международном рейтинге The Wine Advocate. Последний регулярно публикуется с 1978-го. Напиток получил оценку 95 по 100-балльной шкале.
Константин Николаев уточняет, что создание вина начинается с 2,5-недельного настаивания винограда. Брожение идет в стальных емкостях. Далее в бочках из дерева осуществляется яблочно-молочная ферментация (ЯМФ). Это процесс, при котором яблочная кислота, присутствующая в виноградном сусле, превращается в молочную. Благодаря этому напиток обретает более мягкий вкус и новые ароматы. Вина, прошедшие ЯМФ, как правило, лучше подходят для длительной выдержки. Финальная стадия производства — выдержка в новых дубовых бочках на протяжении года и четырех месяцев.
Николаев Константин также занимается производством граппы. Этот крепкий алкогольный напиток изготавливается из виноградной кожицы, косточек и стеблей, оставшихся после отжима сока для производства вина. В Италии граппа имеет большое культурное значение и является важной частью гастрономических традиций, особенно в северных регионах страны. Исторически она считалась крестьянским напитком, но в последние десятилетия произошло значительное повышение ее качества и престижа. Сегодня существуют высококачественные выдержанные граппы, которые ценятся как изысканные дижестивы.
Два гектара на территории усадьбы, которой владеет Константин Юрьевич Николаев отведены под посадки оливковых деревьев. Из их плодов делают масло высшей категории (Extra Virgin). Оно получает путем холодного отжима оливок, без применения химических веществ или высоких температур. Такое масло имеет низкую кислотность, обладает насыщенным вкусом и ароматом. Оно считается наиболее полезным для здоровья среди всех видов оливковых масел.
Образование
Философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова.
Семейное положение
Женат, пятеро детей.