Введение в Интернет-журналистику
Понятие интернет-журналистики
Копирайтинг и интернет-журналистика очень похожи и многие часто объединяют эти понятия, но если знать определение каждого понятия, то становится понятно, что это совершенно разная деятельность. Очень часто авторы, которые долго работают в сфере копирайтинга, не могут просто так сесть и написать новостное сообщение, потому что это совсем не тот текст, к нему другие требования, у него другие задачи.
Копирайтинг – это написание различных статей для сайтов, создание текстов в рекламных целях. Они помогают поднимать продажи, популяризируют товары, компании, услуги, людей или идеи.
Интернет-журналистика - это разновидность журналистики, новая профессия, которая появилась в конце XX века, когда начал развиваться Интернет. Интернет-журналисты доносят информацию не только с помощью текстов в онлайне, но и с помощью видео, аудио и фото-контента.
В современном мире газеты с кричащими заголовками, выходящими раз в неделю, уже отходят на задний план, а их место успешно заняли интернет-издания, которые освещают картину дня онлайн 24 часа в сутки. Эволюция в журналистике открыла новые рабочие места, владельцы интернет-СМИ ищут квалифицированных сотрудников. Однако не каждый желающий сможет стать хорошим интернет-журналистом без определенной базы знаний.
Новостную информацию читатель получает посещая сайты, но не каждый сайт может быть новостным интернет-изданием, интернет-СМИ.
Интернет-издание, интернет-СМИ - это веб-сайт, который регистрируется в базе Роскомнадзора как СМИ, получая лицензию, публикует новостные сообщения и работает согласно законодательства о СМИ. Новостные сайты, не имеющие регистрации Роскомнадзора, юридически к СМИ не относятся, даже выполняя функции средства массовой информации.
Права интернет-СМИ
Сайт, зарегистрированный как СМИ, имеет права СМИ и может:
- получать аккредитации на мероприятия;
- запрашивать информацию от органов государственной власти и местного самоуправления;
- может пользоваться льготами при уплате страховых взносов в фонды социального страхования;
- получать государственную поддержку.
Понятие текста
В первую очередь стоит понять, что же такое текст и его основные признаки.
Текст — это речевое произведение, состоящее из ряда предложений, расположенных в определённой последовательности и объединенных в целое единством темы, основной мысли и с помощью различных языковых средств.
Тема — это обозначение предмета речи, то есть тех жизненных явлений или вопросов, которые отобраны автором и изображены в его материале.
Основными признаками текста являются:
- завершенность;
- связность;
- стилевое единство;
- цельность.
В интернет-журналистике, как и в журналистике, существует три вида жанра:
- информационный (новостное сообщение, репортаж, интервью);
- аналитический (статья);
- художественно-публицистический (очерк, фельетон).
Все жанры интернет-журналистики имеют три качества, которые их отличают от печатной прессы:
- гипертекстуальность;
- мультимедийность;
- интерактивность.
Интернет-журналистика в отличие от печатных СМИ предоставляет читателю больше информации с помощью ссылок на другие страницы, видео, аудио, неограниченного количества фото. За день среднее интернет-издание публикует до 200 новостных сообщений, среди которых интервью, комментарии о событиях, аналитические статьи. Каждый вид материала требует отдельного подхода и умений. Например, для интервью надо большая подготовка, а публикация - это просто перевод устного текста в напечатанный формат. Для написания аналитической статьи надо и большая работа по сбору информации в разных источниках, и высокий уровень умения написать связный, понятный и логичный текст. А вот самым простым вариантом текста в интернет-журналистике является новостное сообщение. В основном, если оно создается не с места событий или не параллельно трансляции, то интернет-журналист пишет рерайт с существующего источника или источников от нескольких минут до 1 часа в зависимости от сложности темы и объема.
Рерайтинг - это переработка исходного текста с сохранением смысла.
Любой рерайт, который написан, надо проверять на уникальность с помощью программы антиплагиата. Процент уникальности определяет сам заказчик и в каждой редакции СМИ есть в требованиях к новостному сообщению указание, какой он должен быть.
Новостные сообщения пишутся в публицистическом стиле от третьего лица. Публицистический стиль - это строгий стиль повествования о событии, излагаемые факты должны быть четкими без художественных отступлений, эпитетов, но при этом все же использование прилагательных допустимо.
Так как эти тексты не реклама, то и обращение к читателю запрещается, а также призывы к действиям и любое проявление эмоциональности. Он должен самостоятельно после прочтения новостного сообщения определить свои эмоции по отношению к событию, сделать свои собственные выводы, получив разностороннюю информацию.
Ежедневные тексты, которые интернет-журналист публикует на сайте интернет-СМИ, называются новостным сообщением. Это, как правило, небольшие тексты размером от 500 до 1500 символов без пробелов, пишутся по одному или нескольким источникам (рерайт). При этом такой не большой текст все же имеет тему и четкую структуру: заголовок, лид-абзац, середина и окончание. Также оформляется он на сайте с абзацами и сопровождается картинкой/видео или без, согласно политике работы издания.
Еще интернет-журналист может столкнуться с более объемной работой - тексты на более 2000 символов без пробелов. Эти тексты называются лонгридами (или статья). Она отличается большим размером, более подробной информацией, собранной из разных источников, возможным ее анализом полученной информации, а также там могут быть комментарии специалистов или экспертов по теме. Этот материал дополняется несколькими картинками или видео. Подобные тексты не пишутся так массово как новостное сообщение, потому что требуют более тщательной и долгой работы.
Лонгриды бывают двух видов:
- традиционные - это текст и иллюстрация;
- мультимедийные - это текст и видеофайлы.