16:01
Пробки:   5
$
93.2918
99.5609

Интернет-журналистика

Структура новостного сообщения

Содержание

Новостное сообщение, как любой другой текст, имеет определенное строение, части, которые нельзя пропустить. Даже самый интересный инфоповод можно превратить в нечитаемый набор слов или предложений. В итоге интересную новость читатель пойдет читать на сайт другого издания. Для того, чтобы такого не произошло, требуется соблюдать принципы устройства новостного сообщения.

Пирамида

Есть такое понятие, как текстовая компетентность - это наличие знаний традиционного изложения разных текстов и умение на основе этих знаний создавать связные и логичные тексты. Вполне понятно, что без определенных знаний нельзя создать читаемый текст.

Далее важный момент в работе с рерайтом - это изучение источников информации. Автор новостного сообщения должен изучить несколько источников, чтобы собрать полную картину о событии, и написать свой материал на основе первоисточников, не теряя подробностей, смысла и предоставляя читателю полную и понятную для восприятия информацию.

Как правило, новостное сообщение строиться по принципу пирамиды: 

  1. Заголовок;
  2. Лид-абзац;
  3. Подтверждающая цитата (если есть;)
  4. Основной текст;
  5. Бэкграунд.

Пирамида - это классический метод изложения информации в статье, основанный на принципе убывающего интереса. При этом построении самая первая часть, лид-абзац, является самой информативной и самой короткой частью по сравнению с другими. Суть заключается в том, чтобы дать читателю самую важную информацию с первых строк.

Характерной особенностью принципа пирамиды является особое распределение ключевых слов и составляющих семантического ядра - слов и фраз, которые передают смысл новостного сообщения. Части материала связаны последовательно, отражая значимость каждого и позволяя отметить главные и второстепенные акценты.

Метод пирамиды появился в интернет-журналистике из-за постоянно растущей нехватки времени у современного человека. Среднестатистический читатель может пропустить новостное сообщение, если оно не заинтересовало его с первых строк или после прочтения начала он не понял сути.

Не каждый журналист, создавая новостное сообщение, задумывается о частях пирамиды, подстраивая материал. При написании метод пирамиды используется сам собой, автоматически. Зная, как правильно доносить информацию, новостное сообщение можно написать за 8-15 минут. Объем новостного сообщения в среднем составляет 900-1200 символов. В теле не должно быть проявления эмоциональности, лишних слов “сожаления” или “восхищения”, навязывания своего мнения читателю, путем обращения к нему, лишней информации, которая не относиться к теме или имеет отдаленное отношение. Новостное сообщение основывается только на полученных фактах, не придумывая никакой информации, даже если что-то очевидно.

Методы подачи информации

Помимо пирамиды, существуют и другие методы подачи информации:

  • хронология - после лида идет повествование в том порядке, в котором происходили события. Применяется для заметок с завершенным событием или если мало информации;
  • сериал или эпизод - после лида идет разделение на подтемы и каждая рассматривается в порядке очереди. Итоге концовка собирает все в одно целое. Используется при написании сложносоставных событий;
  • напряжение - обратный поворот “перевернутой” пирамиды, неожиданное окончание. Идет рассказ о событии, но самое интересное излагается в конце. Используют крайне редко;
  • затяжная форма - вступление в форме жанровой сценки или жизненный пример предоставляется читателю перед тем, как изложить суть;
  • очерк - предоставляется информация наравне с впечатлениями. Личностный фактор преобладает над фактором времени. В этих текстах четко видна центральная посылка до самого окончания;
  • анализ - он состоит из описания проблемы, мнения причастных людей, мнения автора по поводу события и концовка;
  • рубрики-колонки и обзоры - может быть в разных формах.

Правила написания новостного сообщения

Общие правила написания новостного сообщения:

  1. Внимательное изучение источников информации;
  2. Лучше сразу сделать правильно, чтобы потом не тратить время на исправление;
  3. Не ломать структуру новостного сообщения;
  4. Не терять ключевые слова и словосочетания;
  5. Придерживаться тематики новостного сообщения и не перепрыгивать с мысли на мысль без логического соединения;
  6. Если какое-то слово незнакомо, то либо надо узнать его значение, либо не использовать, поменять;
  7. Не ломать хронологию изложения;
  8. Простые и сложные предложения в тексте надо чередовать;
  9. Предложения не должны быть на 2-3 строчки, это тяжело читается;
  10. Новая мысль - новый абзац;
  11. Исключать вводные слова и слова-паразиты;
  12. Всегда перед отправкой надо перечитать свой материал;
  13. Любой текст должен заканчиваться точкой и после нее никаких пробелов, фото, видео не должно быть.

Новостное сообщение, как правило, заканчивается подведением кратких итогов, напоминанием о предыдущих событиях, справочной информацией небольшого объема. Последний абзац не должен быть большим. Обычно это 1-2 предложения.

Требования к контенту для новостных изданий от сервисов

  1. Запрещены призывы к насилию, выражения ненависти или вражды, оскорбления и угрозы, иные высказывания, унижающие честь и достоинство, нарушающие гражданские права человека по любому признаку.
  2. Неприемлемо использование ненормативной лексики, в том числе с заменой слов или частей слов другими символами, в любой части экспортируемых текстов.
  3. В новостных сообщениях не должна содержаться информация неновостного характера:
    - афиши, прогнозы погоды, гороскопы, рецепты;
    - списки, расписания, новость не должна полностью состоять из таблиц и инфографики;
    - авторские колонки, сообщения блогов и форумов, обзоры комментариев пользователей в соцсетях и на сайтах;
    - стихи, анекдоты, фельетоны, художественные произведения;
    - новости-сборники («Главное за день», «Что случилось этой ночью»);
    - внутренние новости компаний, различные акции, проводимые редакцией;
    - письма в редакцию, поздравления;
    - сообщения справочного, исторического, биографического и энциклопедического характера;
    - реклама или антиреклама.
  4. Запрещён шокирующий и откровенный контент в любой части передаваемых материалов (тексты и медиаконтент).
  5. Экспортируемые тексты, в том числе переводные, не должны содержать орфографических, синтаксических, семантических ошибок и быть написанными с применением алгоритмов машинного обучения.

Запрещенный контент для экспорта в Яндекс.Дзен

Авторские колонки, сообщения блогов и форумов, обзоры комментариев пользователей в соцсетях и на сайтах.

Примеры неправильных статей:

  • Лана Дель Рей разочаровала поклонников располневшей фигурой - новость основана на комментарии пользователей ВКонтакте.
  • Читатели NYT высмеяли нелепое выступление Джонсона - является обзором комментариев под статьей NYT.
  • Речь премьера вызвала гнев пользователей Telegram - новость основана на комментарии пользователей Telegram.
  • Самарец возмутился условиями пятизвездочного отеля в Турции - в основе новости — сообщение пользователя туристического сайта, а не эксперта.
  • Выступление конгрессмена с трудом можно назвать серьезным, политик совсем слетел с катушек - оценочное суждение автора текста

Прогноз погоды.

Пример неправильной статьи:

Завтра в Москве ожидается небольшое похолодание - новостной формат сообщения о погоде предполагает описание или предупреждение о неординарном или неожиданном событии, которое в том числе может угрожать безопасности читателя («МЧС объявило штормовое предупреждение в Москве», сообщение о граде в Краснодаре в мае).

Новости, вводящие читателей в заблуждение и новости, обманывающие ожидания читателей.

Примеры неправильных статей:

  • Заголовок «NASA сделало важное заявление про открытие новых планет», в тексте — о том, что новые планеты открыть очень трудно - пользователь ожидает прочесть важное заявление, а получает очевидный факт.
  • Заголовок «Toyota опубликовала фото обновленного суперкара», в тексте новости нет изображения - пользователь ожидает увидеть обещанное изображение, но не получает его.
  • Заголовок «Минтранс ввёл в КоАп штрафы для водителей самокатов», в тексте не перечислены возможные штрафы - пользователь не узнаёт о заявленных в заголовке новости штрафах.
  • Заголовок «Актриса Попова показала своего малыша», в тексте новости фотография актрисы со своим котом - пользователь ожидает увидеть фотографию ребёнка актрисы, но «малышом» назван кот.

Новости с кликбейтом и оценочными суждениями.

Примеры неправильных статей:

  • Неадекватное поведение труппы театра привело к увольнению главного режиссера и потере репертуара - сообщения содержат оценочные суждения и сниженную лексику.
  • Чтобы подставить соперницу, коварная разлучница заказала травлю в соцсетях, всю неделю певицу поливали грязью - оценочные суждения и сниженная лексика.

Бэкграунд

Бэкграунд (сокращенно журналисты называют его «бэк») – это предыстория того, о чем в тексте идет речь, или связанная с текстом какая-либо история из прошлого. Важно! Бэкграунд может появиться в тексте только после основного суждения, новой информации, отражающей текущие события. Бэк дополняет эти сведения, делает их более понятными для читателя. Таким образом, бэкграунд не может быть в начале текста.

Сам по себе бэкграунд появился для того, чтобы связать предыдущие и текущие события, показать близость отдельных происшествий, напомнить адресату ряд сведений из прошлого, важных для понимания настоящего. Кроме того, бэк нужен для гиперссылок в тексте, то есть он играет и техническую роль: журналисты таким образом дают читателю ссылки на материалы изданий-партнеров и на собственные публикации, привлекая внимание адресата к старым материалам.

Бэк может оказаться внутри основного текста, если надо безотлагательно напомнить читателю о чем-либо. Часто такой бэк делается в виде гиперссылки внутри предложения в основном тексте.

Фото и видео в новостных сообщениях

Фото и видео - это невербальные компоненты журналистского произведения. Картинка играет большую роль в привлечении и удержании внимания адресата, кроме того, невербальная иллюстрация дополняет содержание текста. Текст, в котором значимыми оказываются и вербальные, и невербальные элементы, называется креолизованным. В нем восприятие включает в себя одновременное понимание и словесного, и изобразительного компонента.

Большинство современных журналистских материалов имеют креолизованный характер. Существует различная степень креолизации текста, то есть вербальный текст может быть по-разному связан с невербальной иллюстрацией:

  • связь картинки и текста может быть неразрывной, полной, то есть, например, текст без изображения понятен не будет;
  • картинка будет ясна только благодаря вербальной информации;
  • связь текста и невербальной иллюстрации может быть частичной. То есть из текста читатель понимает основную идею автора, а картинка эту идею просто дополняет. В этом случае отказ от невербальной иллюстрации не приведет к непониманию текста. Невербальная иллюстрация играет роль приманки, цепляющей взгляд читателя. Кроме того, изображение вызывает эмоции, заставляет задуматься.
Преподаватели знают, что вопрос правильной постановки цели выходит за рамки учебной программы и что умение это делать свидетельствует о новом, достойном внимания поведения личности как о результате всего процесса обучения. Поддержите наш проект - оформите подписку!
Потапова Алёна

Директор по развитию
Население
8120015443
Умерли за год
19309553
Родились за год
47504918