09:57
Пробки:   4
$
103.4207
107.9576

Интернет-журналистика

Правила русского языка

Содержание

Что такое "предложение"?

Любой текст, новостное сообщение, статья, рассказ и т.д. состоят из предложений, которые логически связаны между собой. Без понимания, что такое предложение, сложно создать качественный текст.

Предложение – это одно или несколько слов, связанных друг с другом грамматически и по смыслу, это законченная единица языка и речи, а потому в конце всегда присутствует точка или другой знак.

Каждое предложение состоит из главных и второстепенных членов предложения.

Главные члены предложения это:

  • подлежащее - как правило это имя существительное и отвечает на вопросы “Кто?” или “Что?”;
  • сказуемое - это глагол и отвечает на вопрос “Что делать?”, “Что сделал?”, “Что сделает?” и т.д.

ЗАПОМНИТЕ! Между подлежащим и сказуемым НИКОГДА не ставится запятая.

Второстепенные члены предложения:

  • дополнение - обозначает дополнительный предмет, относящийся чаще всего к сказуемому. Отвечает на вопросы “Кому, Чему?”, “Кого, Чего?”, “Кто, Что?”, “О ком, О чем?”, “Кем, Чем?”;
  • определение - обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы “Чей?”, “Какой?”;
  • обстоятельство - обозначает способ действия, время или место. Отвечает на вопросы “Где?”, “Когда?”, “Зачем?”, “Как?”, “Куда?”, “Почему?”, “Откуда?”.

Прямой порядок слов в предложении - это когда идут подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения. Такой порядок слов нужен для построения заголовков, чтобы они были и понятны читателю, и попадали в топы.

Прямой порядок слов в предложении -это порядок, при котором подлежащее предшествует сказуемому, а согласуемое слово стоит перед определяемым существительным. Обратный порядок слов в предложении - это порядок, при котором сказуемое предшествует подлежащему, а определение может стоять после определяемого слова. В литературе такой порядок слов называется инверсией.

Виды предложений

Также предложения бывают простыми и сложными.

Простое предложение - это синтаксическая конструкция, которая имеет одну грамматическую основу, — подлежащее и сказуемое или только один главный член предложения.

Сложное предложение - это синтаксическая конструкция, состоящая из двух и более простых предложений, связанных по смыслу и интонационно с помощью сочинительной, подчинительной или бессоюзной связи.

В союзных предложениях их части связаны с помощью союзов или союзных слов, а в бессоюзных — только интонацией.

Союзные предложения разделяются на два основных вида:

Сложносочиненные - это сложное предложение, в составе которого простые равноправные предложения соединены с помощью сочинительных союзов. Между ними существует сочинительная связь, которая выражается с помощью союзов:

  • соединительных (и, да, тоже, также, ни…ни);
  • противительных (а, но, да=но, зато, только, же);
  • разделительных (или, либо, не то…не то, то…то).


Сложноподчиненные - это главное предложение и два или более придаточных предложений, связанных с ним по смыслу подчинительной связью. В сложноподчиненном предложении неравноправная связь между простыми предложениями выражается с помощью союзных слов или подчинительных союзов, которые по значению делятся на группы:

  • изъяснительные — что, чтобы, как, будто и пр.
  • причинные — потому что, поскольку, так как и пр;
  • целевые — чтобы, для того чтобы, лишь бы и пр.;
  • временные — когда, лишь, как только, лишь только и пр.;
  • условные — если, раз, ли и пр.;
  • сравнительные — как, как будто, словно, подобно тому как и пр.;
  • уступительные — хотя, несмотря на то что, пусть, пускай и пр.;
  • следствия — так что, вследствие чего, в силу чего.

От главного предложения или одного слова в нём к зависимому предложению можно задать синтаксический вопрос, и по смыслу определить вид придаточного предложения.

В союзных предложениях две и более части разделяются запятыми, тире или точка с запятой.

В союзном предложении при однородных членах запятая перед "и" не ставится:

  • если союз встречается единожды и при этом соединяет два однородных члена;
  • если однородные члены сгруппированы в пары, то запятая ставится только между такими парами. Например, к домашнему скоту относятся коровы и лошади, козы и овцы.

В союзном предложении при однородных членах запятая перед "и" ставится:

  • если при перечислении однородных членов союз «и» повторяется, то запятая ставится перед всеми однородными членами, кроме первого. При этом перед первым однородным членом союз может стоять, а может и нет.

В сложном союзном предложении запятая перед "и" не ставится:

  • если в сложноподчинённом предложении присутствует составной союз, то между «и» и первой частью союза запятая не ставится;
  • в предложениях, где у грамматических основ, разделённых союзом «и», есть общая часть, действуют правила постановки запятых при однородных членах предложения. Одиночный союз не требует постановки запятой;
  • если союзом соединены назывные, безличные, неопределённо-личные, вопросительные, восклицательные, побудительные предложения, то запятая между ними не ставится.

В сложном союзном предложении запятая перед "и" ставится:

  • если два простых предложения объединены в сложное при помощи союза «и», то между ними ставится запятая;
  • если во второй части предложения продолжение союза отсутствует, то запятая ставится не только до, но и после «и»;
  • в таком предложении придаточную часть можно переместить или убрать без нарушения смысла и структуры;
  • в предложениях, где у грамматических основ, разделённых союзом «и», есть общая часть, действуют правила постановки запятых при однородных членах предложения. Если союз «и» повторяется, то запятая ставится перед всеми грамматическими основами, начиная со второй.

Бессоюзное сложное предложение строится по смыслу из простых предложений и оформляется интонационно. Между простыми предложениями нет союзов или союзных слов, а существует только смысловая и интонационная связь.

В зависимости от смысловых отношений между простыми предложениями ставится запятая, тире или двоеточие.

Причастный и деепричастный обороты

Очень распространенная ошибка при постановке запятых в предложениях - это запятые при оборотах. Очень часто авторы забывают про закрытие оборота. Существует 2 вида оборота: причастный и деепричастный.

Причастный оборот — это причастие с зависимыми словами. В предложении причастный оборот является определением и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? что делающий? что сделавший?

Причастие — это особая неспрягаемая глагольная форма, обозначающая признак предмета по действию, которое он сам производит или испытывает со стороны.

Постановка знаков препинания при причастном обороте.

  • Причастный оборот выделяется запятыми, если находится непосредственно за определяемым словом;
  • Знаками препинания необходимо выделить оборот с причастием, если он отделён от определяемого существительного другими членами предложения;
  • Причастный оборот является обособленным членом предложения независимо от его местоположения, если поясняет личное местоимение;
  • Причастный оборот, находящийся перед определяемым словом, выделяется только тогда, когда имеет добавочный оттенок обстоятельственного значения причины, условия и пр.

Деепричастный оборот — это деепричастие с зависимыми словами.

Деепричастие — это особая неизменяемая глагольная форма, которая обозначает добавочное действие по отношению к основному действию, выраженному глаголом-сказуемым, и отвечает на вопросы что делая? что сделав?

В предложении деепричастный оборот является обстоятельством, которое обособляется независимо от его местоположения в предложении. Не выделяются деепричастные обороты, представляющие собой фразеологические сочетания, а также оборот, соединенный союзом «и» с другим однородным обстоятельством.

Вставные и вводные слова

В новостном сообщении требуется исключать вводные слова. Однако все же стоит знать, как они выделяются в предложении.

Вводные слова - это слова или словосочетания, с помощью которых автор выражает свое отношение к описываемой ситуации. Они не несут смысла, без них суть изложения не меняется. В новостных сообщениях они не нужны, так как дают личную оценку автора, а это должен сделать читатель сам, получив все факты. Вводные слова выделяются запятыми всегда.

При этом стоит различать вводные слова, которые не связаны грамматически с членами предложения, и те, которые выступают в роли членов предложения. Например, слова наконец, значит, однако и другие могут быть и не быть вводными. Слово “наконец” в значении “еще” является вводным, “значит” в значении “следовательно” также является вводным, а вот слово “однако” выступает в роли вводного, если стоит в середине предложения.

Не стоит путать вводные слова со вставными. Вставные слова допускаются и выделяются в предложении запятыми.

Вставные слова - это слова, словосочетания, предложения, которые вносят в основное предложение дополнительные сведения, уточнения, правки, расширяя информацию в предложении. Вставные конструкции, как правило, находятся в середине предложения. Реже это бывает в конце, но их не ставят в начало предложения.

Цитата в тексте

Цитата — это точное повторение высказывания с указанием автора или дословная выдержка отрывка текста. В качестве дословной передачи суждения определённого автора цитата обязательно заключается в кавычки.

В тексте цитату можно оформить тремя способами:

  • прямая речь;
  • косвенная речь;
  • предложение с вводными словами.

Для корректного цитирования текста требуется соблюдать такие правила:

  • цитата должна использоваться уместно и быть логично вписана в текст, развивая его и дополняя;
  • дублирование заимствованной информации в пределах одного документа недопустимо;
  • если текстовую цитату приводят дословно, то она заключается в кавычки;
  • ссылка по ГОСТовским стандартам может оформляться разными способами.

В схемах по оформлению прямой речи используются А (а) — слова автора, П (п) — прямая речь.

Схемы оформления прямой речи:

  1. Слова автора в конце: “П”, - а. “П!” - а. “П?” - а.
  2. Слова автора в начале: А: “П”. А: “П!” А: “П?” А: “П…”
  3. Слова автора в середине: “П, - а, - п”. “П!? - а. - П”. “П, - а. - П!” “П… - а. - П”. “П, - а: - П”.
  4. Слова автора в начале и в конце: А: “П” - а. А: “П!” - а. А: “П?” - а. А: “П…” - а. А: “П”, а.

Тавтология, плеоназм, абзац

Тавтология — это специальный или непреднамеренный повтор однокоренных слов в словосочетании или предложении. Это лексическая ошибка речи!

Плеоназм — это речевое излишество, употребление сочетания слов, в котором смысл одного слова уже заложен в значении другого. Плеоназм в русском языке — это лексическая ошибка.

Абзац - отрезок письменной речи, состоящий из одного или нескольких предложений, с законченной мыслью. Новая мысль - новый абзац. Новостные сообщения надо разбивать на абзацы, не потому что так надо через каждый 1 или 2 абзаца, а потому что началась новая мысль. Абзац может быть и объемным, и маленьким, но не должен быть оборванным на середине изложения мысли.

Некоторые правила написания слов через дефис

Пишутся через дефис местоименные слова с начальной частью (приставкой) кое- (кой-): кое-кто, кое-что, кое-какой, кое-чей, кое-когда, кое-где, кое-куда, кое-откуда, кое-как, а также кой-кто, кой-какой и т. п.

Пишутся через дефис местоименные слова с конечными частями (постфиксами) -либо, -нибудь, -то.

Пишутся через дефис наречия с приставкой в- (во-), образованные от порядковых числительных.

Пишутся через дефис наречия с приставкой по-, оканчивающиеся на −ому, −ему, −ски, −цки, −ьи , образованные от прилагательных (в том числе от местоименных прилагательных мой, наш, всякий и т. п.).

Окончание прилагательного должно быть в том же падеже что и существительное, к которому оно относится.

-ться и -тся в глаголах

Распространенная ошибка в глаголах - это написание -ться, -тся. Есть правила русского языка, когда “ь” надо, когда нет. Однако проще всего запомнить, что наличие “ь” определяется его наличием в глаголе вопроса: что делает? что делать? Если в глаголе вопроса стоит “ь” значит пишем, если нет, то не пишем. Например, исправитЬся (что сделатЬ?), тренируются (что делают?).

Наращения в словах

Наращение (буквенное падежное окончание) используется в записи порядковых числительных: 10-й класс «Б»; ученик 11-го класса; 1-й вагон из центра; 5-й уровень сложности; занять 2-е и 3-е места; в начале 90-х годов, 12-й маршрут.

Наращение не используется:

  1. В записи количественных числительных: словарь в 4 томах; работа 2 сотрудников; серия из 12 упражнений;
  2. При записи календарных чисел: 22 марта 2003 года, 1 апреля, 10 января. Не: 22-го марта 2003-го года, 1-го апреля, 10-е января;
  3. Если число обозначено римской цифрой: II Международная олимпиада школьников по русскому языку; IX конгресс, XXI век, Людовик XIV;
  4. В номерах томов, глав, страниц, иллюстраций, таблиц, приложений и т. п., если родовое слово (том, глава) предшествует числительному: на с. 196, в т. 5, в табл. 11, в прил. 1 (но: на 196-й странице, в 5-м томе, в 11-й таблице, в 1-м приложении).
Облагораживают не знания, а любовь и стремление к истине, пробуждающиеся в человеке, когда он начинает приобретать знания. В ком не пробудились эти чувства, того не облагородят ни университет, ни обширные сведения, ни дипломы. Поддержите наш проект - оформите подписку!
Потапова Алёна

Директор по развитию
Население
8176504183
Умерли за год
57995781
Родились за год
142679886