18:25
Пробки:   1
$
99.0180
104.5016

Интернет-журналистика

Заголовок новостного сообщения

Содержание

Как структурировать информацию, которую вы хотите передать читателю, какие принципы надо соблюдать, из каких частей состоит новостное сообщение, как в целом грамотно все представить читателю будет в последующих уроках.

В различных поисковых системах, новостных сервисах и агрегаторах первое, что будет показано читателю - это заголовок, а уже сам материал он прочтет, если его заинтересует инфоповод, когда он перейдет на сайт. Правильно составленное название публикации - это залог читаемости, попадания в топы новостных агрегаторов, а также интерес читателя к самому новостному ресурсу. По этой причине в нем нужно изложить суть четко и кратко, чтобы сразу “зацепить” читателя. У современного человека всегда масса дел и нет времени вычитывать длинные заголовки, которые раньше были во многих изданиях. Теперь же заголовок “Пенсионеров по возрасту хотят освободить от оплаты услуг ЖКХ” заинтересует читателя больше, чем “В Госдуму внесли на рассмотрение законопроект об освобождении пенсионеров по возрасту от оплаты услуг ЖКХ”. Понимание важности новостного сообщения дает подбор четких, ярких и “живых” глаголов.

Виды заголовков в интернет-журналистике

Существуют такие виды заголовков:

  • фактический - передает суть новостного сообщения в виде простого сообщения с глаголом;
  • образный - он формирует эмоциональную реакцию у читателя. Основан на игре слов и смысла;
  • заголовок-клише - может содержать крылатые выражения и цитаты, пословицы и афоризмы, метафоры и другое.

Заголовок пишется акцентируя внимание на самой важной теме (самая интересная мысль, самая скандальная точка) новостного сообщения либо на тех моментах, на которых хотелось бы заострить внимание, исходя из актуальности темы на фоне других событий. Копировать и писать "заголовок-рерайт", схожий с заголовками источников, нежелательно, кроме исключительных случаев.

Главное в заголовке - это сделать его информативным и ярким, лаконичным, максимально понятным для читателя, содержащим самую основную суть статьи. При этом он должен быть простым для восприятия. Заголовок отражает суть новости. Он должен строится в прямом порядке без лишнего эмоционального окраса (прилагательные). При этом не быть кликбейтным.

Кликбейт – это дезориентирующий заголовок, который намеренно обманывает читателя, чтобы завладеть его вниманием. Во всем мире профессиональные журналисты борются с кликбейтом. Однако есть издания, которые активно используют кликбейтные заголовки – кричащие, экспрессивные высказывания, шокирующие, обманывающие читателя. Например, что думает читатель, увидевший заголовок «Срочно: умерла Пугачева»?. Конечно, он решит, что скончалась известнейшая певица, композитор Алла Борисовна Пугачева. Однако дальнейшее содержание текста все меняет: скончалась однофамилица известной певицы, участница коллектива «Бурановские бабушки» Наталья Пугачева. Быть обманутым никто не любит, поэтому издания, делающие ставку на кликбейт, рискуют навсегда потерять умного читателя, ценящего работу журналистов.

Правила при составлении заголовков

Правила, которые не стоит нарушать в новостных сообщениях, которые транслируются в Яндекс.Новости:

  1. Точка в конце не ставится, а также “!”, “?”, ”...”;
  2. Ключевые слова и словосочетания (фамилии, названия, аббревиатуры и т.д.) должны быть. Например, Москва, а не московский или столица; правильно: В Москве на выступление мэра Собянина приехал король Зимбабве. Неправильно: На выступление московского мэра приехал зимбабвийский король;
  3. Нельзя в новостных сообщениях, которые транслируются в Яндекс.Новости строить заголовки по типу: СРОЧНО: Текст заголовка; ФОТО: ВИДЕО: МОЛНИЯ:
  4. Дату в новостные сообщения про погоду, происшествия, криминал, частично шоу-бизнес, “последние данные” писать нельзя;
  5. Нельзя обращаться к читателю на “ты” и использовать указательные местоимения («этот», «эта», «эти») для создания ощущения диалога с читателем;
  6. Нельзя гиперболизация, преувеличение значимости описанного;
  7. Не стоит использовать повелительное наклонение;
  8. Нельзя использовать рекламный заголовок для новостных сообщений.

Желательно учитывать при составлении заголовка:

  1. Размер 5-7 слов (без предлогов);
  2. Глагол в заголовке должен быть;
  3. Использовать ключевые существительные в именительном падеже и в начале заголовка;
  4. Прямой порядок без лишнего эмоционального окраса (прилагательные);
  5. Избегать запятых, тире и двоеточия можно;
  6. Не использовать все формы глагола "быть", уже, только, который, наконец-то;
  7. Не стоит начинать заголовок с цифры;
  8. Названия должны быть на родном языке (авто, смартфоны, соцсети);
  9. Место события (где произошло происшествие) надо указывать в заголовке, а не только в тексте - страна или область, или город;
  10. Избегать сложных слов или тех, значение которых читателю придется искать в словаре;
  11. Избегаем лишних слов. Например, в результате ДТП пострадал человек - в ДТП пострадал человек.

Примеры подходящих заголовков:

Компания Samsung презентовала новый смартфон Galaxy S7 в Нью-Йорке
Samsung удивила презентацией долгожданного Galaxy S7 в Нью-Йорке
Новый Galaxy S7 от Samsung представлен в Нью-Йорке
Samsung показала новый смартфон Galaxy S7 на презентации в Нью-Йорке
Samsung презентовала новый смартфон Galaxy S7 в США
Samsung наконец-то презентовала Galaxy S7 в Нью-Йорке, и так далее, в зависимости от контекста.

Примеры ошибочных заголовков:

Новый смартфон от Samsung на презентации - пустая констатация факта, нет описания события;
На презентации представлен новый гаджет - нужны ключевые слова
Samsung удивила новой премьерой - нет уточнения, нужны ключевые слова
Компанией Samsung представлен новый смартфон Galaxy S7 в Нью-Йорке - неуместное употребление страдательного залога
Samsung новый Galaxy S7 в Нью-Йорке представила премьере на - нарушен порядок слов.

Рекомендации к качеству заголовков

Заголовки новостей не должны вводить читателя в заблуждение и обманывать его ожидания. Они должны быть информативны и отражать содержание публикаций. Такими критериями руководствуются алгоритмы при выборе заголовков сюжетов и сообщений дайджеста.

Дизайн сервиса предусматривает заголовки длиной не более 80 символов с пробелами. Материалы с более длинными заголовками не смогут встать в заголовок сюжета.

Качество заголовков:

  • Хороший заголовок - это грамматически правильный, нейтральный, точно и подробно описывает случившееся в новости, указывает источник информации. Не содержит искаженные данные, обороты и приемы речи, которые «цепляют» или интригуют читателя.
  • Плохой заголовок - содержит грамматические, синтаксические или лексические ошибки.Содержит высказывания и описание действий неопределенных лиц или организаций. Кликбейт.

Ошибки в построении заголовков:

  • Нарушение логической связи между подлежащим и сказуемым. Пример, неправильно “Макрон — победитель”, правильно “Макрон победил на выборах президента во Франции”;
  • Отсутствие смысловой законченности заголовка. Объект назван, но о нем ничего не сказано. Пример, плохой заголовок - Выставка «Ежкин кот», хороший - В Питере прошла выставка «Ежкин кот»;
  • Игровой заголовок — метафорическое описание произошедшего, а затем суть. Пример, неправильно - Триста лет оно нам надо. В правительстве Санкт-Петербурга вспоминают, откуда что взялось, правильный вариант - В правительстве Санкт-Петербурга обсудили состояние памятников архитектуры;
  • Сначала — цитата, затем — источник высказывания. В хорошем заголовке сначала указывается автор, а потом суть сообщения;
  • Инверсия. В новостных заголовках важно доносить суть максимально просто, поэтому не стоит нарушать прямой порядок слов. Пример, плохой заголовок - За работу ночью в нарушение постановлений три винных магазина в столице закрыты, хороший - В столице за работу ночью закрыты три винных магазина, нарушивших постановления.

Ошибки в выборе лексики заголовка:

  • Метафоры (исключение — цитаты), речевые штампы, канцеляризмы;
  • Жаргонизмы и разговорные выражения;
  • Ненормативная лексика, ругательства, сексизм или оскорбления по любому признаку.

Ссылка на неопределенный источник:

  • Неопределенные источники - неконкретное СМИ, абстрактный эксперт, депутат, страна и т. д.;
  • Определенные источники - Госдума, Кремль, МВД, Роскино, министерства, полиция, МОК, WADA и т. д.; представители и адвокаты известных личностей; конкретные СМИ, личности, которых можно однозначно идентифицировать, например посол Аргентины.

Кликбейт-заголовок:

  • Заголовок, который намекает на высокую вероятность того, что случится (случилось) значимое, редкое или опасное событие, которое в реальности не произошло, но это становится понятным только после прочтения статьи. Часто в таком заголовке используются гиперболы — преувеличения значимости описанного;
  • Заголовок, интригующий или разжигающий любопытство;
  • Заголовок, построенный таким образом, чтобы не раскрывать главное событие в новости. Так называемые «заголовки-открывашки».

Заголовок, содержащий оценочное суждение:

В некоторых случаях заголовок может не считаться плохим, если в нем содержится высказывание, оформленное как цитата, и указан автор этого высказывания.

  • Оскорбление достоинства, хамство, агрессия, троллинг;
  • Призывы к расправе, одобрение насилия, преступлений;
  • Дискриминация по какому-либо признаку;
  • провокационные формулировки.
Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три. Поддержите наш проект - оформите подписку!
Потапова Алёна

Директор по развитию
Население
8168272003
Умерли за год
52357985
Родились за год
128809910