Рынки факторов производства: спрос, предложение и равновесие
Этот урок будет посвящен изучению того, как в экономике формируется равновесие между спросом и предложением различных ресурсов, необходимых для производства товаров и услуг. Равновесие на рынке факторов производства достигается, когда спрос на эти факторы соответствует предложению. Иными словами, это состояние, при котором нет ни избытка, ни нехватки ресурсов на рынке. Когда рынок факторов производства находится в равновесии, это означает, что ресурсы используются эффективно, и нет неиспользуемых ресурсов или дефицита. В этом уроке вы узнаете особенности спроса и предложения на рынке факторов производства и механизм формирования равновесия на данном рынке.
Фактор производства - наковальня
Спрос на рынке факторов производства
Теория спроса на ресурсы должна учитывать целевую функцию фирмы, которая связана с максимизацией прибыли. Иными словами, анализ поведения фирмы на рынке ресурсов должен основываться на принципе максимизации прибыли.
Особенности спроса
В отличие от потребительского спроса на товары и услуги, спрос фирмы на факторы производства является производным и зависит от спроса на готовые товары и услуги. Фирмы приобретают ресурсы не для личного потребления, а для использования их в производстве товаров и услуг с целью последующей продажи. Например, спрос фирмы на кожу зависит от спроса на обувь и другие товары.
Особенности спроса:
- является производным от спроса на рынке готовой продукции, а значит и от цены товара, произведенного с использованием фактора производства;
- зависит от производительности ресурса;
- зависит от цены других ресурсов.
Производный спрос (англ., derived demand) - это спрос на производственные ресурсы (факторы производства), определяемый спросом на товары, для производства которых эти ресурсы используются.
Данный спрос имеет производственный характер, то есть удовлетворяет потребности не на прямую, а опосредованно, через производство экономических благ. Отсюда следует, что спрос на ресурс зависит не только от его производительности, но и от цены товара, произведённого с помощью этого ресурса.
Рисунок 1. Линия (кривая) спроса на фактор производства
На графике: P - цена фактора производства, Q - количество фактора, MRP - предельный доход ресурса.
Предельный продукт фактора производства
Предельный продукт фактора производства в денежном выражении (MRP - marginal revenue product) – дополнительный доход, который получит фирма при использовании дополнительной единицы фактора производства.
MRP = MPxMR, где:
МР — предельный продукт фактора производства; MR — предельный доход от продажи дополнительной единицы продукции
Предельная производительность ресурса (MP) представляет собой кривую спроса, с которой фирма сталкивается на рынке готовой продукции (кривая спроса на ее продукцию). Она показывает доход фирмы от реализации дополнительного количества готовой продукции. Эта кривая имеет отрицательный наклон, поскольку отражает убывающую производительность ресурса: чем больше единиц ресурса использует фирма, тем ниже предельная производительность каждой из них.
Основные факторы спроса
Факторы спроса на рынке ресурсов включают:
- Цена производимого товара. Увеличение спроса на конечный продукт может привести к увеличению спроса на факторы производства, необходимые для его производства.
- Технологические изменения. Внедрение новых технологий может повлиять на спрос на факторы производства. Новые технологии могут потребовать больше или меньше определенных факторов производства для производства товаров.
- Ожидания относительно будущих цен. Если предприниматели ожидают роста цен на товары в будущем, это может стимулировать их увеличить спрос на факторы производства сегодня, чтобы увеличить производство и готовиться к росту спроса.
- Цены на другие факторы производства. Изменения в ценах на другие факторы производства могут также влиять на спрос на конкретные факторы. Например, если цены на труд вырастают, предприниматели могут начать использовать больше машин и оборудования для замены работников.
- Размер рынка. Увеличение размера рынка или спроса на товары также может привести к увеличению спроса на факторы производства для увеличения объемов производства и удовлетворения спроса.
- Государственная политика. Меры государственной политики, такие как налоги, субсидии, законы о труде и другие регулирующие меры, могут также влиять на спрос на факторы производства.
В целом, понимание спроса имеет важное значение для бизнеса и экономики, поскольку это позволяет предсказывать и адаптироваться к изменениям в рыночной среде.
Собеседование на рынке труда
Предложение на рынке факторов производства
Рисунок 2. Линия (кривая) предложение фактора производства
На графике: P - цена фактора производства, Q - количество фактора, MRC - предельные издержки ресурса.
Предельные издержки фактора производства
Предельные издержки ресурса (MRC — marginal resource costs) - это дополнительная сумма, на которую возрастут общие издержки в результате приобретения дополнительной единицы определенного ресурса.
MRС = MCxMP, где:
МC — предельные издержки фактора производства; MP — предельный продукт фактора производства
Факторы предложения
- Цена ресурсов. Высокие цены на ресурсы могут стимулировать производителей к увеличению предложения, тогда как низкие цены могут привести к сокращению предложения.
- Технологический прогресс. Улучшения в технологиях могут повысить производительность ресурсов, увеличивая их предложение на рынке.
- Цены на смежные товары. Цены на смежные товары могут влиять на предложение ресурсов. Например, если цены на заменяемые ресурсы возрастают, производители могут переключиться на предложение данного ресурса, увеличивая его предложение.
- Ожидания. Ожидания о будущих ценах ресурсов также могут влиять на предложение. Если производители ожидают, что цены на ресурсы вырастут в будущем, они могут увеличить свое предложение в настоящем.
- Государственное регулирование. Политика правительства в отношении ресурсов, такая как налоги, субсидии, льготы и ограничения, может влиять на предложение ресурсов на рынке.
Учитывая эти особенности, понимание предложения на рынке факторов производства становится ключевым аспектом для анализа экономической динамики и принятия стратегических решений в бизнесе и государственном управлении.
Равновесие
Равновесие фирмы на рынке факторов производства
Чем руководствуется фирма, когда определяет объем закупок факторов производства?
Фирма стремится к равновесию и анализирует свой предельный доход и предельные издержки. Вспоминаем, когда фирма достигает своего равновесия на рынке товаров и услуг? Когда MR = MC! "Золотое правило" - MR = MC, или принцип сопоставления предельного дохода с предельными издержками, основывается на сравнении сумм, которые каждая дополнительная единица продукции будет добавлять к валовому доходу, с одной стороны, и к валовым издержкам - с другой.
Когда фирма закупает ресурсы на факторных рынках она тоже стремится к равновесию и сравнивает предельный доход и издержки, но не производимых ею товаров и услуг, а ресурсов, которые будет использовать в создании этих экономических благ. Рассмотрим о чем идет речь.
Правило MRP = MRC
Что должна сделать фирма, чтобы максимизировать свою прибыль?
Простого минимизирования затрат недостаточно. Существует множество уровней производства, на которых фирма может производить товар с наименьшими расходами. Однако есть ЛИШЬ ОДИН УРОВЕНЬ, на котором достигается максимальная прибыль. Это объем производства, при котором предельный доход (MR) равен предельным издержкам (MC), что соответствует принципу равновесия: MR = MC. Как мы видим из анализа рынков готовой продукции, это знакомое нам золотое правило.
Рисунок 3. Установление рыночного равновесия на рынке факторов производства
На графике: PE - равновесная цена фактора производства, QE - равновесное количество фактора, E - точка равновесия, D и S - спрос и предложение фактора производства.
MRP = MRC означает, что для того, чтобы максимизировать прибыль, каждый производитель (фирма) должен использовать дополнительные (предельные) единицы любого ресурса до тех пор, пока каждая дополнительная единица ресурса дает прирост совокупного дохода, превышающий прирост совокупных издержек. Иными словами, условием максимизации прибыли фирмой будет такое соотношение между затратами на ресурс и доходами от его применения, когда цена ресурса, например цена труда PL, будет равна предельному продукту ресурса (труда) в денежном выражении (MRPL): РL = MRPL, цена капитала Pс, будет равна предельному продукту ресурса (капитала) в денежном выражении (MRPс): Рс = MRPс и цена земли Pz, будет равна предельному продукту ресурса (земли) в денежном выражении (MRPz): Рz = MRPz.
Иными словами при покупке фирмой нескольких факторов производства данное условие должно распространяться на каждый из них, т.е.:
МRРL = МRСL; МRРK = МRСK; МRРZ = МRСZ
Это равенство может быть представлено в следующем виде: МRРL / МRСL = МRРK / МRСK = МRРZ / МRСZ.
MRP = MRC - это золотое правило равновесия фирмы на рынке факторов производства. ЭТА ФОРМУЛА ВЕРНА ДЛЯ ВСЕХ РЫНКОВ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА, вне зависимости от того, является ли рынок продукции конкурентным или монопольным.
Выводы
- На рынке ресурсов фирма приобретает необходимые для неё факторы производства и комбинирует их таким образом, чтобы получить максимальную отдачу от вложенных средств. При увеличении использования какого-либо ресурса (при постоянных остальных ресурсах) его предельный продукт снижается, что соответствует принципу убывающей производительности переменного ресурса.
- Количество каждого фактора зависит от его производительности и цены. Предприниматель стремится изменять количество используемых факторов до тех пор, пока доход от каждой дополнительной денежной единицы, потраченной на их приобретение, не сравняется с количеством конечного продукта.
- Фирме следует увеличивать приобретение ресурсов, цена которых снижается, и уменьшать приобретение ресурсов, цена которых растет.
- Золотое правило фирмы: MRC=MRP.
Домашняя работа
Цель: изучить основные понятия факторных доходов, такие как заработная плата, рента, процент и прибыль, а также расходов, связанных с производственными факторами, такими как земля, труд, капитал и предпринимательские способности.
Развить навыки анализа распределения доходов между различными факторами производства и его влияния на экономическое поведение фирм и домохозяйств.
Стимулировать способность применять теоретические модели к реальным экономическим ситуациям, анализировать данные и делать обоснованные выводы.
Теоретический блок
Блок состоит из 7 вопросов, позволяющих закрепить знания по пройденному уроку.
- Определите, что такое спрос на рынке факторов производства.
- Объясните закон убывающей предельной производительности.
- Опишите, как технологические изменения влияют на спрос на факторы производства.
- Приведите пример, когда изменение спроса на конечный продукт изменило спрос на факторы производства.
- Проанализируйте, как введение нового ресурса или технологии изменяет спрос на факторы производства.
- Как изменение цен на конечные продукты влияет на спрос на факторы производства?
- Подумайте о возможных последствиях для рынка труда, если спрос на определенные конечные продукты резко возрастет или упадет.
Практический блок
Блок состоит из 2 заданий, позволяющих закрепить знания по пройденному уроку.
Задание 1. Рассчитайте изменение спроса на ресурсы при изменении спроса на конечный продукт, используя гипотетические данные.
Допустим, спрос на продукцию завода увеличивается на 20%. Если для производства одной единицы продукции требуется 2 единицы труда, 1 единица капитала и 0.5 единицы сырья, то при увеличении спроса на продукцию на 20% спрос на труд увеличится на 40%, на капитал на 20% и на сырье на 10%. Проанализируйте данные и сделайте выводы о взаимосвязи спроса на конечный продукт и ресурсов.
Пример задачи с решением
Количество единиц привлеченного фактора производства составляет 400. АР составляет 260 единиц, а МР 401-й единицы фактора составляет 268.
Определить:
- АР при количестве фактора 401 ед.;
- MRP 401 единицы привлеченного фактора при условии, что фирма функционирует в условиях совершенно конкурентного ресурсного и товарного рынков, и цена единицы ее продукции составляет 50 рублей;
Следует на фирме привлекать 401 единицу фактора, если цена ее привлечения составит:
- 12400 рублей;
- 13400 рублей;
- 14400 рублей.
Решение:
Средний продукт фактора производства L: AP = TP/K, TP – общий продукт; K – количество факторов производства. Находим ТР(К = 400) = 260*400 = 104000.
Поскольку предельный продукт МР 401-й единицы фактора составляет 268, то: ТР(К = 401) = ТР(К = 400) + МР(К = 401) = 104000 + 268 = 104268. Отсюда: АР(К=401) = 104268/401 = 260,02.
Предельная доходность использования дополнительной единицы ресурса: MRP = MP*MR, MR – предельный доход, у нас равен Р = 50. Следовательно: MRP(К = 401) = 268*50 = 13400.
Условие привлечения ресурсов – предельные затраты на ресурс должны быть ниже, чем предельная доходность ресурса: MRP > MRC.
Таким образом, в случае цены привлечения меньше 13400 руб. фирма будет привлекать дополнительный ресурс. У нас это случай а). В случае б) привлечение 401 единицы ресурса не увеличивает доход фирмы, а в случае в)
– уменьшает.
Эти задания направлены на понимание экономических механизмов, которые определяют распределение и использование ключевых ресурсов производства, и развитие навыков анализа и применения теоретических знаний к практическим ситуациям.