Модели поведения потребителей в Интернете
В моделях рассматриваются частные случаи потребительского поведения в Интернете для различных видов продуктов, товарных рынков и вариантов организации процессов продаж.
Модель поведения потребителя – это условный образ процесса поведения потребителя, созданный для изучения его поведения и разработки, наиболее подходящих маркетинговых действий компании с использованием таких маркетинговых инструментов, как товарное предложение, ценообразование, реклама, стимулирование, брэндинг и прочее.
На основе моделей поведения потребителя разрабатываются модели маркетинга. Они представляют собой совокупность следующих положений:
- форма качественного и количественного описания, представления поведения субъектов маркетинговой системы в процессе их взаимодействия по поводу создания и воспроизводства спроса на товары и услуги с целью получения или роста прибыли;
- совокупность моделей (имитационных, регрессионных, корреляционных и т.д.), отражающих и описывающих функциональные, ресурсные причинно-следственные связи субъектов и окружающей среды маркетинга при проектировании, организации, планировании, функционировании и развитии системы маркетинга;
- модели маркетинга-микса или каждой его составляющей (модель товарной политики, модель ценообразования, модели рекламы и т.д.).
Существующие модели потребительского поведения в сети Интернет позволяют решать различные маркетинговые задачи. В процессе моделирования возможно: выявление целевой аудитории; определение точек взаимодействия и влияния на поведение потребителя; анализ значимости факторов, которые оказывают непосредственное влияние на потребительского поведения в сети Интернет. Под влиянием времени и развития общественных процессов деятельности индивидов постоянно необходимо вносить корректировки и совершенствовать модели потребительского поведения в сети Интернет. Так как факторы претерпевают изменения, происходит колебание их значимости, появляются новые факторы, которые возникают под влиянием окружающей среды и воздействуют на потребительское поведение в процессе приобретения товара в условиях организации электронной торговли.
1 | Электронная модель потребительского выбора (eCDP) | Амбае M., 2005 | Адаптирует положения традиционной модели принятия решения CDP (совмещение стадий, переменного поведения, изменения модальности) для интернет потребителей |
---|---|---|---|
2 | Поведенческая перспективная модель (BPM) | Фагестром A. ,2009 | Основана на теории поведенческой психологии и объясняет потребительское поведение с помощью цепочки действий |
3 | Модель рационального поведения (TRA) | Фишбейн M., Айзен И., 1975 | Влияние на потребительское поведение личной и социально-поведенческой характеристик |
4 | Модель планируемого поведения (TPB) | Айзен И., 1985 | Дополнительно к модели TRA рассматривается влияние чувственного поведенческого контроля |
5 | Информационно-ориентированная модель (IOM) | Чен., 2009 | Двухфазный информационный поиск в основе принятия решения о покупке |
6 | Интегральная модель потребительского доверия (IMCT) | Чеунг, Ли, 2003 | Рассматривается доверие как существенный фактор потребительского поведения |
7 | Модель технологического принятия (ТАМ) | Дэвис и др., 1989 | Определяет процесс принятия потребителем информационных технологий |
8 | Усовершенствованная модель технологического принятия (СРСЕТАМ) | Бигне-Алканиз др., 2008 | Указывает понимание новаторов перед покупкой |
9 | Концептуальная модель Цитрина (CCM) | Цитрин и др., 2000 | Указывается влияние перехода от использования интернета до покупок в Интернете |
10 | Модель коммуникационного влияния (CIM) | Дэволк и др., 2009 | Рассматривает влияние коммуникаций на принятие решения |
11 | Модель намерения, адаптации и закрепления (MIAC) | Чеунг и др. 2003 | Рассматривает влияние социальных и информационных сетей |
12 | Адаптированная 7Cs модель (A7CsM) | Бегалли и др., 2009 | Рассматривает семь факторов принятия решения |
13 | Трёхсторонняя модель принятия решения онлайн (M6MDP) | Стенжер, 2008 | Описывает процесс продажи как взаимодействие трех агентов: продавца, покупателя и посредника |
Таким образом, необходимость моделирования потребительского поведения в сети Интернет обусловлена, прежде всего, сложностью комплексного исследования потребителя, так как потребитель представляет сложную социально-психологическую систему, обладающую индивидуальными, присущими только конкретному лицу, комплексом черт и особенностей психики, восприятием мира. Моделирование потребительского поведения в сети Интернет позволяет описывать и предсказывать поступки не отдельного человека, а целых групп (кластеров), имеющих похожие стили поведения. Чем точнее удастся создать модель потребительского поведения, тем более точно можно прогнозировать, как будут они себя вести в различных ситуациях покупки товара.