20:07
Пробки:   4
$
103.4207
107.9576
Сущность доверия в информац
Пройти курс

Маркетинговые коммуникации в информационном обществе

Сущность доверия в информационном обществе

Содержание

Исследования темы доверия, особенности доверия

Доверие является феноменом индивидуального мира человека, который непосредственно связан с восприятием окружающей действительности. Наряду с этим доверие находится в социальной реальности, которое является одной из характеристик процесса взаимодействия социальных агентов, позволяет определять эффективность существующих взаимодействий и имеет возможность оказывать влияние на сложившуюся социальную ситуацию.

На практике считается, что доверие не существует одиночно, а совместно с категорией "недоверие". Категориальная пара "доверие и недоверие" выступают как целостное явление социального пространства, которое определяет интенсивность трансформаций в обществе.

С 1970-х годов начинает развиваться учение о доверии как особого социологического направления, эмпирические исследования в данной области имеют существенное развитие и приобретают комплексный характер. Наиболее известными учеными, которые занимались темой доверия являются: Н.Луман (выявил, что необходимое условие для развития современных обществ является доверие) , Ф. Фукуяма (анализировал доверие в качестве важного фактора экономических трансакций). П. Штомпка (основной фокус исследования представляет собой ориентацию действий на перспективу, вопросы доверия рассматриваются при возникновении неопределенности и отсутствия контроля над будущим) и другие.

Ф. Фукуяма определял доверие в качестве ожидания, которое возникает в пределах определенного сообщества, где участники данного общества будут демонстрировать и проявлять нормальное и честное поведение, на основе готовности к взаимопомощи с учетом существующими нормами, культурными традициями, обычаями, общими этическими ценностями. Также Фукуяма предполагает, что поведение, в основе которого лежит доверие с точки зрения общества обладает большей эффективностью, чем поведение, основанное на расчётливости и существующих правилах, которые постоянно нуждаются в доработке, согласовыванию и обеспечения их соблюдений, иногда посредством мер принуждения.

Дж. Роттер рассматривал доверие в аспекте межличностных взаимоотношений и определял его как "обобщенные ожидания человека относительно того, насколько можно положиться на слова, обещания, высказывания или письменные заявления другого человека или группы". Д. Руссо, С. Ситкин, Р. Берт и К. Камерер при анализе существующих по направлению доверия в организациях, определяют доверие как "психологическое состояние, включающее намерение принять собственную уязвимость, основанное на позитивных ожиданиях относительно намерений или поведения другого". Дж. Коулмен, М. Грановеттер рассматривали понимание доверия с позиции элемента социального капитала и основы формирования и функционирования гражданского общества.

Отечественная наука также занималась активным исследованием социологического пространства доверия. Одним из первых российских исследователей в обществе темы доверия в 90-е годы является Ю.А. Левада. Левада определил, что доверие к институтам власти в существенной мере отождествляется с отношением людей к проводимой политике и к действиям государственных ведомств. "Доверие сводится к согласию, а то и к терпению".

Функции доверия

Базовыми функциями доверия являются познание, обмен и обеспечение взаимодействия, а функциями недоверия — самосохранение и обособление. В соответствии с этим при доверии человек предполагает получить какое-то благо (например, установить сотрудничество с другим человеком или получить ценную информацию), а при наличии недоверия человек подвергает оценке негативные последствия от взаимодействия и использует это в качестве защиты от возможных последствий.

Среди социально-психологических функций категориальной пары "доверие-недоверие" выделяются следующие:

  • познание и самопознание;
  • обеспечение самоорганизации общества (в частности на основе поддержки моральных ценностей и социальных норм сотрудничества, взаимопомощи, поддержки, участия, согласия);
  • развитие социальных отношений и структуры социума;
  • формирование чувства безопасности и защищенности внутри социальной группы;
  • создание ощущения целостности сообщества;
  • самоопределение субъекта (отношение человека к окружающей действительности, стремление к преобразованию как внешней, так и внутренней составляющей);
  • оптимизация социального взаимодействия;
  • обеспечение эмоционального комфорта;
  • создание облегчения в психологическом плане;
  • снижение уровня напряженности и стресса в отношениях;
  • обеспечение легкости во взаимодействии;
  • повышение мотивации к оказанию взаимопомощи.

Вместе с основными функциями также выделяются инструментальные (служебные) функции доверия и недоверия:

  • активизация процессов коммуникации и взаимодействия;
  • определение сложных взаимодействий по соотношению доверие/недоверие;
  • предсказательная функция;
  • идентификация и дифференциация социальных групп;
  • компенсаторная (в ситуациях напряжения) функция;
  • перцептивная функция;
  • стабилизирующая функция.

Факторы формирования доверия. Виды доверия.

При формировании доверия (недоверия) оказывает влияние воздействие различных факторов. Выделяют следующие существенные факторы:

  • историческое наследие;

    Данный фактор складывается из ретроспективных отношений. Предыдущий опыт взаимодействия в данном обществе может влиять при формировании будущих отношений как оптимистически, на основе веры и надежды и соответственно доверия, так и пессимистически, где не были оправданы надежды участников и с учетом этого преобладает подозрительность и недоверчивость в обществе.

     
  • прочность социального порядка;

    Если социальная организация обладает стабильностью или происходят постепенные и последовательные трансформации в обществе, то это порождает доверие. В противоположном случае будет главенствовать недоверие в обществе.

  • подчинение властей законам;

    Наличие недостаточной ответственности у представителей власти, произвол и неконтролируемость власти будет способствовать проявлению недоверия в обществе. Присутствие в обществе процедурных рамок и возможности контроля за деятельностью органов власти определяют общее доверие.

  • последовательная реализация прав и строгое исполнение прав граждан;

    При существовании в обществе независимых институтов с учетом надлежащего исполнения своих члены общества чувствуют свою безопасность от произвола, преступности и др., и в связи с этим проявляется доверие. В случае обратного эффекта возрастает роль недоверия в обществе.

Готовность индивида к доверию определяет три существенных компонента:

  • эмоциональная готовность;
  • рациональная оценка ситуации;
  • восприятие степени надежности индивидов.

Выделяют различные виды доверия/недоверия, которые различаются по механизмам формирования и по социально-психологическим функциям: общественное доверие; традиционное, клановое доверие/недоверие (доверие к своим и недоверие к чужакам); гуманистическое (альтруистическое) доверие; авансированное доверие; деловое доверие; организационное доверие; псевдодоверие/псевдонедоверие.

Также выделяется межличностное и институциональное доверие. К институциональному доверию относится доверие в контексте различных институтов: власть, бизнес, СМИ, общественные организации.

Доверие и недоверие могут носить выборочный характер, то есть распространять свое влияние только на ограниченных объектах или лицах (например, доверие семье, недоверие соседям; доверие врачам, недоверие юристам). Каждый индивид обладает собственным балансом доверия, что определяет набор некоторых объектов, которым человек свойственен доверять или нет.

Облагораживают не знания, а любовь и стремление к истине, пробуждающиеся в человеке, когда он начинает приобретать знания. В ком не пробудились эти чувства, того не облагородят ни университет, ни обширные сведения, ни дипломы. Поддержите наш проект - оформите подписку!
Потапова Алёна

Директор по развитию
Население
8176367233
Умерли за год
57901991
Родились за год
142449146