Сущность доверия в информационном обществе
Исследования темы доверия, особенности доверия
Доверие является феноменом индивидуального мира человека, который непосредственно связан с восприятием окружающей действительности. Наряду с этим доверие находится в социальной реальности, которое является одной из характеристик процесса взаимодействия социальных агентов, позволяет определять эффективность существующих взаимодействий и имеет возможность оказывать влияние на сложившуюся социальную ситуацию.
На практике считается, что доверие не существует одиночно, а совместно с категорией "недоверие". Категориальная пара "доверие и недоверие" выступают как целостное явление социального пространства, которое определяет интенсивность трансформаций в обществе.
С 1970-х годов начинает развиваться учение о доверии как особого социологического направления, эмпирические исследования в данной области имеют существенное развитие и приобретают комплексный характер. Наиболее известными учеными, которые занимались темой доверия являются: Н.Луман (выявил, что необходимое условие для развития современных обществ является доверие) , Ф. Фукуяма (анализировал доверие в качестве важного фактора экономических трансакций). П. Штомпка (основной фокус исследования представляет собой ориентацию действий на перспективу, вопросы доверия рассматриваются при возникновении неопределенности и отсутствия контроля над будущим) и другие.
Ф. Фукуяма определял доверие в качестве ожидания, которое возникает в пределах определенного сообщества, где участники данного общества будут демонстрировать и проявлять нормальное и честное поведение, на основе готовности к взаимопомощи с учетом существующими нормами, культурными традициями, обычаями, общими этическими ценностями. Также Фукуяма предполагает, что поведение, в основе которого лежит доверие с точки зрения общества обладает большей эффективностью, чем поведение, основанное на расчётливости и существующих правилах, которые постоянно нуждаются в доработке, согласовыванию и обеспечения их соблюдений, иногда посредством мер принуждения.
Дж. Роттер рассматривал доверие в аспекте межличностных взаимоотношений и определял его как "обобщенные ожидания человека относительно того, насколько можно положиться на слова, обещания, высказывания или письменные заявления другого человека или группы". Д. Руссо, С. Ситкин, Р. Берт и К. Камерер при анализе существующих по направлению доверия в организациях, определяют доверие как "психологическое состояние, включающее намерение принять собственную уязвимость, основанное на позитивных ожиданиях относительно намерений или поведения другого". Дж. Коулмен, М. Грановеттер рассматривали понимание доверия с позиции элемента социального капитала и основы формирования и функционирования гражданского общества.
Отечественная наука также занималась активным исследованием социологического пространства доверия. Одним из первых российских исследователей в обществе темы доверия в 90-е годы является Ю.А. Левада. Левада определил, что доверие к институтам власти в существенной мере отождествляется с отношением людей к проводимой политике и к действиям государственных ведомств. "Доверие сводится к согласию, а то и к терпению".
Функции доверия
Базовыми функциями доверия являются познание, обмен и обеспечение взаимодействия, а функциями недоверия — самосохранение и обособление. В соответствии с этим при доверии человек предполагает получить какое-то благо (например, установить сотрудничество с другим человеком или получить ценную информацию), а при наличии недоверия человек подвергает оценке негативные последствия от взаимодействия и использует это в качестве защиты от возможных последствий.
Среди социально-психологических функций категориальной пары "доверие-недоверие" выделяются следующие:
- познание и самопознание;
- обеспечение самоорганизации общества (в частности на основе поддержки моральных ценностей и социальных норм сотрудничества, взаимопомощи, поддержки, участия, согласия);
- развитие социальных отношений и структуры социума;
- формирование чувства безопасности и защищенности внутри социальной группы;
- создание ощущения целостности сообщества;
- самоопределение субъекта (отношение человека к окружающей действительности, стремление к преобразованию как внешней, так и внутренней составляющей);
- оптимизация социального взаимодействия;
- обеспечение эмоционального комфорта;
- создание облегчения в психологическом плане;
- снижение уровня напряженности и стресса в отношениях;
- обеспечение легкости во взаимодействии;
- повышение мотивации к оказанию взаимопомощи.
Вместе с основными функциями также выделяются инструментальные (служебные) функции доверия и недоверия:
- активизация процессов коммуникации и взаимодействия;
- определение сложных взаимодействий по соотношению доверие/недоверие;
- предсказательная функция;
- идентификация и дифференциация социальных групп;
- компенсаторная (в ситуациях напряжения) функция;
- перцептивная функция;
- стабилизирующая функция.
Факторы формирования доверия. Виды доверия.
При формировании доверия (недоверия) оказывает влияние воздействие различных факторов. Выделяют следующие существенные факторы:
- историческое наследие;
Данный фактор складывается из ретроспективных отношений. Предыдущий опыт взаимодействия в данном обществе может влиять при формировании будущих отношений как оптимистически, на основе веры и надежды и соответственно доверия, так и пессимистически, где не были оправданы надежды участников и с учетом этого преобладает подозрительность и недоверчивость в обществе.
- прочность социального порядка;
Если социальная организация обладает стабильностью или происходят постепенные и последовательные трансформации в обществе, то это порождает доверие. В противоположном случае будет главенствовать недоверие в обществе.
- подчинение властей законам;
Наличие недостаточной ответственности у представителей власти, произвол и неконтролируемость власти будет способствовать проявлению недоверия в обществе. Присутствие в обществе процедурных рамок и возможности контроля за деятельностью органов власти определяют общее доверие.
- последовательная реализация прав и строгое исполнение прав граждан;
При существовании в обществе независимых институтов с учетом надлежащего исполнения своих члены общества чувствуют свою безопасность от произвола, преступности и др., и в связи с этим проявляется доверие. В случае обратного эффекта возрастает роль недоверия в обществе.
Готовность индивида к доверию определяет три существенных компонента:
- эмоциональная готовность;
- рациональная оценка ситуации;
- восприятие степени надежности индивидов.
Выделяют различные виды доверия/недоверия, которые различаются по механизмам формирования и по социально-психологическим функциям: общественное доверие; традиционное, клановое доверие/недоверие (доверие к своим и недоверие к чужакам); гуманистическое (альтруистическое) доверие; авансированное доверие; деловое доверие; организационное доверие; псевдодоверие/псевдонедоверие.
Также выделяется межличностное и институциональное доверие. К институциональному доверию относится доверие в контексте различных институтов: власть, бизнес, СМИ, общественные организации.
Доверие и недоверие могут носить выборочный характер, то есть распространять свое влияние только на ограниченных объектах или лицах (например, доверие семье, недоверие соседям; доверие врачам, недоверие юристам). Каждый индивид обладает собственным балансом доверия, что определяет набор некоторых объектов, которым человек свойственен доверять или нет.