Электронные услуги
Под электронной услугой в основном понимается услуга по удовлетворению информационных потребностей пользователя, имеющая компьютерную или электронную форму представления. Электронные услуги в государственном секторе имеют такие задачи как:
- повышение надежности деятельности систем государственного обслуживания;
- улучшение качества взаимодействия граждан с государственными органами;
- обеспечение необходимой информацией большего количества потребителей.
Электронные государственные услуги представляют собой особый вид информационных услуг, связанных с удовлетворением информационных потребностей широких слоев населения путем выдачи электронных документов или электронной справочной информации, которая отражает содержание законодательных актов и постановлений.
Зачастую понятие государственная и муниципальная услуга объединяются в общее понятие, то есть те услуги, которые получает гражданин от государственных учреждений, либо федерального, либо местного самоуправления, то есть государственная услуга может включать в себя понятие и муниципальной услуги. Таким образом, можно сделать вывод, что электронные государственные услуги формируются с использованием электронных ресурсов. Жизненный цикл таких услуг во многом определяется длительностью существования нормативной и законодательной базы.
Электронные государственные услуги являются элементом электронного правительства. Модель "электронное правительство" имеет четыре канала взаимодействия, среди которых выделяются:
- канал взаимодействия государственных служб с гражданами (G2C - government-to-citizen);
- взаимодействие между государством и коммерческими компаниями (G2B - government-to-business);
- канал взаимодействия среди государственных организаций и их сотрудников (G2E - government-to-employee);
- между различными государственными органами и уровнями государственного управления (G2G-government-to-government).
В сети Интернет в свою очередь параллельно взаимодействуют несколько различных групп участников. К ним относятся: бизнес (предприятия и организации), потребители и государство (правительство). Между участниками формируются каналы взаимодействия: G2G, G2B, G2C, B2B, B2C, B2G, C2C, C2G, C2B. Взаимодействия возможны между всеми видами игроков, посредством чего образуются транзакционные каналы. Каждый канал отличается спецификой своего функционирования и имеет свои особенности.
В модели объединяются понятия граждан и потребителей, так как граждане в данном случае выступают потребителями государственных услуг. Модель взаимодействия участников представлена на рис. 5.3.
Рис. 5.3. Транзакционные модели участников в сети Интернет
Учеными выделяется ряд существующих проблем при предоставлении государственных и муниципальных услуг гражданам:
- важность обеспечения безопасности персональных данных граждан при получении ими государственных услуг;
- недостаточное распространение электронной подписи у граждан для получения электронных государственных услуг,
- отсутствие государственных услуг, которые предоставляются полностью в электронном виде (дистанционно), то есть без личного присутствия получателя услуги;
- отсутствие сформировавшейся правовой базы в сфере предоставления электронных государственных услуг, так как принимаемые решения при представлении электронных данных, также имеют юридические последствия для граждан;
- существуют различия между органами государственной власти по качеству и количеству применения информационных и коммуникационных технологий в своей деятельности;
- недостаточно представлена нормативная база обеспечения электронных услуг, а также стандарты и регламенты предоставления органами государственной власти услуг посредством сети Интернет;
- потребление государственных услуг часто происходит в обязательном порядке, так как данные услуги являются производными от государственных функций. Данную проблему невозможно устранить полностью, государственные органы не могут существовать без обязательных требований, предъявляемых к гражданам.;
- невысокая удовлетворенность потребителей качеством предоставления услуг;
- недостаточная информированность населения о полном перечне существующих электронных государственных услугах;
- слабость информационно-телекоммуникационной инфраструктуры заключается в отсутствии систем обеспечения безопасности и конфиденциальности, а также в нехватке высококвалифицированных кадров в данной области.
Государственная услуга носит индивидуальный, адресный характер. В связи с этим существует необходимость ее стандартизации, исходя из особенностей (потребностей, характера) клиента.
Выделяется несколько подходов к классификации государственных услуг. Профессор Ю. А. Тихомиров разделяет государственные услуги на публичные и административные. Публичными услугами считаются те услуги, которые направлены на внешних (по отношению к государству) потребителей. В основном они носят принудительный характер. Административные услуги это услуги направленные на другие государственные и муниципальные органы.
Государственные услуги также классифицируются следующим образом:
- В зависимости от получаемого результата:
- простая услуга - предполагает однократное обращение граждан в исполнительный орган для получения конечного результата;
- сложная услуга – отличается множественным обращением для получения каких-то промежуточных результатов, которые в свою очередь могут иметь самостоятельную ценность для потребителя.
- В зависимости от содержания результата:
- информационно-консультационные услуги;
- коммуникационные услуги;
- финансовые услуги;
- предоставление правообеспечивающих документов.
- В зависимости от условий оказания:
- программные;
- нормативно-правовые.
- В зависимости от взаимодействий с ведомствами:
- элементарные государственные услуги – реализуются и оказываются пользователям в рамках взаимодействия с одним ведомством;
- композитные (межведомственные) государственные услуги - состоят из нескольких элементарных услуг, оказываются несколькими ведомствами одновременно.
- В зависимости от "доступности" (физической, информационной, финансовой доступности) государственных услуг выделяются:
- доступные услуги – услуги, которые могут быть получены всеми категориями граждан;
- малодоступные услуги – услуги, предоставляемые только для ограниченных категорий граждан или лиц.
- В зависимости от причины обращения граждан:
- вынужденные услуги - оказывается только на бесплатной основе, исключение составляют услуги, когда реализуются юридически значимые действия, то предусмотрена государственная пошлина;
- добровольные услуги.
- В зависимости от целей услугополучателей услуг:
- бесплатные услуги, реализующие конституционные права граждан;
- бесплатные услуги, обеспечивающие содействие услугополучателям в реализации их законных обязанностей;
- платные услуги, реализующие законные интересы услугополучателей.
Для маркетингового анализа важно рассмотреть существующие сегменты потребителей услуг. На сайте государственных услуг представлена следующая классификация граждан: физические лица, предприниматели, юридические лица, иностранные граждане.
По предоставляемым льготам, льготные категории граждан:
- по состоянию здоровья (инвалиды, проживание в загрязненных территориях, и т.д.)
- по финансовому состоянию (малообеспеченные семьи, без кормильца и т.д.)
- государственные служащие (военнослужащие, МЧС и др.).
Выделение категорий граждан по возрастному признаку:
- Молодежь (возраст 16-22 года) – к этой категории относятся студенты и лица впервые нанимающиеся на работу и планирующие вступить в брак;
- Молодые люди недавно образовавшие семью (возраст 25-30 лет) – категория потребителей, которые впервые планируют покупать имущество или предметы длительного пользования;
- Семьи "со стажем" (возраст 25-45 лет) - к данной категории относятся лица со сложившейся карьерой. Имеют ограниченную свободу финансовых действий. Первоочередные потребности - улучшение жилищных условий, обеспечение финансовой защиты семьи, предоставление образования детям.
- Лица "зрелого возраста"(возраст 40-55 лет) – в данной категории имеется рост доходов по мере снижения финансовых обязательств. Занимаются планированием пенсионного обеспечения.
- Лица, готовящиеся к уходу на пенсию (55 и более лет) – граждане, относящиеся к данной категории имеют определенный накопленный капитал. Также стремятся к обеспечению его сохранности и устойчивости.
Существует 4 стадии развития государственных онлайн-услуг:
- новые информационные услуги
Правительственные сайты предоставляют информацию о государственной политике, управлении, законах, правилах, соответствующей документации и существующих видах государственных услуг. На данных сайтах располагаются ссылки на различные министерства, отделы и другие ветви власти. Пользователи могут получить обновленную информацию относительно правительства и министерств. Также можно получить доступ к ссылкм на архивную информацию.
- улучшенные информационные услуги
Правительственные порталы, которые повышают уровень электронной связи между гражданами и правительством (одно или двустороннюю связь). Например, существует возможность загрузки различных форм документов для государственных служб. Также на сайте есть аудио и видео-сервисы и сайт является многоязычным. На второй стадии предоставления онлайн-услуг существует возможность подачи гражданам заявки для неэлектронных форм оформления документов или личной информации.
- трансакционные услуги
На третьей стадии предоставления государственных электронных услуг активно применяется двусторонняя связь с гражданами. Связь осуществляется, в том числе с доступом входа на государственные стратегии, правительственные программы и т.д. Однако, часто для того, чтобы воспользоваться услугой требуется подтвердить подлинность личности гражданина. Правительственные сайты обрабатывают нефинансовые операции, подачу налогов, оформления документов для сертификатов, лицензий и разрешений. Также на этой стадии обрабатываются финансовые транзакции, где перечисляются денежные средства.
- услуги взаимодействия
Правительственные сайты активно собирают информацию и мнения граждан с помощью различных интерактивных инструментов. Правительства переходят на правительства, ориентированного на граждан, то есть подход, при котором электронные услуги ориентированы на граждан через жизненные события и выделения сегментов пользователей, чтобы обеспечить предоставление индивидуальных услуг. Правительства создают условия, в которых граждане могут применять более активное участие в деятельности государства.
К наиболее популярным онлайн-услугам относятся следующие: создание личного счета, оплата подоходного налога, оформление социальных пособий, оформление свидетельства о рождении, информация о штрафах, оплата за коммунальные услуги, оформление свидетельства о браке, регистрация автотранспортного средства, оформление водительских прав, оформление личного удостоверения личности, регистрация бизнеса.
При получении государственных электронных услуг для потребителей выделяется ряд потребностей:
- информационные потребности;
- функциональные потребности;
- эмоциональные потребности.
Система потребностей при получении государственных электронных услуг представлена на рис. 5.4.
Маркетинговая концепция оказания услуг представлена комплексом маркетинга 4C, которая включает в себя следующие элементы: нужды и запросы потребителя (customer’s needs and wants), затраты для потребителя (cost), доступность для потребителя (convenience), коммуникации (communication). Данная модель нацелена на изучение желаний и предпочтений потребителей, подразумевает наличие обратной связи для постоянного улучшения качества предоставляемых услуг, что чрезвычайно востребовано в ситуации с электронными государственными и муниципальными услугами.
Customer value, needs and wants (ценность, нужды и запросы потребителя).
Государственные услуги имеют высокую ценность для потребителя. В отличие от других услуг, данные услуги могут быть оказаны только федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.
Cost (издержки, затраты для потребителя).
Оказание услуг бесплатно для заявителей.
Материальные издержки -для получения некоторых государственных и муниципальных услуг необходимо оплатить государственную пошлину.
Транспортные расходы значительно ниже, так как подать заявление, а для некоторых услуг и получить результат можно через Интернет с помощью компьютера или мобильного устройства, оснащенного специализированным приложением.
Нематериальные издержки значительно ниже, чем при получении услуги в традиционной форме. Заявитель не зависит от времени работы служб и может подать заявление в любое удобное для него время.
Если у заявителя нет в свободном доступе дома или на работе необходимых технических средств (компьютера, Интернета, сканера), то ему необходимы платные услуги сторонних организаций.
Convenience (удобство, доступность для потребителя).
Высокая доступность и удобство для заявителей.
Отслеживание этапа оказания услуги (уведомление на e-mail уведомления с помощью SMS, просмотр в личном кабинете); круглосуточная бесплатная служба технической поддержки.
Таким образом, рассмотрена модель электронного правительства, где при предоставлении электронных государственных услуг граждане выступают в качестве потребителей услуг. При более эффективном взаимодействии государственных органов с населением при развитии такой концепции необходимо использовать элементы маркетинга.