- 1. Биография
- 2. Детство и юность
- 3. Фильмы
- 4. Личная жизнь
- 5. Смерть
- 6. Фильмография
ЭЙЗЕНШТЕЙН
Сергей
Михайлович
Советский театральный режиссёр
Дата рождения: 22 января 1898 года
В этот день отмечается: День авиации войск ПВО России
Возраст: 126 лет
Знак зодиака: Водолей
Профессия: Режиссер
Биография
Биография
Его талантом восхищался сам Чарли Чаплин, назвавший картину «Иван Грозный» «высшим достижением в жанре исторических фильмов». Голливуд в середине 1920-х пригласил молодого гения поработать в Америке, а «вождь всех народов» вручил ему две Сталинских премии. Но за успешным обликом скрывался глубоко несчастный человек, для которого проблески счастья и творческой свободы сменялись черными полосами депрессии и гонений.
Талантливый ученик Всеволода Мейерхольда, теоретик киноискусства, стоявший у его колыбели, новатор, добившийся синтеза изображения и действия, – Сергей Эйзенштейн умер на взлете, не успев воплотить в жизнь и половины задуманного.
Детство и юность
Родился будущий классик кинематографа в январе 1898 года в Риге, тогда Российской империи. Рос Сергей в зажиточной семье, где двое любящих родителей выполняли малейшее желание маленького сына, похожего на ангелочка с льняными волосами и серо-голубыми глазами. Рорик или Котик, как называли мальчика, летом отдыхал на Рижском взморье, в остальное время ходил в цирк, синематограф и театр.
В доме Эйзенштейнов бывали именитые гости, городские чиновники и купцы. Праздники отмечались с размахом. На Новый год – елка в золоченых украшениях до потолка, на дни рождения Рорика – сад в иллюминации, домашние спектакли и горы подарков. И если бы не постоянные ссоры родителей, детству мальчика мог бы позавидовать каждый ровесник.
Отец будущего лауреата Сталинских премий – Михаил Айзенштейн (позже Эйзенштейн) – происходил из еврейской купеческой семьи, обосновавшейся под Киевом. Михаил Осипович выучился на архитектора и устроился по специальности, дослужившись до чина статского советника и получив дворянское сословие. В Риге и сегодня остались десятки спроектированных им домов.
Но основа благосостояния семьи – материнское приданое. Дедушка Сергея Эйзенштейна по матери – Иван Конецкий – владел «Невским баржным пароходством». Похоронили купца с почестями – в Александро-Невской лавре. Дочь Юлия Конецкая получила богатое приданое. В доме Эйзенштейнов держали прислугу.
Хрустальный мир семейного благополучия разбился вдребезги. Скандальный бракоразводный процесс – Михаил Эйзенштейн 4 года в суде доказывал супружескую неверность жены – похоронил счастливое детство Рорика: в 11 лет, после расставания родителей, мальчик попрощался с детством. Мама уехала в Петербург, а сын остался с отцом в Риге.
Тоску по матери он выливал в письмах к ней, а Юлия засыпала Котика подарками, не имея возможности видеть его. Эйзенштейн-младший получил отличное образование: свободно владел тремя иностранными языками, играл на фортепиано, рисовал, фотографировал, держался в седле.
Осенью 1914 года Сергей Эйзенштейн окончил училище в Риге и в следующем году стал студентом инженерного вуза в Петербурге, который ранее окончил отец.
Сын покорился родителю, но архитектура не привлекала юношу: в его памяти яркой мозаикой запечатлелись картинки увиденных в детстве цирковых представлений и синематографа. А еще – кадры увиденного в Париже трюкового кинофильма, снятого французским режиссером Жоржем Мельесом, изобретателем спецэффектов и пионером кинофантастики.
Фильмы
Октябрьскую революцию Сергей Эйзенштейн, в отличие от отца, принял вдохновенно. Он вступил в ряды Красной армии добровольцем. В этот период и началась его творческая биография. Эйзенштейн готовил передвижные спектакли, рисовал шаржи и карикатуры на Антанту, радовался разрушению буржуазного уклада жизни.
В 1920 году будущего кинорежиссера отправили учиться в Академию генштаба. Сергей Эйзенштейн взялся изучать японский язык, но главное – он приехал в Москву, где кипела культурная жизнь, где ставились новые спектакли.
Вскоре Эйзенштейн занялся тем, о чем давно мечтал: ставил спектакли в пролеткультовском театре и учился на режиссерских курсах Всеволода Мейерхольда.
Дебютный фильм молодого режиссера вышел в 1924 году: Сергею Эйзенштейну заказали картину о всероссийской стачке 1905. Кинематографист опробовал изобретенный метод «монтажа аттракционов» и снял выступление Льва Троцкого на 7-тысячном митинге.
В декабре цензура одобрила ленту, а в ноябре Троцкий попал в немилость. От режиссера ждали немедленной переделки фильма, но он не спешил. За это Эйзена, как его звали друзья и коллеги, изгнали из Пролеткульта. Урок от советской власти Сергей Эйзенштейн не усвоил: он и дальше не спешил перекраивать снятые фильмы в угоду цензуре.
1925-й, несмотря на передряги на профессиональном и личном фронтах, стал для Эйзенштейна триумфальным. Режиссер снял свой главный киношедевр – картину «Броненосец «Потемкин»». История о бунте на корабле основана на реальных событиях, Сергей Михайлович лишь эмоционально усилил факты.
Картина оказалась настолько мощной энергетически, что ее не решались показывать на Западе. Во Франции «Броненосца «Потемкина» увидели в 1953 году, а в Японии – в 1959-м.
После выхода киношедевра Сергей Эйзенштейн проснулся знаменитым. В следующем году советского гения пригласили в Голливуд. Иосиф Сталин, скрепя сердце, отпустил режиссера в длительную командировку. До отъезда он снял картину «Октябрь», но она имела меньший успех.
По пути в Соединенные Штаты Эйзенштейн побывал в Европе. Владевший тремя языками, он выступал по радио, читал лекции в Кембридже и Сорбонне, познакомился с Бернардом Шоу, Гретой Гарбо и Федором Шаляпиным.
В Америке от русского мэтра кинематографа ждали звуковой фильм масштабов «Потемкина», но на американском материале. Эйзенштейну поручили съемки «Американской трагедии» по роману Теодора Драйзера, но спустя месяц режиссера ждало разочарование: студия «Парамаунт» разорвала с ним контракт, обвинив в политизации человеческой драмы.
«Красному» кинорежиссеру оплатили дорогу домой, и Сергей Эйзенштейн отправился в Советский Союз через Гавайи, Японию и Китай. В Мексике по договору с писателем-социалистом Эптоном Синклером взялся снимать картину «Да здравствует Мексика!», но в разгар работы Сталин прислал телеграмму с приказом возвращаться немедленно. Чарли Чаплин, увидев первую часть ленты под названием «Буря над Мехико», назвал ее «лучшим фильмом мирового кино».
Дома Сергея Эйзенштейна ждал холодный прием и немилость вождя. Сталин позаботился о том, чтобы Эйзен не смог «пролезть вновь в главные кинооператоры СССР». От расстрела его спасло заступничество Андрея Жданова и Вячеслава Молотова. Мэтра отлучили от съемок, он преподавал во ВГИКе, обучая студентов теории и практике режиссерского дела.
Весной 1935 года Сергей Эйзенштейн вернулся в профессию и взялся экранизировать историю о Павлике Морозове, назвав картину «Бежин луг». Главное управление кинематографии, без отмашки которого не снимался ни один фильм, внесло правки в сценарий, но режиссер не учел их. Требование сократить сцену с разгромом церкви Сергей Эйзенштейн проигнорировал и сделал ее главной.
Работу над фильмом прервала болезнь – режиссер заболел черной оспой. Пока он выздоравливал, эпизоды просмотрели чиновники управления и приказали полностью переделать ленту. Эйзенштейн отказался. Два года травли, разгромной критики и противостояния с чиновниками не прошли даром: Сергей Эйзенштейн оказался на грани самоубийства.
К работе мэтр вернулся в 1938-ом, спустя 3 года. Ему в руки попал сценарий настоящего блокбастера – исторической картины «Александр Невский». Малобюджетный фильм Эйзенштейну позволили снимать едва ли не из жалости. Но гениальный Эйзен снова всех удивил, сняв шедевр, сравнимый с «Потемкиным».
Картина понравилась Сталину, и опальному режиссеру вручили орден Ленина, а потом и Сталинскую премию. В начале 1941 года мастер взялся за последний шедевр – ленту «Иван Грозный». Снять ее предложил Сталин.
Из-за начавшейся войны съемки шли в Алма-Ате, работали ночью – электроэнергии не хватало. Грозного играл Николай Черкасов, ранее сыгравший Невского. Режиссер разбил ленту на 3 части. Первая вышла в 1944 году и понравилась генералиссимусу – Сергею Эйзенштейну вручили вторую Сталинскую премию.
Иосиф Виссарионович одобрил образ царя, расправившегося с опричниной: в образе главного героя Сталин видел себя. Но 2-ая часть вызвала гнев вождя: в ней Иван Грозный превратился в тирана и убийцу, в конце жизни мучимого совестью. Сергей Эйзенштейн предчувствовал катастрофу, но коверкать историю в угоду Сталину не стал.
В 1946 году у режиссера случился первый инфаркт. Известие о смерти матери и расстреле Мейерхольда окончательно подорвало здоровье, но Эйзенштейн взялся за съемки третьей части ленты.
В феврале 1947-го разразился скандал: Сталин посмотрел 2-ю часть «Ивана Грозного» и приказал переделать серию. Сергей Эйзенштейн согласился, но на деле не собирался исполнять приказание. Затянув с переделкой, он сохранил картину потомкам. Третью часть он так и не успел отснять.
Личная жизнь
Семейная катастрофа, свидетелем которой Сергей Эйзенштейн стал в детстве, повлияла на его отношения с женщинами. Официально Эйзенштейн женился в 36 лет на киножурналистке Пере Аташевой (Перл Фогельман). Они познакомились во время работы над «Броненосцем «Потемкиным»». Женщина мечтала родить от мужа ребенка, но стала другом, сиделкой и коллегой.
Вернувшись из-за границы после 5-летней командировки, Сергей Эйзенштейн отделился от супруги. В 1930 году место Перы заняла ассистентка Елена Телешева. Ее называли «женщина-гренадер». Но и тут связь оказалась платонической. Теоретическое обоснование своей девственности мэтр нашел в учении Зигмунда Фрейда. Отказ от плотских радостей Эйзенштейн объяснял необходимостью сублимации.
«Без сублимации – я простой эстет a la Оскар Уайльд», - говорил он американской журналистке Мари Сетон.
В архиве Сергея Эйзенштейна сохранились сотни гомосексуальных рисунков мэтра, но убедительных сведений любовной связи режиссера с мужчинами нет. Незадолго до смерти Эйзенштейн снова женился на Аташевой, оказавшейся после кончины мэтра официальной вдовой и распорядительницей наследия.
Смерть
Эйзенштейн скончался от сердечного приступа февральской ночью 1948 года. Он умер в том же возрасте, что и отец – в 50. Похоронили режиссера на 4 участке Новодевичьего кладбища в столице.
Фильмография
1924 — «Стачка»
1925 — «Броненосец «Потемкин»
1927 — «Октябрь»
1929 — «Штурм Ля Сарраса»
1929 — «Старое и новое»
1930 — «Сентиментальный романс»
1931 — «Да здравствует Мексика!»
1933 — «Буря над Мехико»
1935-1937 — «Бежин луг»
1938 — «Александр Невский»
1940 — «Время на Солнце»
1941 — «Мексиканская симфония»
1941 — «Свободная земля»
1944-1946 — «Иван Грозный»
Упоминается вместе
Родились в один день
В этот день отмечается: День авиации войск ПВО России
.
Гороскопы для Водолея: гороскоп на сегодня, гороскоп на завтра, гороскоп на неделю, гороскоп на месяц, гороскоп на год.