ДВОРЖАК
Антонин
Чешский композитор
Дата рождения: 8 сентября 1841 года
В этот день отмечается: День грамотности
Дата смерти: 1 мая 1904 года
Возраст на момент смерти: 62 года
Место рождения: г., Нелагозевес, Австрийская империя
Знак зодиака: Дева
Профессия: Композитор
Биография
Великий сын чешского народа - так соотечественники с любовью называют Антонина Дворжака - замечательного композитора, одного из основоположников национальной композиторской школы. Он считается одним из самых известных чехов всех времен, так как композиторский талант Дворжака ещё при жизни был по достоинству оценён не только в Европе, но и за океаном. Произведения композитора, в которых он сочетал классические традиции и самобытные черты отечественной музыки, ценили во всём мире, ведь его музыкальная изобретательность настолько богата, насколько неповторима красота его мелодий.
Краткая биография Дворжака
8 сентября 1841 года в небольшой чешской деревушке, находящейся недалеко от знаменитого замка Нелагозевес, родился мальчик, которого все ласково называли Тоничек, потому что нарекли его Антонин Леопольд. Отец малыша Франтишек Дворжак имел трактир, но, кроме этого, он в свободное время с большим удовольствием музицировал на цитре.
Едва мальчик подрос, отец, следуя семейным традициям, стал привлекать его к своей работе, хотя сын больше тянулся к музыкальным инструментам. Когда Тоничку исполнилось шесть лет, родители определили его в школу, где он учился не только чтению и письму, но и основам музыкальной грамоты. Первым учителем музыки у мальчика был церковный кантор Йозеф Шпиц, под руководством которого Тоничек начал осваивать скрипку, и уже через два года мог не только веселить гостей трактира своего отца, но и исполнять соло во время церковных богослужений.
В девять лет, окончив двухгодичную сельскую школу, мальчика отправили в городок Злоницы для обучения ремеслу мясника. Помимо этого, дядя, приютивший племянника, определил Тоничка для изучения немецкого языка в специальный класс местной школы, в котором преподавал кантор местного костёла Антонин Лиман. Заметив необыкновенные музыкальные способности, учитель стал обучать одарённого юношу игре на фортепиано и органе. Усердно трудясь и разрываясь между работой на бойне и музыкальными занятиями, Антонин в 1856 году получил документ, который свидетельствовал о том, что он может работать подмастерьем. Однако отец, который вместе со всем семейством перебрался на постоянное место жительства в Злоницы, отправил сына для продолжения образования сначала в Чешский Каменец, а затем и в органную школу Праги. Поначалу Антонин мечтал о службе органистом в каком-нибудь костёле, но впоследствии, познакомившись с произведениями великих композиторов, понял, что его предназначение – это творчество. Под руководством преподавателей будущий композитор постигал гармонию, контрапункт, учился построению прелюдий и фуг. Кроме этого, юноша постоянно оттачивал своё мастерство исполнения на скрипке, а затем освоил и альт.
Начало творческой карьеры
Окончив школу, Дворжак не стал дожидаться места органиста в сельской церкви, а решил остаться в Праге. Чтобы как-то заработать себе на жизнь, Антонину в 1859 году пришлось устроиться альтистом в капеллу Карела Комзака. Однако в 1862 году он начал работать в оркестре вновь построенного пражского «Временного театра», музыкальный коллектив которого в 1866 году возглавил выдающийся Берджих Сметана. Это была хорошая школа для начинающего композитора, так как в репертуаре оркестра были симфонические произведения Вагнера, Берлиоза, Листа, а также оперы Вебера, Монюшко, Глинки, Сметаны, Мейербера. Работа в оркестре много денег не приносила, и молодому человеку постоянно приходилось искать какую-либо подработку. Он давал частные уроки, а иногда заменял органиста в лечебнице для душевнобольных.
В этот период Дворжак очень много сочинял, пробуя себя во многих жанрах. Однако требовательный автор, неудовлетворённый написанными произведениями, очень часто их просто уничтожал. Тем не менее, в начале лета 1871 года жители Праги в одной из газет прочитали заметку о том, что театр намерен осуществить постановку оперы «Король и угольщик», которую написал многообещающий молодой композитор-музыкант оркестра чешского театра - Антонин Дворжак. Автором этой статьи был Л. Прохазки - известный музыкальный деятель, активно поддерживающий возрождение национального чешского искусства, и в дальнейшем покровительствующий Дворжаку на протяжении многих лет, продвигая его произведения, а затем отмечая их успешное исполнение в хвалебных статьях. Окрылённый таким сообщением, Дворжак немедленно пошел в администрацию оркестра и написал заявление об увольнении, в намерении свою дальнейшую жизнь посвятить только музыкальному сочинительству. Ожидая постановки своей оперы в театре, композитор по совету Л. Прохазки, написал несколько песен на стихи чешских поэтов, успешное исполнение которых принесло Дворжаку только большую известность, но не финансовое благополучие. Денег, которые он получал от частных уроков, еле-еле хватало, чтобы сводить концы с концами. С постановкой оперы в театре тоже ничего не получилось, он даже впал в творческое уныние, но зато у композитора налаживалась личная жизнь.
В конце 1873 года Антонин женился на дочери ювелира Анне Чермаковой и чтобы хоть как-то обеспечить быстро разрастающуюся семью, Дворжаку пришлось устроиться органистом в церковь святого Войтеха. Однако финансовое положение, которое всё равно было очень плачевным, заставило композитора обратиться к государственным властям с прошением о назначении ему стипендии, выдаваемой для поддержки бедных, но талантливых поэтов, художников и музыкантов. На суд комиссии, в состав которой входил выдающийся немецкий композитор И. Брамс, Дворжак предоставил две симфонии (№3 и №4), а также некоторые свои камерные произведения. Члены жюри единогласно одобрили кандидатуру Дворжака на получение пособия, которое он затем заслуженно получал в течение пяти лет. Оно давало ему возможность плодотворно творить в трудные для него годы.
Годы признания
В 1874 году 24 ноября на сцене оперного театра, наконец-то, состоялась долгожданная премьера «Короля и угольщика». Окрылённый этой победой композитор продолжает беспрестанно творить. Одна за другой появляются его оперы: «Упрямцы», «Ванда» и «Хитрый крестьянин», а также камерные произведения, включающие в себя знаменитые «Моравские дуэты», написанные Дворжаком по просьбе успешного предпринимателя и меломана Яна Неффа, который затем даже помог их напечатать, договорившись с издательством. «Моравские дуэты» впоследствии сыграли значительную роль в творческой карьере Дворжака, так как по достоинству были оценены И. Брамсом, который в музыкальном мире того времени имел очень большое влияние.
Согласно биографии Дворжака, в этот же период судьба приготовила для композитора очень жестокое испытание: один за другим уходят из жизни все трое его малолетних детей. Горе настолько подавило Антонина, что теперь в его произведениях слышалась только тоска и скорбь. Оттепель в душе композитора наступила в начале 1878 года. По настоятельной рекомендации И. Брамса, берлинский издатель Фриц Зимрок напечатал «Моравские дуэты» с текстом на немецком языке. Сборник так быстро продали, что через некоторое время было выпущено ещё одно издание на немецком, английском и чешском языке. Через некоторое время друзья Дворжака стали настойчиво уговаривать устроить концерт, в котором звучали бы только его произведения. Композитор вновь с приподнятым настроением приступил к работе, тем более что и семейная жизнь была отмечена радостным событием: жена подарила ему дочь. Ко всему прочему, Ф. Зимрок сделал заказ Дворжаку на написание «Славянских танцев», несложных пьес для домашнего музицирования. После издания этих произведений, в одной популярной берлинской газете вышла статья известного немецкого музыкального критика Л. Элерта, в которой он так расхвалил талантливого композитора, что меломаны атаковали нотные магазины, а владельцы различных издательств завалили композитора заказами. Через некоторое время и пражские газеты напечатали в переводе рецензию немецкого критика на произведения Дворжака. Такая необычная реклама так подействовала на жителей чешской столицы, что концертный зал, в котором композитор дирижировал своими произведениями, был полностью заполнен и концерт прошёл с ошеломляющим успехом. После такого грандиозного события в культурной жизни Праги Дворжака избрали членом пражского художественного клуба «Умелецкая беседа», в который входили писатели, художники и композиторы. А чуть позднее композитору предложили возглавить музыкальную секцию этого объединения, и в его обязанности теперь входило членство в жюри различных музыкальных конкурсов.
Популярность Дворжака быстро набирала обороты. Его произведения включали в программу каждого концерта, проходящего в Праге, а издательские фирмы предлагали за сочинения композитора увеличенные гонорары. За «Серенаду» для духовых инструментов, три «Рапсодии» и «Безделушки» Ф. Зимрок заплатил Дворжаку 1700 марок (таких денег он даже никогда в руках не держал). Крупные немецкие издательства бились за каждое его произведение. Слава о Дворжаке гремела по всей Европе. Его произведения исполняли все знаменитые европейские симфонические оркестры. Теперь композитор часто выезжал за рубеж, встречался с новыми людьми, и, тем не менее, продолжал много работать.
В 1884 году Дворжака впервые пригласили в Англию, где его ждал радушный приём, а лондонские газеты восхищённо удивлялись, как это бывший мясник может писать такую прекрасную музыку. 1888 год в жизни композитора ознаменовался встречей с выдающимся П.И. Чайковским и последующими за этим успешными гастролями в Россию. Московские газеты наперебой расхваливали Дворжака, называя его «чешским Брамсом». В 1890 году, по возвращении домой, Дворжак узнал, что его избрали членом Чешской Академии наук и искусств, а университет Праги удостоил его почётного звания «доктора музыки». Однако тут вышел небольшой конфуз, поскольку в университетах Австрийского государства такого звания не было, то Дворжаку через год всё же присвоили звание почётного доктора философии. Руководство консерватории вынесло решение пригласить Дворжака на должность профессора по классу композиции, к исполнению которой он должен приступить с начала 1891 года. Поначалу композитор был очень недоволен таким назначением, но затем втянулся настолько, что эта работа приносила ему удовольствие, и вместо одного положенного часа он просиживал со студентами три, а иногда четыре часа, нарушая тем самым консерваторское расписание.
В 1892 году в жизни композитора начался новый этап, который он провёл в Америке, выполняя в Нью-Йорке обязанности директора Национальной консерватории.
Последние годы
Весной 1895 года Дворжак вместе с семьёй вернулся на родину. С осени он вновь занялся преподавательской деятельностью в Пражской консерватории, а при первой возможности навестил в Вене Брамса. Затем через месяц была ещё одна поездка в австрийскую столицу, там состоялось первое исполнение его девятой симфонии. А далее последний девятый визит в Англию, на премьеру виолончельного концерта. Жизнь Дворжака входила в привычное русло: он занимался со студентами, лето проводил на природе и как обычно много сочинял.
Весной 1897 года Дворжак вновь два раза посетил Вену: первый раз, чтобы навестить больного Брамса, а второй раз, чтобы проститься с любимым композитором, который был его покровителем и преданным другом. После кончины Брамса работы у Дворжака значительно прибавилось, так как теперь австрийское правительство назначило его в комиссию по присуждению стипендий молодым талантам, и он должен был много времени уделять просмотру их творений. В 1900 году композитора с трудом уговорили занять должность директора консерватории, а в 1901 году вся Чехия помпезно отмечала 60-ти летний юбилей человека, который прославил их маленькую страну на весь мир. Едва закончив оперу «Армида», которая, к сожалению, стала его последним произведением, Дворжак в конце апреля 1904 года почувствовал себя плохо, а уже 1 мая великий композитор ушёл из жизни.
Интересные факты о Дворжаке
В нынешнее время дом в Нелагозевесе, в котором родился и провёл детство великий чешский композитор, арендуется государством у хозяев за условную плату в размере одной кроны в год: там располагается Музей чешской музыки.
Австрийское правительство решило поощрить Антонина Дворжака, назначив его бессменным членом Верхней палаты парламента. Композитор прибыл ко двору, принял присягу и поучаствовал в первом для него заседании. Больше он там, несмотря ни на какие уговоры, никогда не появлялся.
Йоганес Брамс настолько хорошо относился к Дворжаку, что к концу жизни, когда стал совсем нелюдим, желал, чтобы его чешский друг был всегда с ним рядом. Он предлагал Антонину хорошую работу в Вене и финансовую поддержку.
Когда Антонин Дворжак приехал в Лондон, то был поражен размаху англичан. Для исполнения его «Stabat Mater» в престижном концертном зале «Алберт-холл», вмещающем до девяти тысяч зрителей, организаторы задействовали хор в количестве 840 человек, большой оркестр и грандиозный орган.
Антонин Дворжак был очень плодовитым композитором. Едва закончив одно своё творение, он начинал новое и всегда обижался, что для произведений ему не хватает наименований: все поэтичные и оригинальные названия разобрали другие композиторы, особенно по этому поводу Дворжак обижался на Шумана.
Жители Праги с большим уважением относились Дворжаку и очень гордились, что у чешского народа есть такой сын, который прославил их страну. Например, хозяин дома, у которого композитор вместе с семьёй снимал жильё, больше никому из квартирантов, кроме Дворжака, не разрешал иметь музыкальные инструменты, чтобы никто не мешал композитору создавать его творения. Если Дворжак не играл, значит везде должна царить тишина, – композитор отдыхает.
Антонин Дворжак, был настолько требователен к себе, что свою оперу «Король и угольщик» переделывал три раза. Написав её в 1871 году, через три года он её почти полностью переписал, а затем в 1887 году внес изменения в либретто, что повлекло за собой изменение музыкального материала. В 1990 году композитор вновь захотел отредактировать это произведение и переписать партитуру, но, в конце концов, всё же оставил эту затею. Точно такая же участь постигла и оперу композитора «Димитрий».
Многострадальная Опера Дворжака «Король и угольщик» несколько раз ставилась в Пражском театре, но в других странах её никогда не слышали.
Свои знаменитые «Моравские дуэты» композитор посвятил Яну и Марии Нефф, по просьбе которых они и были написаны. В дальнейшем Ян Нефф, оказавший помощь в издании этого творения Дворжака, отдал распоряжение несколько экземпляров красиво переплести, а затем с сопроводительными письмами, в которых подделал подпись Дворжака, отправил их И. Брамсу и другим авторитетным деятелям искусства. Через некоторое время композитор получил письмо с благодарностью от известного австрийского музыкального критика и музыковеда Э. Ганслика. Недоумению Дворжака не было предела, ведь он ничего не отправлял.
Антонин Дворжак был очень требователен к себе как к композитору и постоянно отправлял свои, как он считал, не достаточно удавшиеся произведения в «ссылку», а когда возвращал их оттуда, что-то подправлял и отдавал издателю. Так, написанная в 1875 году симфония №5, была впервые исполнена в 1879 году, а затем восемь лет пролежала в стопке бумаг. В 1887 году автор о ней вспомнил, достал, кое-что подправил и отдал в печать. Поскольку в издательстве недавно напечатали симфонию композитора №6 под номером один, а симфонию №7 под номером два, то на симфонии №5 поставили номер три, несмотря на то, что композитор написал её гораздо раньше. Вот такая получилась путаница.
Дворжак был большим патриотом своей страны, но об этом никогда громко не говорил. Однако он отказался писать оперу на немецкий текст и был очень возмущён, когда в Англии на афише увидел своё имя, напечатанное на немецкий лад – Антон. Композитор потребовал от устроителей концерта немедленно переделать афиши.
Всеобщее признание творчества Антонина Дворжака постоянно заслуженно отмечалось правительственными наградами и различными почётными званиями. Он являлся обладателем ордена «Железной короны» III степени и медали «За литературу и искусство», а также получил почётные звания члена Чешской Академии наук и искусств, Лондонского филармонического общества и венского «Общества друзей музыки». Кроме этого, композитор стал доктором музыки Пражского и доктором Кэмбриджского университета.
Из биографии Дворжака мы узнаём, что композитор страдал от агарофобии (боязни открытого пространства), которая постоянно у него прогрессировала. В последние годы своей жизни он настолько боялся широких площадей и скоплений народа, что выходил на улицу только в сопровождении родных или друзей.
Композитор с пристрастием относился к двум вещам - голубям и паровозам. В своём летнем доме он велел построить голубятню, а во время прогулок по Праге обязательно прокладывал свой маршрут через вокзал. Он знал наизусть номера паровозов и имена машинистов.
Самый крупный музей Антонина Дворжака находится в столице Чехии в одном из самых красивейших зданий: дворце, построенном в барочном стиле, который пражане называют «Америка». В музее представлена замечательная коллекция вещей и документов, принадлежащих композитору и рассказывающих о его жизни и творчестве.
Имя Дворжака носит астероид и один из кратеров на планете Меркурий.
Творчество Антонина Дворжака
Антонин Дворжак - композитор, который оставил потомкам огромное творческое наследие. Он фактически создавал одно сочинение за другим и постоянно жаловался, что руки не успевают записывать его мысли. Произведения композитора, пленяющие удивительным мелодизмом, основаны на ритмических и интонационных особенностях чешской народной музыки, но в то же время они вобрали в себя элементы венской классики и романтизма. Сочинения Дворжака отличает эмоциональная выразительность, красочность инструментовки, ритмическое и гармоническое разнообразие, а также ясность музыкального мышления. Очень многим произведениям композитора присуща жизнерадостность и юмор, но, кроме этого, они очаровывают необычайно теплой и нежной лирикой.
Творческая активность Дворжака поражает: он является автором большого количества произведений самых различных жанров. Особо выделяются его симфонические, хоровые и камерные сочинения, ведь именно они являются наиболее ценным вкладом композитора в сокровищницу мирового музыкального искусства. Про оперное творчество Дворжака, которое включает в себя десять произведений, этого сказать нельзя. Некоторые критики считают этот жанр единственным не покорившимся гению композитора, хотя его предпоследняя опера «Русалка» стала признанным шедевром и не сходит со сцен многих театров мира. Необходимо отметить симфоническое творчество Дворжака, оно очень разнообразно и включают в себя, во-первых, девять симфоний (последняя, под названием «Из Нового Света», включена в репертуар многих оркестров мира и является одним из самых исполняемых оркестровых произведений композитора), во-вторых, кроме симфоний в этом жанре Дворжак сочинял поэмы, увертюры, концертные оркестровые произведения, такие, как «Славянские танцы», «Карнавал» и «Славянские рапсодии», а также инструментальные концерты для скрипки, фортепиано и виолончели.
Большое внимание в своём творчестве Дворжак уделял хоровой и вокальной музыке. Он написал пять кантат и ораторию «Святая Людмила». Многие его произведения этого жанра, такие, как «Реквием», «Псалом 149» и «Mecca» D-dur были в своё время достаточно популярны, но лучшими образцами хоровой музыки 19-го века в нынешнее время считаются «Stabat Mater» и «Те Deum». Из вокальной музыки Дворжака стоит выделить цикл «Моравские дуэты», сыгравшие важную роль в творческой биографии композитора, цикл «Кипарисы», который он пересматривал несколько раз, делая новые редакции, и в результате весь музыкальный мир сегодня знает восемь романсов под общим названием «Песни любви». А так же несколько произведений для голоса и органа, например: «Ave Maria» и «Гимн святой троице».
Особое место в творчестве Дворжака занимало сочинение камерной музыки, так как именно на ней он оттачивал своё композиторское мастерство. Это струнные трио, квартеты, квинтеты и секстет, фортепианные трио и квинтеты. Кроме этого, у композитора довольно много произведений для фортепиано, а также для скрипки и виолончели в сопровождении фортепиано.
Дворжак и Америка
Когда Дворжака в первый раз пригласили посетить американский континент, он сразу отказался, так как был человеком, который не любил перемену мест. Но вдруг из-за океана пришла телеграмма с приглашением возглавить Национальную консерваторию в Нью-Йорке. Несмотря на то, что отказ от композитора последовал незамедлительно, руководство учебного заведения следом за первым прислало другое послание, в котором предлагало такие финансовые условия, что Дворжак стал задумываться, так как на такие деньги можно было не только выучить детей, но и обеспечить себе старость. В результате он согласился, простился с семьей, пересёк океан и 1 октября 1892 года приступил к своим обязанностям.
Задача Дворжака состояла не только в том, чтобы правильно организовать работу недавно созданной консерватории и научить студентов мастерству, но и оказать помощь в создании высокохудожественной национальной самобытной музыкальной культуры. Наладить учебный процесс было не сложно, штат был укомплектован из 50-ти опытных преподавателей, а студенты были достаточно дисциплинированными, и некоторые из них обладали незаурядными талантами. Хуже дело обстояло с музыкой, которая должна иметь национальной американский колорит. Дворжак прикладывал много усилий, чтобы разобраться каковы должны быть её истоки. Он заставлял темнокожих студентов петь ему негритянские песни, встречаясь с индейцами, просил изобразить их народную музыку. Композитор думал, какую музыку должен услышать американец, чтобы напоминала ему о родном доме. Однако ответа на этот вопрос Дворжак найти не мог, хотя в газетах началась шумиха о том, что композитор считает основой американской музыки мелодии чёрных рабов.
Дискуссия в прессе скоро из музыкальной перешла в политическую сферу. Белое население Соединённых Штатов не допускало преимущество ни индейцев, ни чернокожих, даже в области искусства. Во время такой полемики все с большим интересом ждали исполнения новой симфонии, которую композитор полностью написал в Америке. Сам Дворжак очень сильно переживал, если премьера провалится, то его американской карьере наступит конец, и всё то, что он успел сделать для консерватории, пропадёт, а кроме того пошатнётся репутация композитора. В таком нервозном состоянии поехать на родину в отпуск композитор не мог, но очень соскучившись по семье, попросил свою родственницу помочь привезти жену и детей в Америку. К большому счастью премьерное исполнение симфонии имело ошеломляющий успех, о котором на следующее утро кричали все нью-йорские газеты, при этом страстно рассуждая, «американская» эта музыка или нет. Дворжак в Америке стал очень популярным человеком, однако радости это не приносило: композитор сильно тосковал по родине.
Личная жизнь Антонина Дворжака
Антонин Дворжак всегда слыл очень скромным человеком. В молодости он был замкнут, всегда погружён в работу и избегал общества женщин. Его родственники очень переживали, что он никогда не создаст свою семью, но случилось чудо, молодой человек влюбился. Избранницей Антонио была юная, черноглазая, прехорошенькая Йозефина Чермакова - дочь пражского ювелира, а кроме этого, актриса драматической труппы «Временного театра». Всё началось с того, что Дворжака пригласили в дом Чермака в качестве преподавателя по фортепиано для дочерей ювелира: старшей Йозефины и младшей Анны. Поначалу Антонин радовался, что у него появилась возможность подзаработать денег, но он сам не заметил, как влюбился в обаятельную резвушку Йозефину. К большому сожалению, очаровательная кокетка не ответила на чувства молодого человека и впоследствии вышла замуж за графа Воцлава Коуника. Все свои переживания от безответной любви он выразил в вокальном цикле «Кипарисы». Прошло немного времени и Антонин вновь встретил девушку, которой сделал предложение. Это была дочь его коллеги по оркестру - Анна Матейкова. Однако опять отказ и разочарование.
Тем временем младшая сестра Йозефины – Анна подросла и превратилась в прелестную девушку, которая стала оказывать своему учителю особое внимание. Она обладала покладистым характером, имела красивое контральто и прекрасно играла на фортепиано. Такая девушка как нельзя лучше подходила в жёны начинающему композитору. Биография Дворжака гласит, что венчание состоялась 17 ноября 1873 года, а в апреле следующего года у молодой четы на свет появился первенец, которого назвали Отакаром. Семья быстро разрасталась: через год родилась девочка Йозефа, а ещё через год ещё одна дочка – Ружена. Семейную жизнь композитора нельзя было назвать безоблачной. Несмотря на то, что Антонин всё время искал подработку, денег постоянно не хватало, да к тому же постоянно болели дети. И вот в дом Дворжаков ворвалась страшная беда: один за другим умерли все трое их детей. Сначала не стало Йозефы, потом раствором фосфора случайно отравилась Ружена, и через месяц, в том же 1877 году, от кори скончался Отакар. Горю родителей не было предела. Счастье в семью вернулось через год вместе с рождением дочери Отилии, а затем и ещё пятерых детей: Анны, Магдалены, Антонина, Отакара и Алоизии.
Произведения
«Предчувствие конца», 2017
«Славянский танец» №7
«Их звёздные полтора часа», 2016
струнный квартет ля-минор
«Воспоминания о будущем», 2014
«Юмореска»
«Тайные связи», 2014
струнный квартет ре-мажор
«Ученик мастера», 2012
симфония № 9
«Шальные деньги», 2012
«Цыганские мелодии»
«Звёздная пыль», 2007
«Славянский танец» №6
«Отступники», 2006
симфония № 9
«Неопознанный белый мужчина», 2005
симфония № 8
«Джуманджи», 1995
«Серенада»
Некоторое время творческому наследию Антонина Дворжака не уделяли должного внимания, но сегодня его музыка вновь очень популярна. Симфонические произведения композитора непременно входят в репертуар известнейших симфонических оркестров, а также в программы различных фестивалей. Сила музыкальной мысли его творений в том, что она дарит людям радость и умиротворение, призывает их к любви и добродушию.
Родились в один день
В этот день отмечается: День грамотности
.
Гороскопы для Девы: гороскоп на сегодня, гороскоп на завтра, гороскоп на неделю, гороскоп на месяц, гороскоп на год.