18:30
Пробки:   5
$
93.2918
99.5609

Теория общественного благосостояния

Внешние эффекты и их регулирование

Содержание

Внешние эффекты – это ключевое понятие в экономике, которое описывает воздействие действий одного лица или субъекта на благосостояние других, неучаствующих прямо в данной сделке или действии. Они могут быть положительными, когда воздействие приносит выгоду сторонним лицам, или отрицательными, когда оно наносит ущерб. Эти эффекты, зачастую, не учитываются в экономических расчетах субъектов, в результате чего рыночные механизмы не отражают реальную стоимость или ценность товаров или услуг.

В уроке вы узнаете, что такое внешние эффекты. Мы рассмотрим различные примеры положительных и отрицательных внешних эффектов, проанализируем их влияние на рыночные процессы и общественное благосостояние, а также обсудим возможные меры регулирования и управления этими эффектами. Понимание внешних эффектов поможет нам лучше понять сложности современной экономики и найти оптимальные пути к улучшению экономических и социальных условий.

Что такое внешние эффекты?

Иногда рыночный механизм не способен обеспечить оптимальное распределение ресурсов, что может приводить к ситуациям, известным как рыночные несовершенства или провалы. В таких случаях рынок либо не выполняет свои функции и не способен обеспечить производство блага, либо не может обеспечить его в достаточном объеме. Именно недостаточная способность рынка обеспечить эффективность часто становится основанием для вмешательства государства в экономику.

Воздействие 

Внешние эффекты (англ. externalities, экстерналии) - это прямые, не опосредованные рынком воздействия одного экономического агента на результаты деятельности другого.

Внешние эффекты понимаются как выгоды или издержки третьих лиц (которые не участвовали в сделке), не отраженные в цене блага. Внешние эффекты являются проявлением ситуации «фиаско рынка» (рыночная ситуация, при которой равновесие на рынке не является эффективным по Парето, то есть механизм рыночного регулирования, «невидимая рука рынка», не срабатывает (например, загрязнение окружающей среды, восстановление почвы после добычи полезных ископаемых).

Классификация внешних эффектов

Классификация внешних эффектов основывается на направлении воздействия их производства или потребления на другие участники рынка. Вот основные типы классификации внешних эффектов.

По направлению действия

  • Положительные внешние эффекты. Воздействие производства или потребления блага, которое приводит к увеличению полезности или выгоды для других участников рынка. Например, инвестирование в образование может повысить уровень квалификации рабочей силы и способствовать экономическому росту.
  • Отрицательные внешние эффекты. Воздействие производства или потребления, которое наносит ущерб или вызывает издержки для других участников рынка. Например, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от заводов могут негативно влиять на здоровье окружающих людей.

По типу воздействия

  • Производственные внешние эффекты. Воздействие процесса производства одного блага на производство другого блага. Например, выбросы от химического завода могут повлиять на качество воздуха и земли в окрестностях.
  • Потребительские внешние эффекты. Воздействие потребления одного блага на потребление другого блага. Например, инвестиции в образование могут повысить уровень образованности общества и, как следствие, способствовать росту экономики.

По типу связи между производителями и потребителями

  • Производство-производство. Воздействие производства одного блага на производство другого блага. Например, выбросы от предприятия могут загрязнять воду, которую использует другое предприятие в своем производстве.
  • Производство-потребление. Воздействие производства одного блага на потребление другого блага. Например, выбросы от автомобилей могут загрязнять воздух, который дышат местные жители.
  • Потребление-производство. Воздействие потребления одного блага на производство другого блага. Например, спрос на продукты органического происхождения может стимулировать производство экологически чистых товаров.
  • Потребление-потребление. Воздействие потребления одного блага на потребление другого блага. Например, здоровый образ жизни одного человека может вдохновить его друзей или семью на принятие подобных привычек.

Положительные внешние эффекты

Положительные внешние эффекты (англ. positive external effects) – положительные воздействия экономических агентов на третьих лиц, не находящие отражение в ценах. Воздействие может быть положительным, если оно выражается в увеличении полезности стороннего потребителя или выпуска фирмы. Именно в этом случае говорят о положительном внешнем эффекте, а прирост полезности или выпуска считают внешними выгодами данного вида деятельности.

Городской сад

Вот несколько примеров положительных внешних эффектов:

  1. Внедрение экологически чистых технологий. Если одна компания начинает использовать экологически чистые технологии в производстве, это может привести к уменьшению загрязнения окружающей среды. Это положительно сказывается не только на самой компании, но и на всем окружающем сообществе, улучшая качество воздуха и воды.
  2. Образование и общественное благосостояние. Приобретение образования одним индивидом может принести выгоду не только ему самому, но и его окружению. Образованные люди, как правило, способствуют развитию экономики и социальной стабильности в обществе, создавая благоприятные условия для всех членов сообщества.
  3. Инвестиции в общественные блага. Постройка парка или библиотеки может принести выгоду всему району. Хотя инвестиции могут быть сделаны одной организацией или частным лицом, все жители района получают доступ к рекреационным и образовательным возможностям, что улучшает их качество жизни.
  4. Продуктивные партнерские отношения. Когда две или более фирмы сотрудничают и делятся знаниями, ресурсами или технологиями, это может привести к увеличению производства и качества продукции для всех участников. Например, разработка новых методов производства или технологических решений может стать доступной благодаря сотрудничеству фирм, что способствует росту всей отрасли.

Отрицательные внешние эффекты

Отрицательные внешние эффекты (англ. negative external effects) - это негативные воздействия деятельности экономических агентов на третьих лиц, которые выражаются в снижении полезности какого-либо потребителя или выпуска какой-либо фирмы.

Отрицательный внешний эффект

При отрицательном внешнем эффекте происходит перепроизводство товара и перерасход ресурсов. Это связано с тем, что ущерб, возникающий в процессе производства продукции, в полном объёме не входит в себестоимость продукции и не возмещается из прибыли, а в большей части ложится на третьих лиц — население, соседнее предприятие и т.п.

Вот несколько примеров отрицательных внешних эффектов:

  1. Загрязнение окружающей среды. Выбросы вредных веществ в атмосферу или водные источники в результате производственной или коммерческой деятельности фирмы могут привести к загрязнению окружающей среды. Это вредит не только самой фирме, но и местному сообществу, повышая риск заболеваний и снижая качество жизни.
  2. Транспортные проблемы. Увеличение автомобильного движения в определенной области может привести к ухудшению дорожных условий, пробкам и загрязнению воздуха из-за выбросов выхлопных газов. Это может вызвать негативные последствия для всех, кто использует эти дороги или проживает вблизи них.
  3. Пассивное курение. Когда курильщик курит в общественном месте, люди вокруг могут быть вынуждены вдыхать табачный дым. Это может привести к ухудшению здоровья тех, кто находится вблизи, и повышению риска развития респираторных заболеваний или рака.
  4. Перенаселение и износ инфраструктуры. Увеличение численности населения в определенном районе может привести к перегрузке инфраструктуры, такой как дороги, общественный транспорт и коммунальные службы. Это может привести к длительным очередям, ухудшению общественных услуг и повышению стоимости жизни для всех жителей этого района.

Интернализация внешних эффектов

Интернализация внешних эффектов (англ. internalization of externalities) означает превращение (трансформацию) внешнего эффекта во внутренний.

Возможные способы интернализации внешних эффектов (до середины XX в.) — это объединение субъектов, связанных внешним эффектом, в одно лицо; введение государством корректирующих налогов (налог Пигу), субсидий или штрафов.

Объединение 

Объединение субъектов, связанных внешним эффектом

Рассмотрим ситуацию с химическим и пивоваренным заводами. Предположим, химзавод спускает в реку свои отходы, которые мешают производству расположенного ниже по течению реки пивоваренного завода. Предприятия объединяются. В результате внешний эффект, ранее создаваемый химическим заводом, исчезает, так как теперь оба производства находятся под одним контролем, и воздействие на других участников рынка прекращается. Теперь негативные последствия в виде уменьшения выпуска пива воспринимаются этим предприятием как собственные, что побуждает его стремиться к их минимизации.

Аналогично, если вы, "подавая" своей соседке веселую музыку, впоследствии женитесь на ней, то в дальнейшем ухудшение ее полезности будет рассматриваться вашей семьей как общее, что заставит вас учитывать это воздействие.

Однако интернализация не всегда возможна или желательна. Например, в приведенном выше примере объединение химического и пивоваренного заводов может не иметь смысла, так как это может привести к потере эффективности из-за негативного влияния на экономию от масштаба. И в случае с соседкой, конечно, невозможно создать семью со всеми соседями, с которыми связаны внешние эффекты.

Налоги и субсидии

Корректирующие налоги и субсидии

Корректирующие налоги и субсидии - это инструменты, используемые правительством для внесения изменений в поведение рыночных участников с целью исправления внешних эффектов и достижения оптимального общественного благосостояния. Налоги и субсидии направлены на перераспределение ресурсов в направлении повышения эффективности их использования для достижения равенства MSC = MSB

Корректирующий налог (налог Пигу) — это налог на выпуск экономических благ с отрицательными внешними эффектами, повышающий предельные частные издержки до уровня предельных общественных.

Корректирующая субсидия — это субсидия производителям или потребителям экономических благ с положительными внешними эффектами, позволяющими приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным.

Корректирующие налоги (налоги на вредные воздействия):

  • Применение. Правительство вводит налоги на продукцию или деятельность, которая наносит вред окружающей среде или обществу. Например, налог на выбросы загрязняющих веществ или на использование неэффективных источников энергии.
  • Цель. Увеличение стоимости производства или потребления нежелательных товаров или услуг, чтобы стимулировать уменьшение их использования и переход к более экологически чистым альтернативам.

Субсидии (налоговые льготы):

  • Применение. Правительство предоставляет финансовую поддержку или налоговые льготы тем отраслям или деятельностям, которые создают положительные внешние эффекты или способствуют достижению социальных целей. Например, субсидии на производство экологически чистых технологий или налоговые кредиты для инвесторов в образование.
  • Цель. Снижение издержек производства или потребления благ и услуг, которые приносят обществу выгоду или способствуют достижению определенных социальных или экологических целей.

Использование корректирующих налогов и субсидий позволяет правительству воздействовать на рыночные механизмы, чтобы выровнять частные издержки и выгоды с общественными интересами и достичь более эффективного использования ресурсов и защиты окружающей среды.

Выводы

  1. Внешние эффекты играют значительную роль в формировании общественного благосостояния и экономических результатов.
  2. Отсутствие учета внешних эффектов может привести к неэффективному использованию ресурсов, неравновесию на рынке и общественным неудовлетворенностям.
  3. Рыночные механизмы не всегда способны справиться с внешними эффектами самостоятельно, поэтому важна роль правительства в введении корректирующих мероприятий.
  4. Инструменты коррекции: налоги, субсидии, стандарты и льготы могут использоваться для коррекции внешних эффектов и достижения оптимальных результатов.
  5. Понимание внешних эффектов подчеркивает необходимость сотрудничества между различными сторонами общества, включая частный сектор, гражданское общество и правительство, для эффективного решения проблем.

Видеоурок

Преподаватели знают, что вопрос правильной постановки цели выходит за рамки учебной программы и что умение это делать свидетельствует о новом, достойном внимания поведения личности как о результате всего процесса обучения. Поддержите наш проект - оформите подписку!
Потапова Алёна

Директор по развитию
Население
8121228028
Умерли за год
20139990
Родились за год
49547940