- 1. Что такое "провалы государства"?
- 2. Нерыночный спрос и "провалы государства"
- 2.1. Разъединение тягот и выгод
- 2.2. Узкий временной горизонт
- 2.3. Вознаграждение политиков
- 2.4. Обострение восприятия обществом провалов рынка
- 2.5. Давление политических организаций
- 3. Нерыночное предложение и "провалы государства"
- 3.1. Трудность определения и измерения выпуска
- 3.2. Единственный производитель
- 3.3. Отсутствие эффективного регулирования
- 4. Типы провалов государства
- 5. Выводы
Провалы государства
Учение о провалах государства приводит к осознанию того, что государство - это несовершенный и во многих случаях нежелательный инструмент. Использование его услуг следует рассматривать лишь после тщательного изучения и исчерпания возможностей рынка, а также внимательного взвешивания всех плюсов и минусов. Если "невидимая рука" рынка не всегда преобразует "частные пороки в общественные добродетели", то "видимая рука" государства также не обязательно лучше рынка в решении этих задач.
"Провалы государства" (Failures of the state)
Что такое "провалы государства"?
«Провал государства» (англ.failures of the state) - это отсутствие результата в достижении целевых функций государства, проявляющееся в ходе конкретных транзакций, которые государство осуществляет в отношении рыночных субъектов.
Теория провалов государства (нерыночных провалов) была развита Чарльзом Вульфом. Провалы государства возникают из-за недостатков механизма согласования частных интересов тех, кто принимает политические решения, с общественными интересами. Этот механизм не рыночный, и он неэффективно учитывает как издержки, так и выгоды для общества в целом.
Политика, направленная на устранение недостатков рыночного механизма, обычно предполагает передачу определенных полномочий государственным органам или агентствам. Это позволяет им выпускать специфические "нерыночные" товары или услуги, которые направлены на заполнение этих недостатков. Эти товары и услуги можно условно разделить на четыре категории:
- Услуги регулирования (штрафы за нарушения экологических стандартов, лицензирование телевизионных и радиовещаний, контроль качества продуктов питания и лекарств, и так далее).
- Чистые общественные блага (оборона, фундаментальные научные исследования).
- Квазиобщественные блага (образование, здравоохранение).
- Управление трансфертными платежами (социальное обеспечение, социальные субсидии и так далее).
Эти товары и услуги учитываются при расчете валового национального продукта (ВНП) страны как стоимость затраченных ресурсов на их создание. Однако, это не дает нам представления о реальной ценности этих товаров и услуг, которая может быть связана исключительно с затратами ресурсов. Также это не дает нам объяснения того, почему производство этих товаров и услуг сопровождается провалами государства.
Нерыночный спрос и "провалы государства"
Причины возникновения "провалов государства" можно рассматривать через формирование нерыночного спроса и нерыночного предложения. Почему нерыночного? Потому что в данном случае спрос и предложение формируется и реализуется нерыночным способом!
Тяготы и выгоды
Разъединение тягот и выгод
Разъединение тягот и выгод - это концепция, введенная экономистом Дугласом Нортом, которая описывает ситуацию, когда группа людей или институтов принимает решения, которые приносят им выгоду в краткосрочной перспективе, но приводят к негативным последствиям в долгосрочной перспективе для общества в целом.
Искажение спроса на нерыночную продукцию в конечном итоге связано с разногласиями между теми, кто извлекает выгоду из решений государства, и теми, кто несет их финансовую нагрузку. Эти разногласия могут возникать как на уровне индивидуальных граждан, так и на уровне всего общества.
На микроуровне такое разногласие проявляется, когда выгоды от государственных услуг или программ достаются ограниченной группе населения, в то время как их расходы распределяются на всех налогоплательщиков. В результате получатели выгод имеют сильные стимулы поддерживать эти услуги, в то время как те, кто несет финансовую нагрузку, имеют меньшие стимулы противодействовать.
На общественном уровне такие разногласия возникают из-за того, что правительство, принимая решения, ориентируется на мнение большинства, в то время как основная часть налоговых поступлений происходит от меньшинства.
Эти разногласия на обоих уровнях приводят к избыточному спросу на услуги государства, такие как программы, регулирование и перераспределение. В первом случае это происходит из-за превышения общественных расходов над выгодами, а во втором - из-за снижения стимулов у высокодоходных групп к инвестициям, инновациям и созданию условий для долгосрочного экономического роста, что в конечном итоге может привести к "динамической неэффективности".
Политические решения
Узкий временной горизонт
Узкий временной горизонт, или завышенная ставка дисконтирования, у политиков является ситуацией, когда они оценивают будущие выгоды и расходы с недостаточным вниманием к их долгосрочным последствиям. Это означает, что политики склонны придавать большее значение немедленным результатам и короткосрочным выгодам, игнорируя или недооценивая отдаленные последствия своих решений.
Такой узкий фокус на краткосрочных целях может привести к принятию решений, которые могут оказаться невыгодными в долгосрочной перспективе. Например, политики могут отдавать предпочтение проектам с немедленным электоральным эффектом, даже если эти проекты не являются наиболее эффективными с точки зрения общественного благосостояния в долгосрочной перспективе.
Завышенная ставка дисконтирования, или переоценка будущих потоков доходов и затрат, может также привести к принятию решений, которые не учитывают полную стоимость ресурсов или не учитывают возможные негативные воздействия на окружающую среду, общественное здоровье или будущие поколения.
Таким образом, узкий временной горизонт у политиков может быть причиной принятия недолгосрочных решений, которые не учитывают долгосрочные последствия и могут привести к экономическим или социальным проблемам в будущем.
Голоса избирателей
Вознаграждение политиков
В политическом процессе часто награды, в виде голосов избирателей, достаются тем политикам, которые акцентируют внимание общества на программе государственных инициатив по "коррекции" рынка и принимают соответствующие законы, но не несут ответственности за реальную ситуацию. Если эти законы и инициативы терпят неудачу, часто оправданием служит утверждение о недостаточном уровне государственного вмешательства. Это создает и поддерживает у общества иллюзию о постоянной нехватке такого вмешательства.
Обострение восприятия обществом провалов рынка
Обострение восприятия обществом провалов рынка, будь то реальные или мнимые, может иметь значительное влияние на политическую среду и экономические решения. Реальные провалы рынка, такие как монополии, внутренние расползания или недостаточная конкуренция, могут вызывать общественное недовольство и требовать действий со стороны государства. Однако даже мнимые провалы рынка, которые возникают из-за недостатков восприятия или манипуляций, могут стать предметом политической борьбы и даже привести к принятию неоправданных законодательных решений.
Провалы рынка
Например, общественное восприятие о наличии провалов рынка в сфере здравоохранения или образования может привести к давлению на правительство для увеличения государственных расходов в этих областях. С другой стороны такие меры могут быть неэффективными или даже усугубить ситуацию, если они не учитывают реальные причины проблем и не сосредотачиваются на устранении корневых причин провалов рынка.
Поэтому важно различать между реальными и мнимыми провалами рынка и обеспечивать объективное и информированное принятие решений как на уровне общества, так и на уровне государства.
Давление политических организаций
Активность разнообразных организаций, защищающих окружающую среду, права социально уязвимых групп населения и интересы потребителей может быть направлена на укрепление государственного контроля над рыночными процессами. Занимая места в законодательных органах, представители этих организаций стремятся превратить свои инициативы в законодательные акты.
Нерыночное предложение и "провалы государства"
Нерыночное предложение - это предложение товаров, услуг или ресурсов, которое не формируется на рынке в результате действий частных предпринимателей, а осуществляется через вмешательство государства.
Трудность определения и измерения выпуска
Определение и измерение объёма производства представляют собой значительные трудности. Нерыночные товары и услуги часто сложно даже идентифицировать, не говоря уже об оценке их количества или качества. Использование различных методов для измерения таких услуг, как оборона, регулирование или социальные программы, часто приводит к спорам и неопределённости. Особенно сложно оценить качество этих услуг из-за отсутствия данных, которые могли бы быть получены производителями рыночных товаров через выбор и предпочтения потребителей. Только некоторые виды услуг, предоставляемые как государственным, так и частным сектором, можно сравнивать по качеству с определённой степенью условности (например, образование в государственных и частных школах).
Единственный производитель
Часто нерыночная продукция выпускается единственной фирмой, которой законодательно предоставлена исключительная монополия в определенной сфере. Эта эксклюзивность редко подвергается сомнению. В случаях, когда существует конкуренция между государственными агентствами (например, КГБ и ГРУ в советское время, или Правительство РФ и Администрация Президента РФ в более поздние периоды), она не направлена на снижение издержек. Отсутствие конкуренции усложняет оценку качества нерыночной продукции. Конкуренция может присутствовать при производстве полуобщественных благ (например, образования и здравоохранения), однако она значительно ограничена по сравнению с конкуренцией между частными производителями рыночной продукции.
Отсутствие эффективного регулирования
Отсутствие эффективного регулировщика. Нерыночное производство не подвержено механизму прибылей и убытков, который регулирует объем выпуска рыночной продукции. В результате отсутствует надежный механизм прекращения нерыночной деятельности в случаях её неудачи.
Типы провалов государства
Типы провалов государства - это ситуации или проблемы, возникающие из-за неспособности государства эффективно выполнять свои функции или обязанности.
Избыточные и возрастающие издержки
Разрыв между затратами и выручкой означает, что существует значительная вероятность неэффективного использования ресурсов. Если доходы, поддерживающие деятельность, не зависят от затрат на неё, может быть выделено слишком много ресурсов на производство или произведено слишком много товаров или услуг. Например, государство может расширить объем регулирования сверх необходимого для компенсации рыночных недостатков.
В результате производства нерыночной продукции, такой как регулирование или предоставление общественных благ, существует тенденция к избыточным издержкам, то есть к X-неэффективности. В нерыночной экономике не используются технологические возможности снижения издержек, увеличения производительности или экономии от масштаба. Изменения вызывают дополнительные затраты, а потенциальные выгоды от них остаются неопределенными.
X-неэффективность - это различие между эффективным поведением фирм, предполагаемым неоклассической теорией, и их поведением, наблюдаемым в реальности. Разница между фактическими издержками и средними совокупными издержками. Термин появился в 1966 году после выхода статьи Харви Лейбенстайна.
Кроме того, с течением времени в нерыночной экономике может возрастать избыточность издержек. В рыночной экономике стимулами для снижения издержек являются конкуренция и возможность дополнительной прибыли, однако в нерыночной экономике могут быть стимулы к увеличению издержек или производства, несмотря на более высокие затраты по сравнению с доходами.
Функция издержек в нерыночной экономике не только выше минимально необходимой, но и имеет тенденцию к увеличению со временем, что указывает не только на X-неэффективность, но и на динамическую неэффективность нерыночной экономики. Это связано не только с X-неэффективностью, но и с динамической неэффективностью нерыночного производства, что в значительной степени обусловлено также вторым типом "провалов государства".
Собственные цели организации
Служащие фирмы имеют свои частные цели, и эти цели во многом определяют характер их деятельности. Здесь речь идет о целях, которые используются внутри нерыночной организации для управления, регулирования и оценки ее работы и работы ее персонала. Именно эти цели формируют индивидуальную и коллективную мотивацию и поощрение поведения внутри агентства.
Внутренние цели фирмы должны быть совмещены с целями, определенными рынком. Если между ними есть серьезный разрыв, выживание организации на рынке ставится под сомнение. Для нерыночной организации проблема "принципал-агент" не является препятствием для ее существования из-за особенностей спроса и предложения. В то же время собственные цели нерыночной организации становятся частью ее функции полезности, которую ее персонал максимизирует.
В качестве внутренних целей могут фигурировать увеличение бюджета (по принципу "больше - лучше"), техника вне зависимости от экономической целесообразности (по принципу "новое и сложное - лучше"), приобретение информации и контроль (по принципу "знать то, что не знают другие, - лучше").
Эти внутренние цели поднимают кривую нерыночного предложения, порождая растущие издержки.
В отличие от внешних эффектов в рыночном секторе, которые представляют собой издержки или выгоды, несущиеся обществом, но не воздействующие на производителя напрямую, внутренние эффекты в нерыночном секторе обычно являются выгодами, которые получает производитель, но за счет общества, которое оплачивает издержки производства заказываемой им нерыночной продукции. Такие внутренние эффекты являются частью "частных целей" производителей, ориентированных на удовлетворение специфических интересов нерыночных производителей, а не на создание продукции, от которой они ожидают общественной пользы.
Побочные эффекты
Вмешательство государства может приводить к непредвиденным побочным последствиям. Эта вероятность весьма высока, поскольку власти оперируют грубыми инструментами и редко способны предвидеть последствия своих действий.
Побочные эффекты нерыночной деятельности аналогичны внешним эффектам от рыночной деятельности. Однако важное различие заключается в том, что фирма, как правило, обязана в той или иной степени компенсировать отрицательные внешние эффекты и может это сделать за свой счет.
В то время как государство, как правило, не компенсирует негативные побочные эффекты нерыночной деятельности пострадавшей стороне. Кроме того, в отличие от частной фирмы, государство не может в принципе компенсировать что-то "за свой счет". В случае выплат компенсаций оно лишь определенным образом перераспределяет средства налогоплательщиков.
Выводы
- Провалы государства обычно так же сложно узнаваемы, описываемы и предсказуемы, как и провалы рынка.
- Провалы государства являются неотъемлемой частью всех видов нерыночной продукции государства.
- Определение того, являются ли провалы государства более "глубокими", чем провалы рынка, может быть установлено и продемонстрировано только в определенных случаях; в других случаях такие выводы представляют трудность.
- Выбор между рынком и государством не заключается в выборе между совершенством и несовершенством, а скорее в выборе между различными видами несовершенных альтернатив.