20:52
Пробки:   4
$
103.4207
107.9576

Теория общественного благосостояния

Экономика общественного сектора: сущность, предмет и методы

Содержание

Экономика общественного сектора - это раздел экономической науки, который изучает процессы принятия решений в обществе и их влияние на распределение ресурсов и результаты социальной деятельности. Её сущность состоит в анализе того, как общество, как целое, принимает решения о распределении ресурсов для удовлетворения своих потребностей и достижения целей.

В центре внимания находится анализ процессов принятия решений, воздействующих на распределение ресурсов и результаты этого распределения с точки зрения социальной эффективности и справедливости.

В этом уроке вы рассмотрите основные концепции и методы экономики общественного сектора, а также его практическое применение в формировании публичной политики и управлении общественными ресурсами.

Частный и общественный сектор

Экономика общественного сектора

Экономика публичного сектора (Public Economics) - это наука, изучающая сектор экономики, где ресурсы распределяются не через рынок, а через другие экономические институты, в основном, через государство.

Предмет экономики публичного сектора - это формирование и использование ресурсов государства и его влияние на экономическое положение и поведение организаций (фирм) и домохозяйств.

Публичный сектор представляет собой такую область экономики, где:

  1. Ресурсы распределяются с использованием нерыночных методов.
  2. Преобладает нерыночный способ координации деятельности.
  3. Производятся и потребляются общественные блага.
  4. Равновесие между спросом и предложением общественных благ осуществляется государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями через соответствующие социальные институты, в частности, с помощью бюджетно-финансовой политики.

Публичный сектор экономики

Публичный сектор экономики - это часть экономики, которая включает в себя все государственные организации и институты, а также добровольно-общественные организации, которые не стремятся к получению прибыли и выполняют социальные функции.

Основными характеристиками публичного сектора являются:

  1. Нерыночные методы распределения ресурсов. В публичном секторе ресурсы распределяются не на основе рыночных механизмов спроса и предложения, а на основе политических и социальных решений, принимаемых государственными и некоммерческими организациями.
  2. Общественные блага. Публичный сектор производит и предоставляет общественные блага, которые характеризуются невозможностью исключения одного человека из их потребления и отсутствием исключающейся стоимости. Примерами общественных благ могут быть оборона, общественное образование и здравоохранение.
  3. Государственное управление и регулирование. В публичном секторе государство играет ключевую роль в управлении и регулировании экономики, принимая меры по обеспечению общественного благосостояния, поддержанию стабильности и решению социальных проблем.
  4. Некоммерческие организации. Помимо государственных учреждений, в публичный сектор входят также добровольно-общественные организации, которые не имеют прибыльных целей и занимаются различными социальными и благотворительными инициативами.

Публичный сектор играет важную роль в обеспечении социальной справедливости, экономической стабильности и развитии общества, выполняя функции, которые не могут быть эффективно осуществлены частным сектором.

По определению Е.В. Пономаренко, экономика публичного сектора рассматривает экономическое поведение государства как одного из субъектов рыночной экономики. Анализ этого поведения осуществляется с позиций микроэкономической теории, при этом изучается и макроэкономическое взаимодействие государства и рынка.

С финансовой точки зрения, публичный сектор хозяйства представляет собой совокупность ресурсов, находящихся в непосредственном распоряжении государства (государственные финансы).

Структура публичного сектора экономики

Основное различие между организациями частного и публичного секторов заключается в том, что в публичном секторе организации являются некоммерческими, то есть их главной целью не является получение прибыли. Вместо этого публичные организации направляют свою деятельность на обеспечение социальных и общественных потребностей. Также важно отметить, что в публичном секторе доминирующую роль играет государство, которое устанавливает политику и регулирует деятельность публичных организаций в соответствии с общественными интересами.

Структура публичного сектора:

  • Государственный сектор. Федеральная собственность и собственность субъектов Федерации образуют экономическую основу государственного сектора экономики РФ. К другой ветви государственного сектора можно отнести муниципальный сектор, экономической основой которого является муниципальная собственность.
  • Негосударственные некоммерческие организации – ННО (добровольно-общественный сектор). К данной категории организаций принято относить общественные движения и организации, партии, ассоциации, союзы, благотворительные фонды, торгово-промышленные палаты и т.д.

Методы исследования

В разное время различные школы и учения аргументировали разные объективные причины для вмешательства государства в рыночный механизм. Отойдя от макроэкономических аспектов государственного регулирования, давайте рассмотрим концепции, которые акцентируют внимание на микроэкономическом анализе и установили традицию рассмотрения экономики и роли государства именно с этой точки зрения.

Невидимая рука рынка

Классическая и неоклассическая школы

Все решает "невидимая рука рынка", поэтому основная роль государства в экономике заключается в обеспечении стабильной инфраструктуры, то есть, государство должно создать определенные условия для непрерывного функционирования рыночной системы. Речь идет о создании инфраструктуры, обслуживающей рынок:

  • финансовая инфраструктура - обеспечение стабильного денежного обращения и развитой кредитной банковской системе;
  • производственная инфраструктура - проведение антимонопольной политики и формирование объединения крупных фирм, банков и самого государства, для реализации совместного капитального проекта, как правило, социального значения, например, строительство мостов, туннелей и т. п.;
  • социальная инфраструктура - создание условий для восстановления человеческого фактора. 

Институциональная школа

Концепция «трех факторов» институциональной школы представляет собой подход к анализу экономического развития, который выделяет три ключевых фактора, оказывающих влияние на экономическую динамику и институциональную среду. 

Основания для участия государства в экономике могут быть различными:

  1. Рост спроса на государственные услуги. Это может быть вызвано изменением демографической ситуации, таким как увеличение пенсионных групп из-за старения населения, ростом доходов или социальных болезней, а также увеличением общественных потребностей, например, в безопасности. Некоторые также могут иметь предубеждение о том, что государственные услуги дешевле, чем услуги частного сектора. Для удовлетворения этих потребностей государство может проводить соответствующую политику, вмешиваясь в механизмы рыночного функционирования.
  2. Рост предложения государственных услуг. Это связано с тенденцией расширения государственного аппарата за счет поиска "политической ренты" участников политического процесса. Под политической рентой понимается создание дополнительного дохода с использованием политических институтов.
  3. Неэффективность государственного сектора. Оценка некоторых видов государственной политики может показать недостаточную эффективность госсектора. Это может вызвать вопрос о изменении масштабов государственного присутствия в экономике. Некоторые экономисты предлагают разгосударствление экономики и процессы приватизации в случае неэффективности государственных институтов.

Концепция «трех факторов» институциональной школы подчеркивает важность учета не только экономических переменных, но и институциональных и социальных факторов при анализе экономического развития и формулировании политики. Этот подход помогает более глубоко понять причины различий в экономическом развитии различных стран и регионов.

Фиаско рынка

Концепция «фиаско рынка»

Концепция "фиаско рынка" (провал рынка, несостоятельность рынка, изъян рынка) представляет собой теоретический подход, который описывает ситуации, когда рыночный механизм не способен обеспечить эффективное функционирование экономики и достижение оптимальных результатов.

Этот термин обычно используется для анализа ситуаций, когда рынок не может решить определенные проблемы или даже усугубляет их. Ключевыми характеристиками концепции "фиаско рынка" являются недостаточное информационное симметрия, наличие внешних эффектов, отсутствие конкуренции или наличие монополии, а также недостаточное вмешательство государства для коррекции рыночных неудач. Этот подход подчеркивает важность регулирования и вмешательства государства в экономические процессы для предотвращения возможных негативных последствий, связанных с недостатками рыночной системы.

Государственное вмешательство в функционирование рынка целесообразно лишь в случае возникновения "рыночных провалов". Такие действия могут привести к увеличению эффективности и, следовательно, к преодолению негативных явлений на рынке. Однако нельзя гарантировать, что государство обеспечит не только экономическую эффективность, но и социальную справедливость. Возможно, что в действиях государства могут присутствовать отклонения от общественного оптимума. Это создает предпосылки для обсуждения феномена "фиаско правительства".

О достойных потребностях

Концепция "достойных потребностей"

Концепция "достойных потребностей" представляет собой подход к социальной политике и экономическому развитию, который акцентирует внимание на обеспечении людей не только материальными благами, но и возможностью вести достойную жизнь. Эта концепция основана на идее, что каждый человек имеет право на доступ к базовым услугам, таким как образование, здравоохранение, жилье, питание и трудовая занятость, которые позволяют им удовлетворять свои физические, социальные и психологические потребности.

Основные принципы концепции "достойных потребностей" включают в себя:

  1. Уважение к человеческому достоинству. Каждый человек имеет право на жизнь без бедности, страдания и ущемления своей личности.
  2. Равенство и справедливость. Все люди должны иметь равный доступ к возможностям для реализации своих потенциальных способностей и достижения благополучия.
  3. Социальная защита и поддержка. Государство и общество должны предоставлять социальные услуги и программы, направленные на поддержку наиболее уязвимых групп населения и обеспечение им достойного уровня жизни.
  4. Устойчивое развитие. Концепция "достойных потребностей" также подчеркивает важность экономического развития, которое учитывает потребности текущего и будущих поколений, обеспечивая устойчивое использование ресурсов и сохранение окружающей среды.

Эта концепция служит основой для разработки и реализации социальных программ и политик, направленных на повышение качества жизни населения и создание более справедливого и устойчивого общества.

Концепция фискальной иллюзии

Фискальная иллюзия (англ. fiscal illusion) — эффект, при котором налогоплательщики недооценивают все последствия увеличения государственных расходов для налогообложения и поэтому голосуют за увеличение производства общественных благ.

Американский экономист Уоллес Оутсруэн выделяет пять категорий фискальной иллюзии:

  1. При сложных структурах налогообложения налогоплательщики не способны точно оценить своё налоговое бремя.
  2. Арендаторы, по сравнению с собственниками, менее способны оценивать свою долю в местных налогах на собственность.
  3. Рост налогов при прогрессивном налогообложении осознаются менее ясно, чем рост налогов при изменении закона. Эластичные структуры налогообложения более благоприятны для роста государственных расходов, чем неэластичные структуры.
  4. Рост будущего налогового бремени при выпусках долговых обязательств оценивается сложнее, чем эквивалентный рост текущих налогов.
  5. Граждане не считают единовременные денежные субсидии, предоставляемые их местными органами власти, такими же "своими деньгами", какими они считают денежные субсидии, предоставляемые непосредственно им. Это может привести к эффекту липучки (прирост расходов бюджета после получения межбюджетного трансферта, превышающий прирост, который мог бы быть вызван аналогичным по величине приростом внутренних доходов, с учётом величины предельной склонности к потреблению местных общественных благ со стороны населения)

Методология исследования экономики общественного выбора

Методология экономики общественного выбора

Методология экономики общественного сектора опирается на основные принципы и методы микроэкономики (см. приведенные выше концепции). При анализе проблемы вмешательства государства в рыночный механизм задаются следующие вопросы:

  1. Необходимо ли государственное вмешательство?
  2. Если ответ на первый вопрос положителен, следующим шагом становится ответ на вопрос о выборе подходящего метода регулирования.

При этом выбор оптимального инструмента может основываться на устранении "рыночных провалов" и повышении экономической эффективности, а также на минимизации потерь экономической эффективности для достижения социального результата. 

Как отвечает "Экономика общественного выбора" на три знаменитых вопроса экономики:

  1. Что производить -  Частные или общественные блага, набор общественных благ.
  2. Как производить - Механизм ценообразования / налогообложения.
  3. Для кого производить - Механизм распределения общественных благ.
  4. Как осуществить коллективный выбор - Механизм согласования индивидуальных предпочтений в коллективное решение.

Методология экономики общественного сектора опирается на основные принципы микроэкономики: эффективность распределения ресурсов в моделях частичного равновесия, общего экономического равновесия в сочетании с достижением максимального общественного благосостояния.

Выводы

  1. Сущность экономики общественного выбора в изучении процессов, через которые общество принимает коллективные решения о распределении ресурсов для достижения целей и удовлетворения потребностей. Это включает анализ механизмов принятия решений, социальной эффективности и справедливости.
  2. Предмет изучения охватывает механизмы принятия решений, основанные на микроэкономических принципах, но применяемые на уровне общества в целом. В центре внимания находятся вопросы оптимального распределения ресурсов, управления общественными благами и регулирования экономических процессов.
  3. Изучение экономики общественного выбора помогает понять механизмы функционирования общества, формирование публичной политики и управление общественными ресурсами. Оно является основой для разработки механизмов принятия решений, направленных на достижение социальной справедливости и эффективности.

Таким образом, понимание сущности и предмета экономики общественного выбора играет важную роль в развитии эффективных стратегий управления общественными ресурсами и формировании благоприятной экономической среды для всех членов общества.

Видеоурок

Трудных предметов нет, но есть бездна вещей, которых мы просто не знаем, и еще больше таких, которые знаем дурно, бессвязно, отрывочно, даже ложно. И эти-то ложные сведения еще больше нас останавливают и сбивают, чем те, которых мы совсем не знаем. Поддержите наш проект - оформите подписку!
Потапова Алёна

Директор по развитию
Население
8176374658
Умерли за год
57907076
Родились за год
142461656