07:52
Пробки:   5
$
93.2918
99.5609

Теория общественного благосостояния

Расходы государства: общий обзор

Содержание

Государственные расходы представляют собой значительную составляющую экономической системы, играющую ключевую роль в обеспечении функционирования государства и социального развития общества. В этом уроке мы рассмотрим сущность государственных расходов, их структуру, методы финансирования, а также влияние на экономические процессы и социальные показатели.

Государственные расходы

Понятие и сущность общественных расходов

Государственные расходы - это это платежи, не подлежащие возврату, не создающие и не погашающие финансовых требований, являются затратами, связанными с осуществлением государством своих функций.

Государственные расходы включают:

  • закупки товаров и услуг;
  • монетарные трансакции из государственного в частный сектор;
  • оплату труда государственных служащих;
  • социальные выплаты;
  • обслуживание государственного долга;
  • трансферты.

Классификация государственных расходов

Государственные расходы могут быть классифицированы по различным критериям. 

  1. По функциональному назначению. Эта классификация основана на целях и задачах, на которые направлены расходы. Она включает категории, такие как оборона и национальная безопасность, образование, здравоохранение, социальная защита, инфраструктура и транспорт, экология и охрана окружающей среды, культура и спорт, а также другие области деятельности государства.
  2. По источнику финансирования. Эта классификация разделяет расходы на федеральные, региональные и местные. Федеральные расходы финансируются из федерального бюджета, региональные — из бюджетов субъектов Федерации, а местные — из местных бюджетов.
  3. По степени обязательности. Расходы могут быть обязательными (например, пенсионные выплаты) или дискреционными (например, инвестиции в инфраструктуру).
  4. По характеру выполняемых функций. Расходы могут быть административными (например, зарплаты государственных служащих), инвестиционными (например, инвестиции в образование и науку), или социальными (например, социальные пособия).
  5. По экономическому целевому назначению. Расходы могут быть направлены на стимулирование экономики (например, инвестиции в инфраструктуру), регулирование рынка (например, субсидии или налоговые льготы), или социальную поддержку (например, пособия и выплаты).

Эти классификации помогают управлять государственными финансами, оценивать эффективность расходов и планировать бюджетные ресурсы.

Распределение государственных расходов

Распределение расходов между уровнями бюджетной системы происходит в соответствии с принципами бюджетного федерализма.

Бюджетный федерализм – это система управления финансами в государстве, основанная на разделении финансовых полномочий и ответственности между центральным правительством и региональными или местными органами власти.

Распределение расходов:

  • федеральный бюджет обеспечивает общегосударственные интересы;
  • бюджеты субъектов Федерации — функции, выполняемые данным уровнем управления;
  • местные бюджеты предназначены для реализации экономической целесообразности территориального развития.

Механизм реализации государственных расходов

Общественные расходы могут быть осуществлены в различных формах:

  1. Производство общественных благ и услуг, таких как закупка или производство протезов, медикаментов и транспорта.
  2. Предоставление субсидий предприятиям, которые помогают социально уязвимым группам населения или занимаются производством общественных благ.
  3. Осуществление социальных трансфертов, например, выплата пенсий.

Общественные расходы могут рассматриваться как форма отрицательного налогообложения. Принцип работы механизма социальных трансфертов можно пояснить на примере программы денежных выплат безработным. В результате принятия такой программы наблюдается увеличение спроса на продовольственные товары. Если предложение этих товаров не очень эластично, то это приводит к повышению цен и частичному перераспределению выгод от получателей программы к производителям и продавцам продовольствия.

Если помощь безработным оказывается в форме субсидирования создания новых рабочих мест работодателями или субсидирования учреждений профессионального образования, то реальная выгода, получаемая безработными, зависит от ситуации на рынке труда. Перераспределение выгод является основной причиной того, что эффективность программы не всегда соответствует целям ее создания.

При прочих равных условиях получатели предпочитают получать помощь в денежной форме, чтобы самостоятельно распоряжаться этими средствами. Когда же программа перераспределения реализуется в виде натуральных пособий или субсидий на определенные товары, то получателям, по сути, навязываются предпочтения тех, кто разработал и утвердил эту программу. Если основная цель общественных расходов заключается в увеличении благосостояния получателей, то программы должны быть реализованы преимущественно в денежной форме.

Государственное страхование

Государственное страхование

Обязательное государственное страхование — это форма страхования, при которой страховые отношения между страховщиком и страхователем возникают в силу закона. Для обязательных видов государство законодательно или нормативными актами устанавливает правила страхования, страховые суммы и тарифы, объекты страхования, определяет круг страхователей, застрахованных и выгодоприобретателей.

Цель такой системы состоит в обеспечении социальной защиты и финансовой стабильности населения путем снижения рисков и негативных последствий в случае возникновения определенных событий, таких как болезни, несчастные случаи, потеря работы и т.д. Обязательное государственное страхование обычно реализуется через уплату страховых взносов, которые формируют страховой фонд, из которого выплачиваются страховые выплаты в случае наступления страховых случаев. Такие системы часто предусматривают обязательное участие всех или определенных категорий граждан и организаций и могут включать различные виды страхования, такие как медицинское страхование, социальное страхование от несчастных случаев, безработицы, пенсионное страхование и другие.

Особенности финансирования общественного сектора

Общественные расходы направлены на обеспечение производства как общественных, так и некоторых частных благ (например, ассигнования на оборону, научные исследования, образование, здравоохранение, культуру). Производство общественных благ может осуществляться как в государственном секторе, так и на частных предприятиях, сотрудничающих с государством по контракту. Финансирование в общественном секторе осуществляется за счет государственных средств, либо путем комбинации частных и государственных ресурсов.

Государственные закупки

Государственно-частное партнерство (ГЧП) является особой формой долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса с целью реализации социально значимых инвестиционных проектов, направленных на развитие транспортной, энергетической и социальной инфраструктур.

Когда государство вступает в контрактные отношения с частным сектором, это может происходить по разным типам контрактов, включая:

В мировой практике выделяют следующие формы государственно-частного партнёрства:

Эти типы партнерства позволяют государству использовать ресурсы частного сектора для реализации своих целей, а также способствуют повышению эффективности и улучшению качества предоставляемых услуг и инфраструктуры.

Выводы

  1. Расходы государства представляют собой важный инструмент экономической политики, который используется для достижения различных целей, таких как поддержание стабильности, социальная защита, развитие инфраструктуры и поддержка экономического роста.
  2. Расходы государства могут быть разделены на различные категории, включая расходы на социальные программы, оборону, образование, здравоохранение, инфраструктуру и другие.
  3. Важно учитывать баланс между различными секторами и программами, чтобы обеспечить эффективное использование государственных ресурсов и достижение поставленных целей.
  4. Эффективность расходов государства может зависеть от их направленности, прозрачности, эффективного управления и контроля за исполнением бюджета.
  5. Вопросы эффективности и эффективного использования средств государства требуют постоянного мониторинга, оценки и корректировки стратегий расходования с целью достижения наилучших результатов для общества в целом.
Главная цель обучения - научить думать, а не научить думать каким-то особым образом. Лучше развивать свой собственный разум и учиться думать самим, чем загружать в свою память множеством мыслей других людей. Поддержите наш проект - оформите подписку!
Потапова Алёна

Директор по развитию
Население
8121360358
Умерли за год
20230616
Родились за год
49770896