21:30
Пробки:   4
$
103.4207
107.9576

Теория общественного благосостояния

Доходы государства и налоги: общий обзор

Содержание

Доходы государства являются основой его финансового обеспечения и позволяют осуществлять функции, необходимые для поддержания экономического и социального развития общества. Налоговая политика, в свою очередь, определяет принципы и инструменты налогообложения, влияя на экономическое поведение граждан и бизнеса. 

Налоги

Налоги и принципы налогообложения

Специфика государства как субъекта экономики определяет отношение к налогам как к особого рода ресурсам общественного сектора:

  • принудительный характер формирования доходов государства;
  • государство как основной институт общественного сектора.

Налоговая система – это совокупность налогов, взимаемых с налогоплательщиков на территории государства в соответствии с его налоговым законодательством, и фискальных органов, которые контролируют правильность исчисления, полноту и своевременность их уплаты в бюджет налогоплательщиками.

Налог - это обязательный платеж, взимаемый с доходов, имущества физических и юридических лиц и товаров в пользу государственных и муниципальных фондов.

Объекты налогообложения:

  • доходы граждан и организаций;
  • имущество;
  • приобретенные или проданные товары;
  • использованные ресурсы и т. д.

Классификация налогов

Классификация налогов осуществляется по нескольким критериям:

  1. По органу взимания: разделяются на федеральные, региональные и местные налоги.
  2. По объекту налогообложения: делятся на прямые (взимаемые с конечного налогоплательщика) и косвенные (включенные в стоимость товаров и услуг).
  3. По форме взимания: различаются на денежные и натуральные.
  4. По цели взимания: могут быть маркированными (направлены на конкретные цели) и немаркированными.
  5. По источнику уплаты: бывают налоги на производство и потребление.
  6. По способу исчисления: выделяются специфические и стоимостные налоги.
  7. По соотношению ставок: подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

При выборе типа налога учитываются цель и объект налогообложения, а также экономические последствия от его введения. Средняя эффективная ставка налогообложения определяется как отношение суммы уплаченного налога к доходу налогоплательщика или к конкретному источнику дохода.

Принципы налогообложения

Принципы налогообложения (по Адаму Смиту), включают в себя следующие основные принципы:

  1. Принцип справедливости. Налоги должны быть справедливо распределены между гражданами в соответствии с их способностями к уплате.
  2. Принцип удобства. Система налогообложения должна быть удобной и легкой для исполнения, как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов.
  3. Принцип нейтральности. Налоговая система не должна искажать экономические решения и аллокацию ресурсов в обществе, она должна быть нейтральной и минимально влиять на экономическую деятельность.
  4. Принцип экономической эффективности. Налоги должны взиматься таким образом, чтобы обеспечить максимальную эффективность использования ресурсов и стимулировать экономический рост.
  5. Принцип умеренности. Налоговая нагрузка должна быть умеренной и соразмерной доходам и возможностям налогоплательщиков, чтобы не создавать излишних бремен и не тормозить экономическое развитие.

Критерии оценки налоговых систем

При оценке налоговых систем учитываются конкретные потребности в финансировании общественных благ и принципы политики перераспределения. Среди них следующие критерии: относительное равенство обязательств, экономическая нейтральность, организационная простота, гибкость налога и прозрачность (контролируемость) налогов. 

Оценка налоговой системы

Относительное равенство обязательств

Относительное равенство налоговых обязательств означает, что каждый налогоплательщик должен нести налоговое бремя в соответствии с его способностями и доходами, без привилегий или дискриминации на основе имущественного, социального или иного статуса. Это принцип налогового права, который подчеркивает справедливое распределение налоговой нагрузки среди всех граждан и юридических лиц, исходя из их финансовых возможностей. Относительное равенство налоговых обязательств важно для обеспечения справедливости и эффективности налоговой системы, а также для поддержания социальной стабильности и доверия к правительству.

Экономическая нейтральность

Экономическая нейтральность подразумевает отсутствие или незначительное искажение воздействия налоговой системы на решения налогоплательщиков. Этот принцип означает, что налоги должны быть устроены таким образом, чтобы насколько это возможно минимизировать влияние на решения людей о потреблении, инвестициях и других экономических действиях. Экономическая нейтральность достигается за счет использования неискажающих налогов, которые не зависят от доходов, семейного положения, трудовой или инвестиционной активности и других факторов, которые могут быть контролируемыми людьми.

В этой связи налоги могут быть разделены на искажающие и неискажающие. Искажающие налоги влияют на решения экономических агентов, заставляя их выбирать менее эффективные альтернативы, чем те, которые они выбрали бы без налогов. Напротив, неискажающие налоги не влияют на распределение ресурсов и, следовательно, не оказывают искажающего воздействия на экономическую эффективность.

Организационная простота

Организационная простота - это минимизация затрат на обслуживание налоговой системы (время, затрачиваемое на сбор информации, ведение налогового учета, оплата консультантов и т. д.). Это способствует повышению уровня благосостояния при равных условиях.

Чем ниже издержки сбора налогов, тем выше организационная простота. Эти издержки включают в себя расходы на норматворческую деятельность, затраты экономических агентов (в форме денег и временных потерь), связанные с выполнением налоговых обязательств, судебные издержки, расходы на лоббирование, а также коррупционные практики между плательщиками и налоговыми органами.

Экономическая гибкость налога

Экономическая гибкость налога относится к способности налоговой системы адаптироваться к изменяющимся экономическим условиям и потребностям, а также к возможности использования налоговых механизмов для достижения определенных экономических целей. Эта гибкость может выражаться в нескольких аспектах:

  1. Изменение налоговых ставок. Налоговая система может быть гибкой в плане изменения налоговых ставок в зависимости от экономической ситуации. Например, в периоды экономического спада налоговые ставки могут быть снижены для стимулирования потребления и инвестиций, а в периоды экономического роста - повышены для сокращения дефицита бюджета.
  2. Использование налоговых льгот и стимулов. Налоговая система может предусматривать различные налоговые льготы и стимулы для продвижения определенных видов деятельности или отраслей экономики. Например, налоговые кредиты или субсидии могут быть предоставлены для поддержки инвестиций в научные исследования или развитие экологически чистых технологий.
  3. Гибкость в администрировании налогов. Налоговая система может быть гибкой в плане администрирования налогов, что означает возможность быстро реагировать на изменения в экономической среде и принимать соответствующие налоговые меры. Например, введение временных налоговых мероприятий для реагирования на экономические кризисы или изменения в международной конкурентной среде.
  4. Способы сбора налогов. Гибкость налоговой системы также может проявляться в выборе методов сбора налогов. Например, использование различных методов налогообложения (прогрессивный, пропорциональный, регрессивный) может обеспечить более гибкий подход к сбору налогов в зависимости от специфики экономических условий и потребностей общества.

Прозрачность налоговой системы

Прозрачность (или контролируемость) налоговой системы означает способность избирателей влиять на политику налогообложения путем участия в выборах и поддержке реформ, а также способность граждан понимать особенности различных налогов и их влияние на их собственные интересы. Это предполагает, что граждане через политические процессы имеют возможность контролировать процессы сбора, распределения и перераспределения налоговых средств.

Перемещение налогового бремени

Налоговые обязательства и перемещение налогов

Налоговые обязательства - это суммы налогов, которые индивиды или организации обязаны уплатить в соответствии с законодательством. Эти обязательства могут включать в себя различные виды налогов, такие как подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество и другие.

Перемещение налогов - это процесс избегания налоговых обязательств путем перемещения их с плательщика на носителя.

Сфера действия налога — это совокупность индивидов, на которых фактически ложится бремя налога, т.е. чье положение при прочих равных условиях ухудшается в связи с введением налога. В основе механизма перемещения лежит взаимозависимость участников рыночной сделки.

Это может происходить в результате изменения цен или распределения доходов и ресурсов в ответ на изменения в налоговой политике или экономической среде. Например, в случае увеличения налогов на производство товаров, компании могут передать эту дополнительную нагрузку на потребителей в виде повышенных цен на товары или услуги. В этом случае происходит перемещение налогового бремени вперед (сокращение продаж ведет к увеличению цены и налог уплачивает покупатель). Налоговое бремя перемещается назад, если налогоплательщик под воздействием налога сокращает покупки, т.е. на его рыночных партнеров — продавцов. 

В основе механизма перемещения лежит взаимозависимость участников рыночной сделки.

В отличие от государства, рыночные участники не могут принудить других к разделению своих налоговых обязательств, однако они имеют возможность изменять характер своих добровольных сделок. Если из-за налогообложения экономический агент не заинтересован в участии в сделке, это также негативно сказывается на потенциальных партнерах, которые могли бы выиграть от этой сделки. Гибкость экономического поведения заключается в способности частично или полностью исключить себя из сферы действия налога, перелагая его бремя на других участников.

Это означает уменьшение участия в сделках без значительных экономических потерь и готовность заменять налогооблагаемые товары, услуги, ресурсы и виды деятельности на другие блага.

Существуют легальные способы снижения налоговой нагрузки:

  • Изменение структуры и интенсивности деятельности. Это подразумевает отказ от определенной структуры потребления или производства, которая была бы предпочтительной без налога, чтобы переложить налоговое бремя на контрагентов.
  • Перемещение налогового бремени на других лиц. Налоговое бремя может быть передано назад, если налогоплательщик сокращает покупки под воздействием налога, перекладывая его на продавцов. Или оно может быть передано вперед, если налогоплательщик сокращает продажи, перелагая его на покупателей.

Оптимизация налогообложения

Оптимизация системы налогообложения подразумевает, что доходы от налогов достаточны для финансирования государственных расходов на производство общественных благ, при этом минимизируется искажающее воздействие на аллокацию ресурсов (экономическую эффективность).

Налоговое бремя

Избыточное налоговое бремя

Избыточное налоговое бремя происходит от снижения доходности налогооблагаемых ресурсов, что вызывает их перемещение в другие секторы экономики и формирование новых паттернов производства и потребления. Это приводит к изменению структуры экономической активности, где становятся более привлекательными варианты, которые были менее привлекательны в отсутствие налога, что приводит к снижению аллокационной эффективности.

Избыточное налоговое бремя для потребителя представляет собой издержки, возникающие из-за изменения распределения ресурсов, вызванного действием налогов. Это приводит к тому, что потребитель получает меньшее количество товаров, на которые налагается налог, и большее количество других товаров. При этом ценность этих других товаров для него может оказаться ниже, чем ценность товаров, облагаемых налогом.

Избыточное налоговое бремя для производителя проявляется в недополученном доходе, возникающем из-за изменения распределения ресурсов. Предполагается, что освобожденные ресурсы, если вложить их в другие отрасли, будут иметь менее высокую отдачу, так как будут связаны с более высокими альтернативными издержками.

Предоставление налоговых льгот стимулирует перераспределение ресурсов в экономике, изменяя соотношение предельных выгод от различных способов использования ресурсов. Факторы, влияющие на величину избыточного налогового бремени, включают начальное состояние (до введения налога), тип налога, его ставку, а также эластичность спроса и предложения на рынке.

Оптимизация налогообложения

Модели оптимизации налогообложения

Модели оптимизации налогообложения направлены на минимизацию избыточного налогового бремени. При введении новых налогов учитываются следующие требования:

  • Обеспечение минимального избыточного налогового бремени (принцип нейтральности налогообложения).
  • Гарантирование полного покрытия потребностей государства в средствах (например, стабилизационной функции государственных финансов).

При оценке приемлемости новых налогов учитываются следующие факторы:

  • Способность государства собрать необходимую сумму налога.
  • Принципы справедливости.
  • При определении оптимальной структуры налогов могут различно учитываться перераспределительные требования.

Выводы 

  1. Существует множество различных видов налогов, включая прямые и косвенные, федеральные, региональные и местные, денежные и натуральные, общие и специальные, и другие.
  2. Основные принципы налогообложения включают принцип справедливости, эффективности, прозрачности, адекватности, прогрессивности и нейтральности.
  3. Критерии оценки налоговых систем: относительное равенство обязательств, экономическая нейтральность, организационная простота, гибкость налога и прозрачность (контролируемость) налогов. 
  4. Важным аспектом налоговой политики является оптимизация налоговой системы с целью минимизации избыточного налогового бремени и обеспечения справедливого и эффективного сбора налогов.
Преподаватели знают, что вопрос правильной постановки цели выходит за рамки учебной программы и что умение это делать свидетельствует о новом, достойном внимания поведения личности как о результате всего процесса обучения. Поддержите наш проект - оформите подписку!
Потапова Алёна

Директор по развитию
Население
8176380928
Умерли за год
57911370
Родились за год
142472220