Доходы государства и бюджет: общий обзор
Доходы государства - это не просто числа в бюджете или пустые термины в экономических учебниках. Это основа, на которой строится весь механизм государственного управления, обеспечивающая реализацию самых разнообразных программ и проектов - от поддержки образования и здравоохранения до обеспечения безопасности и развития экономики.
На этом уроке вы узнаете, что представляют собой доходы государства, исследуете их источники, узнаете, как они формируются, и какое влияние они оказывают на жизнь каждого из нас.
Доходы государства
Доходы государства
В научной экономической и правовой литературе существуют различные дефиниции государственных доходов, в той или иной форме включающие одни и те же основные характеристики их содержания.
Государственные доходы — это различные виды денежных ресурсов, поступающие в процессе распределения и перераспределения части национального дохода общества в распоряжение (собственность) государства и используемые им для финансирования потребностей, возникающих при осуществлении своих задач и выполнении соответствующих функций.
К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. Подробно о доходах бюджета можно ознакомиться в бюджетном кодексе РФ (БК РФ Статья 41. Виды доходов бюджетов).
Дивиденды
Дивиденды и доходы от активов государств
Дивиденды и доходы от активов государства представляют собой финансовые поступления, получаемые от инвестиций и владения различными активами государства. Эти доходы могут происходить от различных источников, включая прибыль от долей в частных компаниях, дивиденды от акций, арендные платежи за использование государственной недвижимости, доходы от инвестиций в ценные бумаги и другие виды активов.
Дивиденды и доходы от активов являются важным источником доходов для государства, дополняя другие источники доходов, такие как налоги и заимствования. Эти доходы могут быть использованы для финансирования различных государственных программ и проектов, а также для обеспечения дополнительных финансовых резервов.
Управление активами и максимизация доходности от них являются важными аспектами финансовой политики государства. Это позволяет оптимизировать использование государственных ресурсов и обеспечить финансовую устойчивость и благосостояние государства.
Налоги
Налоги
К основным источникам государственных доходов относятся налоги, которые являются безвозмездно уплачиваемыми частными лицами - как физическими, так и юридическими. Размер и порядок уплаты этих сумм определяются законом. Физическим и юридическим лицам назначаются налоговые обязательства, то есть требования уплачивать определенные суммы в государственные фонды регулярно. Налоги могут быть как денежными, так и натуральными (в виде повинностей), которые заменяют денежные налоги в качестве средств обеспечения ресурсами общественного сектора. Они, наряду с расходами общественного сектора, составляют часть государственных финансов. Установленный налог считается таковым, если определены следующие его элементы: объект налога, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, а также срок и порядок его уплаты.
Доходы от государственных предприятий
Доходы от государственных предприятий
Доходы от государственных предприятий представляют собой финансовые поступления, полученные от экономической деятельности предприятий, которые находятся в собственности государства или контролируются им. Эти предприятия могут заниматься различными видами деятельности, такими как производство товаров и услуг, торговля, транспорт и др.
Подробно о доходах от государственных предприятий можно ознакомиться в бюджетном кодексе РФ (БК РФ Статья 42. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности).
Доходы от государственных предприятий могут включать в себя прибыль от продажи товаров и услуг, а также доходы от сдачи в аренду недвижимости или других активов. Они могут быть использованы для финансирования различных государственных программ и проектов, а также для обеспечения дополнительных источников дохода для государственного бюджета.
Важно отметить, что доходы от государственных предприятий могут варьироваться в зависимости от эффективности их деятельности, конкурентной среды, в которой они функционируют, а также от экономической ситуации в целом. Поэтому эффективное управление этими предприятиями играет важную роль в обеспечении стабильности и устойчивости государственных доходов.
Государственный долг
Заимствования
Государственные заимствования - это совокупность кредитных отношений, в которых заёмщиком является государство, а кредиторами – юридические и/или физические лица, резиденты и нерезиденты (Большая российская энциклопедия 2004–2017).
Этот инструмент финансирования позволяет государству покрывать временные или долгосрочные финансовые потребности, когда доходы от налогов и других источников не достаточны для покрытия всех расходов. Заимствования могут быть использованы для финансирования инфраструктурных проектов, социальных программ, погашения долгов, а также для обеспечения стабильности экономики в периоды кризиса.
Государственные заимствования могут осуществляться как на внутреннем рынке, когда государство обращается к внутренним инвесторам и банкам, так и на внешнем рынке, путем выпуска облигаций или привлечения займов у иностранных инвесторов и кредиторов.
Важно отметить, что заимствования могут сопровождаться выплатой процентов и возвратом займа в будущем. Поэтому управление государственным долгом и обеспечение его устойчивости являются ключевыми аспектами финансовой политики государства.
Штрафы
Неналоговые поступления
Неналоговые доходы или неналоговые поступления - это государственные доходы, не полученные от налогов.
Вот несколько примеров таких поступлений:
- Сборы за государственные услуги. Государство может взимать плату за предоставление различных услуг, таких как выдача паспортов, лицензий, разрешений и т.д.
- Штрафы и пени. Государство может получать доход от взыскания штрафов и пеней за нарушение законодательства, например, за превышение скорости, нарушение правил парковки и т.д.
- Доходы от использования природных ресурсов. Государство может получать доход от аренды или продажи прав на использование природных ресурсов, таких как земля, леса, водные ресурсы и т.д.
- Доходы от государственного имущества. Это доходы, полученные от сдачи в аренду государственного имущества, например, аренда государственных земельных участков или недвижимости.
- Пожертвования и благотворительные взносы. Государство может получать доходы от частных лиц или организаций в виде пожертвований или благотворительных взносов на финансирование различных проектов или программ.
Эти неналоговые поступления являются дополнительным источником доходов для государства, помимо налогов, и являются важным компонентом его бюджета. С полным списком неналоговых поступлений можно ознакомиться в бюджетном кодексе РФ (БК РФ Статья 51. Неналоговые доходы федерального бюджета).
Бюджет государства
Бюджет государства
Государственный бюджет — это финансовый план государства, представляющий собой смету всех доходов и расходов государства, рассчитанную на определённый период времени.
Бюджет состоит из двух основных частей:
- Доходная часть — совокупность источников денежных средств бюджета.
- Расходная часть — совокупность всех расходов государственного бюджета.
Одной из важных характеристик бюджета является его сальдо — разница между доходами и расходами: δ = T – G, где T — доходы бюджета, а G — расходы бюджета.
В теории и на практике различают сальдо бюджетов различных уровней: федерального, региональных, местных.
В зависимости от соотношения доходов и расходов выделяют три типа государственного бюджета:
- Сбалансированный бюджет. Расходы государства равны его доходам.
- Профицитный (избыточный) бюджет. Доходы превышают расходы.
- Дефицитный бюджет. Расходы превышают доходы.
Зачем нужна информация о государственном бюджете?
Знание государственного бюджета крайне важно по нескольким причинам:
- Для политиков и чиновников. Это помогает им объяснить избирателям, как используются средства, принадлежащие народу.
- Для Центрального банка. Это важно для регулирования ключевой ставки, которая влияет на доступность кредитов для населения и бизнеса, а также на ставки по сберегательным и депозитным счетам.
- Для валютного рынка. Страны с высоким дефицитом бюджета могут начать тратить свои валютные резервы, что может вызвать девальвацию национальной валюты по отношению к другим мировым валютам.
- Для финансовых доноров. Они могут предоставить кредиты при определенных условиях, поэтому понимание финансовой ситуации страны имеет ключевое значение.
- Для фондового рынка и инвесторов. Это важно для анализа изменений в котировках ценных бумаг, доходности инвестиций и риска оттока капитала.
Все эти аспекты подчеркивают значимость понимания государственного бюджета как для внутренней политики, так и для внешних экономических отношений.
Виды бюджетных дефицитов
Существуют разные виды бюджетных дефицитов:
- Структурный дефицит государственного бюджета - это разница между расходами и доходами в условиях полной занятости.
- Циклический дефицит государственного бюджета - это результат действия встроенных стабилизаторов. Он представляет собой разницу между фактическим и структурным дефицитами.
- Операционный дефицит государственного бюджета - это общий дефицит бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.
- Первичный дефицит государственного бюджета - это разница между общим дефицитом и суммой выплат по долгу.
- Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит государственного бюджета - это скрытый дефицит, существующий наряду с официальным дефицитом бюджета. Он обусловлен квазифискальной деятельностью государства, которая включает в себя различные операции, такие как финансирование государственных предприятий, накопление недействующих ссуд в коммерческих банках и т.д.
Выводы
- Доходы являются ключевым элементом обеспечения финансовой устойчивости и выполнения функций государства, таких как обеспечение общественных услуг, инфраструктуры, обороны и т.д.
- Государство получает доходы из различных источников, таких как налоги, доходы от активов, заимствования, дивиденды и другие. Разнообразие источников доходов обеспечивает государству финансовую устойчивость и гибкость.
- Для обеспечения устойчивого развития государство должно стремиться к балансу между доходами и расходами. Бюджетная политика должна быть направлена на обеспечение сбалансированности бюджета и предотвращение возникновения дефицитов.
- Эффективное управление доходами включает в себя оптимизацию налоговой системы, эффективное использование государственных активов, контроль за заимствованиями и другие меры. Это позволяет государству максимизировать доходы и обеспечить их эффективное использование.
- Для обеспечения доверия со стороны граждан и инвесторов важно обеспечить прозрачность и отчетность в использовании государственных доходов. Это помогает предотвратить коррупцию, обеспечить ответственное управление финансами и повысить эффективность расходования средств.