21:22
Пробки:   4
$
103.4207
107.9576

Теория общественного благосостояния

Доходы государства и бюджет: общий обзор

Содержание

Доходы государства - это не просто числа в бюджете или пустые термины в экономических учебниках. Это основа, на которой строится весь механизм государственного управления, обеспечивающая реализацию самых разнообразных программ и проектов - от поддержки образования и здравоохранения до обеспечения безопасности и развития экономики.

На этом уроке вы узнаете, что представляют собой доходы государства, исследуете их источники, узнаете, как они формируются, и какое влияние они оказывают на жизнь каждого из нас. 

Доходы государства

Доходы государства

В научной экономической и правовой литературе существуют различные дефиниции государственных доходов, в той или иной форме включающие одни и те же основные характеристики их содержания.

Государственные доходы — это различные виды денежных ресурсов, поступающие в процессе распределения и перераспределения части национального дохода общества в распоряжение (собственность) государства и используемые им для финансирования потребностей, возникающих при осуществлении своих задач и выполнении соответствующих функций.

К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. Подробно о доходах бюджета можно ознакомиться в бюджетном кодексе РФ (БК РФ Статья 41. Виды доходов бюджетов).

Дивиденды

Дивиденды и доходы от активов государств

Дивиденды и доходы от активов государства представляют собой финансовые поступления, получаемые от инвестиций и владения различными активами государства. Эти доходы могут происходить от различных источников, включая прибыль от долей в частных компаниях, дивиденды от акций, арендные платежи за использование государственной недвижимости, доходы от инвестиций в ценные бумаги и другие виды активов.

Дивиденды и доходы от активов являются важным источником доходов для государства, дополняя другие источники доходов, такие как налоги и заимствования. Эти доходы могут быть использованы для финансирования различных государственных программ и проектов, а также для обеспечения дополнительных финансовых резервов.

Управление активами и максимизация доходности от них являются важными аспектами финансовой политики государства. Это позволяет оптимизировать использование государственных ресурсов и обеспечить финансовую устойчивость и благосостояние государства.

Налоги

Налоги

К основным источникам государственных доходов относятся налоги, которые являются безвозмездно уплачиваемыми частными лицами - как физическими, так и юридическими. Размер и порядок уплаты этих сумм определяются законом. Физическим и юридическим лицам назначаются налоговые обязательства, то есть требования уплачивать определенные суммы в государственные фонды регулярно. Налоги могут быть как денежными, так и натуральными (в виде повинностей), которые заменяют денежные налоги в качестве средств обеспечения ресурсами общественного сектора. Они, наряду с расходами общественного сектора, составляют часть государственных финансов. Установленный налог считается таковым, если определены следующие его элементы: объект налога, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, а также срок и порядок его уплаты.

Доходы от государственных предприятий

Доходы от государственных предприятий

Доходы от государственных предприятий представляют собой финансовые поступления, полученные от экономической деятельности предприятий, которые находятся в собственности государства или контролируются им. Эти предприятия могут заниматься различными видами деятельности, такими как производство товаров и услуг, торговля, транспорт и др.

Подробно о доходах от государственных предприятий можно ознакомиться в бюджетном кодексе РФ (БК РФ Статья 42. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности).

Доходы от государственных предприятий могут включать в себя прибыль от продажи товаров и услуг, а также доходы от сдачи в аренду недвижимости или других активов. Они могут быть использованы для финансирования различных государственных программ и проектов, а также для обеспечения дополнительных источников дохода для государственного бюджета.

Важно отметить, что доходы от государственных предприятий могут варьироваться в зависимости от эффективности их деятельности, конкурентной среды, в которой они функционируют, а также от экономической ситуации в целом. Поэтому эффективное управление этими предприятиями играет важную роль в обеспечении стабильности и устойчивости государственных доходов.

Государственный долг

Заимствования

Государственные заимствования - это со­во­куп­ность кре­дит­ных от­но­ше­ний, в ко­то­рых за­ём­щи­ком яв­ля­ет­ся го­су­дар­ст­во, а кредиторами – юри­ди­че­ские и/или фи­зи­че­ские ли­ца, ре­зи­ден­ты и не­ре­зи­ден­ты (Большая российская энциклопедия 2004–2017).

Этот инструмент финансирования позволяет государству покрывать временные или долгосрочные финансовые потребности, когда доходы от налогов и других источников не достаточны для покрытия всех расходов. Заимствования могут быть использованы для финансирования инфраструктурных проектов, социальных программ, погашения долгов, а также для обеспечения стабильности экономики в периоды кризиса.

Государственные заимствования могут осуществляться как на внутреннем рынке, когда государство обращается к внутренним инвесторам и банкам, так и на внешнем рынке, путем выпуска облигаций или привлечения займов у иностранных инвесторов и кредиторов.

Важно отметить, что заимствования могут сопровождаться выплатой процентов и возвратом займа в будущем. Поэтому управление государственным долгом и обеспечение его устойчивости являются ключевыми аспектами финансовой политики государства.

Штрафы

Неналоговые поступления

Неналоговые доходы или неналоговые поступления - это государственные доходы, не полученные от налогов.

Вот несколько примеров таких поступлений:

  1. Сборы за государственные услуги. Государство может взимать плату за предоставление различных услуг, таких как выдача паспортов, лицензий, разрешений и т.д.
  2. Штрафы и пени. Государство может получать доход от взыскания штрафов и пеней за нарушение законодательства, например, за превышение скорости, нарушение правил парковки и т.д.
  3. Доходы от использования природных ресурсов. Государство может получать доход от аренды или продажи прав на использование природных ресурсов, таких как земля, леса, водные ресурсы и т.д.
  4. Доходы от государственного имущества. Это доходы, полученные от сдачи в аренду государственного имущества, например, аренда государственных земельных участков или недвижимости.
  5. Пожертвования и благотворительные взносы. Государство может получать доходы от частных лиц или организаций в виде пожертвований или благотворительных взносов на финансирование различных проектов или программ.

Эти неналоговые поступления являются дополнительным источником доходов для государства, помимо налогов, и являются важным компонентом его бюджета. С полным списком неналоговых поступлений можно ознакомиться в бюджетном кодексе РФ (БК РФ Статья 51. Неналоговые доходы федерального бюджета).

Бюджет государства

Бюджет государства

Государственный бюджет — это финансовый план государства, представляющий собой смету всех доходов и расходов государства, рассчитанную на определённый период времени.

Бюджет состоит из двух основных частей:

  1. Доходная часть — совокупность источников денежных средств бюджета.
  2. Расходная часть — совокупность всех расходов государственного бюджета.

Одной из важных характеристик бюджета является его сальдо — разница между доходами и расходами: δ = T – G, где T — доходы бюджета, а G — расходы бюджета.

В теории и на практике различают сальдо бюджетов различных уровней: федерального, региональных, местных. 

В зависимости от соотношения доходов и расходов выделяют три типа государственного бюджета:

  1. Сбалансированный бюджет. Расходы государства равны его доходам.
  2. Профицитный (избыточный) бюджет. Доходы превышают расходы.
  3. Дефицитный бюджет. Расходы превышают доходы.

Зачем нужна информация о государственном бюджете?

Знание государственного бюджета крайне важно по нескольким причинам:

  1. Для политиков и чиновников. Это помогает им объяснить избирателям, как используются средства, принадлежащие народу.
  2. Для Центрального банка. Это важно для регулирования ключевой ставки, которая влияет на доступность кредитов для населения и бизнеса, а также на ставки по сберегательным и депозитным счетам.
  3. Для валютного рынка. Страны с высоким дефицитом бюджета могут начать тратить свои валютные резервы, что может вызвать девальвацию национальной валюты по отношению к другим мировым валютам.
  4. Для финансовых доноров. Они могут предоставить кредиты при определенных условиях, поэтому понимание финансовой ситуации страны имеет ключевое значение.
  5. Для фондового рынка и инвесторов. Это важно для анализа изменений в котировках ценных бумаг, доходности инвестиций и риска оттока капитала.

Все эти аспекты подчеркивают значимость понимания государственного бюджета как для внутренней политики, так и для внешних экономических отношений.

Виды бюджетных дефицитов

Существуют разные виды бюджетных дефицитов:

  1. Структурный дефицит государственного бюджета - это разница между расходами и доходами в условиях полной занятости.
  2. Циклический дефицит государственного бюджета - это результат действия встроенных стабилизаторов. Он представляет собой разницу между фактическим и структурным дефицитами.
  3. Операционный дефицит государственного бюджета - это общий дефицит бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.
  4. Первичный дефицит государственного бюджета - это разница между общим дефицитом и суммой выплат по долгу.
  5. Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит государственного бюджета - это скрытый дефицит, существующий наряду с официальным дефицитом бюджета. Он обусловлен квазифискальной деятельностью государства, которая включает в себя различные операции, такие как финансирование государственных предприятий, накопление недействующих ссуд в коммерческих банках и т.д.

Выводы

  1. Доходы являются ключевым элементом обеспечения финансовой устойчивости и выполнения функций государства, таких как обеспечение общественных услуг, инфраструктуры, обороны и т.д.
  2. Государство получает доходы из различных источников, таких как налоги, доходы от активов, заимствования, дивиденды и другие. Разнообразие источников доходов обеспечивает государству финансовую устойчивость и гибкость.
  3. Для обеспечения устойчивого развития государство должно стремиться к балансу между доходами и расходами. Бюджетная политика должна быть направлена на обеспечение сбалансированности бюджета и предотвращение возникновения дефицитов.
  4. Эффективное управление доходами включает в себя оптимизацию налоговой системы, эффективное использование государственных активов, контроль за заимствованиями и другие меры. Это позволяет государству максимизировать доходы и обеспечить их эффективное использование.
  5. Для обеспечения доверия со стороны граждан и инвесторов важно обеспечить прозрачность и отчетность в использовании государственных доходов. Это помогает предотвратить коррупцию, обеспечить ответственное управление финансами и повысить эффективность расходования средств.

Видеоурок

Продолжайте учиться. Узнайте больше о науках, языках, здоровом образе жизни, о чем угодно. Никогда не оставляйте мозг в лености. «Праздный мозг — мастерская дьявола». А имя дьявола — Альцгеймер. Поддержите наш проект - оформите подписку!
Потапова Алёна

Директор по развитию
Население
8176379608
Умерли за год
57910466
Родились за год
142469996