18:41
0 C°
Пробки:   3
$
74.4373
90.3743
ЕФРЕМОВ Олег Николаевич
Персона
ЕФРЕМОВ Олег Николаевич

ЕФРЕМОВ
Олег
Николаевич

Должность: Актер

Дата рождения: 1 октября 1927 года

Возраст: 93 года

Место рождения: Москва, Россия

Рост: 190

Знак зодиака: Весы

Профессия: Актер

Содержание

Биография

Биография

Олег Ефремов говорил, что покатился бы по наклонной, если бы не стал актером. И став им, он гипнотизировал публику, не допуская ни грамма фальши. Как режиссер он реформировал театр, придав этому виду искусства неведомой глубины психологизм.

Ефремов мог быть добрым и чутким, жёстким и крайне категоричным, не приемлющим чужого мнения, даже семье отводилась второстепенная роль. Но каждый, кто сталкивался с Олегом Николаевичем в жизни или профессии, отзывается о нем с благоговением и восхищением.

Детство и юность

Олег Ефремов родился в октябре 1927 года в русской семье, но версия о еврейской национальности муссировалась постоянно. «Искать в заметных людях евреев или хотя бы какую-то "евреинку" – это особенность России. Так как интеллигент и еврей – это если не абсолютное равенство, то большое сходство. Поэтому люди, которые никак не могли быть заподозрены в этом, все равно подозревались», - говорил Сергей Юрский, вспоминая о выступлении Олега Николаевича на вечере памяти худрука Московского еврейского театра Соломона Михоэлса.

Родители Анна Дмитриевна и Николай Иванович жили скромно, потому детство легендарного актера, режиссера, педагога и основателя театра «Современник» прошло в большой московской коммуналке на Арбате. Его лучшими друзьями были внук советского артиста Василия Калужского, Александр Калужский, и приемный сын писателя Михаила Булгакова Сергей Шиловский.

Олег частенько бывал у Булгаковых дома в Нащокинском переулке, впитывал интеллигентную творческую атмосферу как губка, даже не подозревая, с каким великим человеком ему повезло общаться. Маленький Ефремов тогда еще ни одной булгаковской книжки не успел прочесть. Но потом, конечно, наверстал упущенное, поставив не одно произведение писателя в театре.

Школьные годы Ефремов провел в Воркуте. Его отец работал бухгалтером в ГУЛАГе, так что сын достаточно близко увидел настоящую лагерную жизнь.

Сразу после войны Олег пошел сдавать экзамены в Школу-студию МХАТ. Желающих поступить на актерский факультет было неимоверное количество, но 18-летний юноша, не красавец, умудрился покорить приемную комиссию и пройти по конкурсу с первого раза. Ефремову повезло попасть на курс выдающегося театрального режиссера, лауреата четырех Сталинских премий Михаила Кедрова и не менее знаменитого актера и режиссера, лауреата двух Сталинских премий Василия Топоркова.

Со всей юношеской пылкостью первокурсник Ефремов влюбился в учение Станиславского, да так сильно, что вместе с друзьями поклялся ему в вечной верности. Для пущей серьезности будущие актеры скрепили клятву собственной кровью. И Олег Николаевич был ей верен до конца своих дней.

Молодой человек ушел в учебу с головой, мечтая о МХАТе. Амбициозный студент писал в дневнике, что станет главным режиссером знаменитого театра, но после окончания Школы-студии его не взяли туда даже статистом. Это был полный провал. Но Ефремов не отчаялся и поступил на службу в Центральный детский театр.

Театр

В ЦДТ молодому актеру сразу дали главную роль. Он вышел на сцену в образе Володи Чернышева в постановке «Ее друзья» Виктора Розова и полюбился зрителям с первого спектакля. Ефремов играл так искренне, что никто не видел в нем актера, а только живого настоящего школьника, при том, что рост у Олега был отнюдь не детским – 180 см.

Вскоре ЦДТ стал одним из самых популярных театров Москвы. Ефремов сыграл на его сцене больше 20 ролей. Актеру одинаково блестяще удавалось перевоплощаться в Самозванца в «Борисе Годунове» и Иванушку-дурачка в «Коньке-горбунке». А в 1955 году Олег Ефремов сам поставил музыкальную комедию Михаила Львовского и Вадима Коростылева «Димка-невидимка». Режиссерский дебют удался знаменитому к тому времени актеру блестяще.

Метод Станиславского, которому Ефремов в студенчестве клялся в вечной верности, вскоре стал немоден в театральных кругах, но, верный обещанию, актер нашел себе единомышленников среди учеников Школы-студии МХАТ. Окончив училище, Ефремов остался в нем преподавателем, и студенты его очень любили. Из них он и собрал первую труппу будущего театра «Современник».

«Современник» полностью оправдывал свое название. Театр поднимал самые актуальные проблемы. На его сцене играли пьесы современных авторов, среди которых были Александр Галич, Василий Аксенов и опальный Александр Солженицын. Это было честное, живое общение со зрителем. В театре не было даже занавеса.

Ефремов, будучи режиссером «Современника», оставался и его актером, задавал тон и определял стиль театра, а остальные коллеги ему подражали. В 1970 году Олега пригласили художественным руководителем в МХАТ. Амбициозная мечта, зафиксированная в молодости на бумаге, стала реальностью. Поговаривали, что должность Ефремову досталась не без протекции Екатерины Фурцевой.

Министра культуры не зря называли «железной леди СССР», она лично поручилась перед горкомом партии за человека, которого взяли на карандаш за злоупотребление алкоголем. По воспоминаниям Олега Табакова, минимум дважды Ефремов обязан Екатерине Алексеевне своим спасением перед власть имущими.

Правда, реальность оказалась совсем не такой, какой представлялась. Ефремова позвали в разваливающийся МХАТ в качестве, по сути, кризисного менеджера. Труппе «Современника» он предложил в полном составе перейти на новые подмостки, но согласился только Евгений Евстигнеев. Со временем новому худруку удалось восстановить былую славу театра и переманить туда Александра Калягина, Иннокентия Смоктуновского, а потом и Татьяну Доронину.

Труппа МХАТа стала настолько большой, что ролей на всех актеров не хватало. В конце концов, Олег Николаевич предложил театр разделить. Так он стал главой МХТ имени Чехова.

Настоящим ударом для Олега Ефремова стала смерть его близкого друга Иннокентия Смоктуновского. После этого режиссер поставил в МХТ только одну пьесу – «Три сестры». А 6 лет спустя Ефремов ушел вслед за Смоктуновским. Театр находился в этот момент за тысячи километров от него – на гастролях в Тайване. Поклонники таланта без преувеличения великого актера и режиссера принесли ему на прощание столько цветов, что к зданию МХТ в Камергерском переулке невозможно было подойти.

Фильмы

Олег Ефремов дебютировал в кино в 1955 году, когда сыграл комсорга Алексея Узорова в мелодраме «Первый эшелон» Михаила Калатозова, снявшего через пару лет всемирно признанный киношедевр «Летят журавли», который получил в Каннах «Золотую пальмовую ветвь». После удачного кинодебюта фильмы с Ефремовым стали выходить чуть ли не каждый год.

Киногерои Ефремова были совершенно разноплановыми, но каждый раз зрителю казалось, что актер как будто играет самого себя. И Долохов в «Войне и мире», и доктор Айболит в «Айболите-66», и следователь Максим Подберезовиков в фильме «Берегись автомобиля!», и, конечно, таксист Саша в «Трех тополях на Плющихе» получались у Олега Николаевича такими живыми, как будто он не играет, а живет перед камерой.

Кстати, Эльдар Рязанов первоначально видел Ефремова в роли Юрия Деточкина, но на кинопробах выяснилось, что великий актер не может скрыть волевой характер, и играть главного героя пригласили Иннокентия Смоктуновского.

Рассказывают, будто Александра Пахмутова не хотела писать саундтрек к фильму «Три тополя на Плющихе», пока не увидела уже отснятые кадры. Героиня Татьяны Дорониной пела, а герой Ефремова слушал. Актер смотрел так, что его взгляд как будто из глубины души вдохновил Пахмутову написать музыку.

Так появилась одна из самых пронзительных советских песен «Нежность». А этот эпизод стал самым сильным моментом в фильме.

В Санкт-Петербурге сегодня живет тезка знаменитого артиста, тоже Олег Ефремов. На фото времен 70-х между молодыми коллегами наблюдается некоторое сходство. Творческая биография этого человека сложилась, возможно, не столь ярко, и тому виной производственная травма: на съемках он получил контузию, с годами стал плохо слышать.

В 90-е Олег Владимирович почти не снимался. Тем не менее, в фильмографии «петербургского» Ефремова есть запоминающиеся проекты: «Улицы разбитых фонарей», «Золотая мина», «Государственная граница», «Жизнь Клима Самгина».

Личная жизнь

Олег Ефремов был очень влюбчивым человеком. Друзья шутили, что перед его молчаливым взглядом не может устоять ни одна женщина. Первая любовь настигла будущего актера еще в школе. Ее звали Таня Ростовцева. Она была на 2 года младше Олега. Пытаясь привлечь внимание дамы сердца, влюбленный мальчишка кидал в ее окно детские соски, наполненные водой, пока однажды снаряд не попал в тетю девочки. На этом «роман» закончился, не успев начаться. Таня Ростовцева, когда выросла, вышла замуж за Юрия Никулина.

В Школе-студии МХАТ Ефремов незамедлительно влюбился в первую красавицу театрального Ирину Скобцеву, но девушка вышла замуж за другого. Отвергнутый влюбленный, не особенно переживая, отдал сердце однокурснице Лилии Толмачевой, на которой вскоре женился. Брак просуществовал полгода. Актер влюбился в Маргариту Куприянову, которая играла Димку в его дебютном спектакле «Димка-невидимка», к тому же злоупотреблял алкоголем. Законная жена не выдержала и ушла. Олег потом жалел об этом.

Вскоре после развода артист обнаружил у себя симпатию к еще одной коллеге. Антонина Елисеева была примой ЦДТ, в котором в тот момент служил Ефремов, к тому же старше актера на 10 лет, да еще и замужем за исполнителем роли принца в знаменитом советском фильме «Золушка». Но сердцу не прикажешь.

В 1955 году Галина Волчек познакомила Олега Ефремова с 19-летней внучкой полярного летчика Ириной Мазурук. Официально регистрировать отношения пара не стала, но свадьбу сыграли. Вскоре Ирина родила дочь Анастасию. Правда, это не помешало артисту продолжать влюбляться во всех по очереди актрис собственного театра.

Во время первых же съемок в кино у Ефремова вспыхнул страстный роман с партнершей Ниной Дорошиной. В конце концов, Ирина не выдержала и тоже стала принимать ухаживания посторонних кавалеров, с некоторыми из них Олег Николаевич даже познакомился лично. Когда супруг окончательно ушел из семьи, Ирина попыталась покончить с собой. К счастью, женщину спасли.

С Ниной Дорошиной Олег Ефремов расставался не раз, но потом отношения опять возобновлялись. После одного из таких расставаний Дорошина вышла замуж за Олега Даля. Ефремов пришел к ним на свадьбу и объявил, что невеста любит его больше, чем жениха. Даль развелся с Дорошиной через пару месяцев.

В числе любимых женщин Ефремова значились Ирина Мирошниченко и Анастасия Вертинская. Последнюю актер впервые увидел в Ташкенте, на гастролях, и был так поражен красотой "вечной Ассоль", что залез к избраннице в номер по балконам.

Анастасия сделала ремонт в квартире Ефремова и даже купила новую мебель, но Олег так на ней не женился и не дал главных ролей в театре. Роман с Мирошниченко тоже просуществовал недолго.

После картины «Продлись, продлись очарованье» народная молва женила Олега на Ие Саввиной. В фильме Ефремов сыграл директора завода на пенсии, а Саввина – его случайную знакомую.

Последней официальной спутницей Ефремова в личной жизни в 1962 году стала Алла Покровская, дочь знаменитого театрального деятеля Бориса Покровского. Она родила сына Михаила и терпела измены своего знаменитого мужа дольше всех – целых 12 лет.

Михаил Ефремов долго не мог выйти из тени своего знаменитого отца, но теперь он популярный и узнаваемый актер. Его сын Никита, внук Олега Ефремова, также пошел по тернистому пути служения Мельпомене.

Анастасия Ефремова работает в Союзе театральных деятелей с Александром Калягиным, организовывает фестивали, редактирует журнал «Страстной бульвар, 10». Своим детям она поменяла фамилии после развода с мужем.

Сын Олег погиб в 2002 году. Дочь Ольга окончила Щукинское училище, снялась в картинах «Метод Фрейда», «Русский бес», «Корабль». Младший Викентий не дает СМИ повода говорить о себе.

Смерть

По словам сценариста и поэтессы Людмилы Петрушевской, в театре все знали, что Олег Николаевич смертельно болен, при том что сам худрук никогда не жаловался. На рабочем месте, дома и в поездах Ефремов возил аппарат, поддерживающий дыхание. Дочь рассказывала, что ни один курс лечения отец не доводил до конца – бросал, как только чувствовал облегчение. И в больнице он не давал спуску окружающим, постоянно работал. За год до смерти для канала АТВ артист читал чеховскую повесть «Моя жизнь».

Олега Николаевича не стало в мае 2000-го. Причина смерти – рак легких. Творческим завещанием Ефремова считается спектакль «Три сестры», но напоследок он успел поставить «Сирано де Бержерака», который до логического конца доводил уже Николай Скорик. Следующие 18 лет бразды правления МХТ имени Чехова держал в руках Олег Табаков.

Основатель «Современника» похоронен на Новодевичьем кладбище. Могила расположена в так называемом мхатовском некрополе, рядом с Антоном Чеховым, чье имя носил возглавляемый им театр, и с Константином Станиславским, чьему искусству он поклонялся.

Фильмография

·         1963 – «Живые и мертвые»

·         1966 – «Берегись автомобиля»

·         1967 – «Три тополя на Плющихе»

·         1969 – «Мама вышла замуж»

·         1969 – «Гори, гори, моя звезда»

·         1970 – «Случай с Полыниным»

·         1972 – «Здравствуй и прощай»

·         1977 – «Рудин»

·         1979 – «Мнимый больной»

·         1982 – «Инспектор ГАИ»

·         1985 – «Батальоны просят огня»

·         1988 – «Полет птицы»

·         1998 – «Сочинение ко Дню Победы»

Рейтинг ГлобалМСК.ру

Занимает место
Главный
№731
Главный
Занимает место
Сфера
№474
в рейтинге
Шоу бизнес
Сфера
Занимает место
№202
в рейтинге
Актер
Профессия

Упоминается вместе

Актёр театра и кино, театральный режиссёр, телеведущий
1 место
Ведущий, журналист, актер
2 место
Народный артист СССР, Лауреат Государственных премий СССР и РФ
3 место
Адвокат
5 место
Российская актриса
8 место
Актер театра и кино
11 место
Актриса, театральный режиссёр
12 место
Актёр театра и кино
13 место
музыкальный исполнитель
14 место
Директор департамента информации и печати МИД РФ
15 место

Родились в один день

До следующего дня рождения осталось дней: 214 дней.
Российская актриса
1 место
музыкальный исполнитель
2 место
Депутат Государственной Думы
3 место
Белорусский певец
4 место
Индустриальный директор Радиоэлектронного комплекса Государственной корпорации «Ростех»
5 место
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
6 место
Известный венчурный предприниматель, общественный деятель. Стоял у истоков создания Российской венчурной компании.
7 место
Американский инженер
9 место
Русский писатель
10 место
Генеральный директор
12 место
Американский политик
13 место
Вице-президент по инновационному развитию
15 место

Обсуждение

Статистика профиля

Упоминания
Просмотры
Рейтинг компаний
Государственная дума Российской Федерации (Госдума, ГД РФ)
245 персон
Правительство Москвы
58 персон
Первый канал
55 персон
Сбербанк
51 персон
Правительство России
49 персон
Альфа-Банк
45 персон
МТС
41 персон
Билайн
38 персон
Tele2
38 персон
Microsoft
38 персон
ГлобалМСК.ру уделяет особое внимание деятельности известных персон: политиков, чиновников, бизнесменов, банкиров, деятелей культуры и спорта. Их мнение во многом определяет развитие политической, общественной и экономической жизни Москвы и Московской области. Раздел постоянно редактируется нашими журналистами на предмет актуальности информации. Здесь можно найти информацию о генеральных директорах и президентах топовых Московских компаний, чиновниках и общественных деятелях, которые играют ключевую роль в развитии региона.
Цель проекта – создать комфортное информационное пространство для всех субъектов рынка, а также познакомить читательскую аудиторию с деловыми людьми Москвы.
Мы создали внушительную базу персон в Москве, в которой содержится информация о карьерном пути, образовании и другие важные сведения о человеке.
Благодаря автоматическому подсчету количества упоминаний персоны в новостях разделов «Московские новости» и «Московские пресс-релизы» на портале формируется рейтинг популярности и влияния персон. Коллектив ГлобалМСК.ру отслеживает изменения рейтинга и поощряет участников проекта за успехи. В целом рейтинг участников строится на основе глубокого анализа активности PR-служб известных людей, а также отражает качественное состояние информационного поля, формируемого СМИ и пресс-службами вокруг организации.
«Деловые люди Москвы» - проект о персонах, которые своими идеями, словами и поступками оказывают большое влияние на развитие и процветание Москвы.
Потапова Алена

Директор по развитию