Вырос в семье небогатых родителей, которые занимались сельским хозяйством. Еще мальчишкой он переезжает в небольшой городок Бакал Саткинского района на западе Челябинской области. Там заканчивает школу и принимает решение продолжить образование. Для этого переезжает в город Сатку, известный своими горнодобывающими предприятиями. Сергей выбирает техническую специальность и поступает в Саткинский горно-керамический техникум.
После окончания учебного заведения Сергей Студенников работает по специальности в горнодобывающей отрасли, затем уходит в армию. После возвращения он принимает решение переехать в Челябинск.
Свой предпринимательский путь Студенников начал в 1990-х с розничной продажи спиртных напитков, табачной продукции, строительных материалов и бытовой техники. Для приобретения и последующей перепродажи товара он отстаивал многочасовые очереди. Также принимал участие в открытии нескольких магазинов: с супругой Еленой принимают решение открыть «Дом кафеля» – единственный тогда магазин кафельной плитки и керамического гранита в Челябинске. Этот проект успешно функционировал более десяти лет.
В 2006 году Студенников открывает первый магазин спиртных напитков «Красное и Белое» в Копейске, который расположен в десяти километрах от Челябинска. Момент для открытия был выбран весьма удачно, так как из-за закрытия импорта в пользу введения ЕГАИСа начался дефицит алкоголя. Прибыль первого магазина превысила ожидаемую в пять раз.
По состоянию на октябрь 2018 года сеть «Красное и Белое» состояла из 6700 магазинов и являлась «самым быстрорастущим крупным розничным продавцом» в России.
В 2019 году с показателем выручки за 2018 год в 301 млрд. руб. сеть «Красное и Белое» заняла 46 позицию в пятом ежегодном рейтинге "РБК-500. Крупнейшие компании России по выручке". Рост выручки год к году составил 43% (60 место в рейтинге 2018 года, выручка за 2017 год - 210 млрд. руб.)
В сентября 2019 года по скорости роста выручки за последние пять лет сеть магазинов «Красное и Белое» оказалась на третьем месте среди 500-ста российских компаний, входящих в рейтинг "РБК-500. Крупнейшие компании России по выручке".
По состоянию на сентябрь 2019 года сеть «Красное & Белое» насчитывала 8141 магазин в 56 регионах России.
В 2019 году договорился с Игорем Кесаевым (владелец Группы компаний «Дикси» и совладелец торговой сети «Бристоль») и Сергеем Кациевым (совладелец торговой сети «Бристоль») об объединении торговых сетей в единого ритейлера. В объединенном бизнесе Студенникову будет принадлежать 49 %.
В сентябре 2019 года объявлено, что акционеры торговых сетей группы компаний «Дикси» (магазины «Дикси», «Виктория» и уральская сеть «Мегамарт»), «Красное & Белое» и «Бристоль» завершили объединение розничного бизнеса, создав холдинговую компанию «ДКБР Мега Ритейл Групп Лимитед».
В «ДКБР Мега Ритейл Групп Лимитед», основателю торговой сети «Красное & Белое» Сергею Студенникову принадлежит 49%, а владельцам «Дикси» и «Бристоль» - Игорю Кесаеву и Сергею Кациеву - 51%. Выручка созданного после слияния ритейлера в 2019 году может быть оценена в 800 млрд рублей без НДС. Это сделает компанию третьей по обороту розничной группой в России.