21:11
Пробки:   5
$
93.2918
99.5609

10 качеств, влияющих на ваш успех

10 качеств, влияющих на ваш успех

Содержание

Большинству людей, которые выросли в советском и постсоветском пространстве, говорили: «Хорошо учись, много работай и ты добьешься успеха». Но современный мир показал, что нас всех жестоко обманули. Если вы мастер своего дела, узконаправленный специалист в какой-то области – это еще не гарантия, что вы добьетесь финансового и карьерного успеха.

Статистика и новейшие исследования уже давно доказали, что дело не в количестве знаний и даже не в профессиональных навыках. Все дело в личности человека. Какие черты характера приводят к успеху в жизни?

Есть ли формула успеха?

VUCA-мир

Какие качества развивать современному человеку? Эмпатию? Харизму? Умение работать в команде? Позитивный настрой? Стрессоустойчивость? Выбор нужно делать из того, в какой среде мы существуем. Сегодняшняя концепция мироустройства (особенно с точки зрения бизнеса) отражена в аббревиатуре VUCA:

  • Volatility (нестабильность) – бесконечные изменения в концепциях, трендах, моде, этике делового общения;
  • Uncertainty (неопределенность) – сейчас просто невозможно качественно прогнозировать даже ближайшее будущее, можно только предполагать несколько наиболее вероятных вариантов развития событий, но очередная пандемия может все их перечеркнуть;
  • Complexity (сложность) – сейчас слишком много факторов, которые нужно учитывать, что вызывает сложности в анализе ситуации;
  • Ambiguity (неоднозначность) – любая информация становится двусмысленной, появляется много интерпретаций одних и тех же сигналов.

Из-за этого обучение определенным профессиональным навыкам, так называемым hard skills, не гарантирует успешность даже в конкретной деятельности. На сегодняшний день успех зависит от того, насколько человек умеет ориентироваться и действовать в VUCA-мире.

Что для этого нужно? Роберт Йоханссон, эксперт в области анализа и оценки будущего, утверждает, что сейчас на первый план выходят такие качества, как:

  • виденье будущего, то есть умение понимать цели, особенно в бизнесе, знать, куда двигаться;
  • понимание как внешних, так и внутренних факторов, которые могут влиять на бизнес, умение взглянуть на ситуацию креативно, под нестандартным углом;
  • ясность, то есть развитое критическое мышление;
  • гибкость, то есть способность функционировать в условиях постоянно меняющейся реальности, умение адаптироваться, меняться, усваивать новые концепции и подходы.

Сейчас на первый план по востребованности выходят soft skills – гибкие универсальные навыки, которые могут значительно повысить шансы на успех в жизни.

Soft skills и hard skills

По результатам исследований ученых из Гарвардского и Стэнфордского университетов (публикация National Soft Skills Association, 2015), 85% успеха зависит от soft skills, остальные – от hard skills. А в 2017 году в Google решили выяснить, какие команды в их компании наиболее успешны и эффективны. Проведя анализ работы своих сотрудников, оказалось, что в лидеры выбились те профессиональные команды, участники которых имели хорошо развитые гибкие навыки (публикация Valerie Strauss в «The Washington Post»).

Какие навыки и качества существуют и можно ли их развить?

Виды soft skills

Главная проблема soft skills в том, что не существует универсальной формулы, которая бы определяла, например, 7 главных гибких навыков. Каждая исследовательская группа или направление в психологии составляли свои списки. Одни выделяли 4 навыка, а у других список доходил до 35.

Почему такой разброс? Во многом это зависит от:

  • направления в профессии – несмотря на то, что soft skills считаются универсальными, все же они будут отличаться у топ-менеджеров и, например, авторов бестселлеров;
  • территориальной выборки – есть мировая статистика, есть статистика по странам, а есть статистика даже по отдельным округам;
  • времени, в которое мы живем – те гибкие навыки, которые считались актуальными 15 лет назад, уже давно трансформировались и на первые позиции вышли совсем другие (даже те, которые в прошлом не входили в первую десятку).

Вторая проблема soft skills в том, что развивать какой-то один навык зачастую просто бесполезно, важен комплексный подход. Но возможно ли овладеть, например, всеми 35 навыками? Хорошая новость в том, что это и не нужно.

На самом деле за любым навыком стоит определенная черта характера, прокачав которую, вы сможете обрести сразу несколько soft skills.

Например, клиентоориентированность, умение работать в команде, коммуникабельность, умение слушать, вести переговоры, находить выход из конфликтной ситуации – все это во многом зависит от того, насколько у вас развит эмоциональный интеллект.

Самомотивация, ответственность, целеустремленность – это результат силы воли и внутреннего локуса контроля. А вот благодаря нейропластичности мозга человек способен к обучаемости, решению проблем, проактивному мышлению, адаптивности, стрессоустойчивости и пр.

Если посмотреть на каждый навык с точки зрения психологии, то можно легко объединить их в определенные группы, за которыми стоит та или иная черта характера. Именно поэтому теория о soft skills обросла многими мифами. Один из них: гибкие навыки – это то, что дано человеку природой, «есть в его характере».

Действительно, многие люди изначально обладают навыками и качествами, которые помогают им добиться успеха. Например, на основе анализа биографии самых успешных людей было выявлено, что они обладали общими чертами, такими как:

  • харизма;
  • одержимость своим делом;
  • внутренний импульс, то есть желание действовать, самомотивация;
  • склонность к риску;
  • готовность взять ответственность на себя;
  • неоправданный оптимизм и жизнь в настоящем;
  • адаптируемость и пр.

Но врожденные ли это качества? На самом деле определенные биологические предпосылки, такие как тип нервной системы и скорость реакций, действительно влияют на ту же адаптивность и стрессоустойчивость, но в большинстве своем характер – это то, что формируется на протяжении всей жизни. Он зависит от воспитания, примеров для подражания и того личного опыта, который мы получали и получаем каждый день.

Таким образом, характер – это не что-то врожденное. Его можно менять, например, развивая в себе какие-то личностные качества. Обычно люди, обладающие хорошо развитыми soft skills, просто «обучились» этому еще в детстве.

Например, родители, осознанно или нет, вырастили ребенка общительном, уверенным в себе, не боящимся критики. Такой человек легко будет работать в команде, проявляет инициативу, поддерживает нетворкинг, станет если не лидером, то «душой коллектива».

Воспитание как основа лидерства

Чаще всего ребенок приобретает те навыки и черты личности, которыми обладали его родители. Например, если они были одержимы своим делом, имели страсть, трудолюбие, уверенность в своих силах, то, скорее всего, ребенок вырастет таким же (при условии, что родители не были гиперконтролирующими или холодно-отстраненными).

Воспитание и опыт из детства – это важный фундамент для нашей личности, но далеко не единственный. Будучи взрослым человеком, способным к саморазвитию (кстати, потребность в самосовершенствовании и раскрытии своего потенциала заложена в каждом, просто не каждый ее способен раскрыть), вполне возможно изменить себя, провести высококачественный апгрейд собственной системы:

  • приобрести определенные soft skills;
  • развить сильные стороны своего характера;
  • проработать психологические блоки и комплексы, которые мешают добиваться успеха;

компенсировать те черты, которые заложены биологически – например, даже человек с чувствительной (по-научному реактивной) психикой может стать стрессоустойчивым «гуру критических ситуаций» и эффективно работать при аврале.

Что нужно, чтобы обрести тот или иной навык?

Как развить навык

В этом курсе мы рассмотрим 10 полезных навыков и качеств личности, которые помогают добиться успеха в жизни, причем независимо от того, в какой профессиональной сфере вы хотите достигнуть высоких результатов. Эти качества универсальны. Более того, они помогут не только в карьере, но и во всех других сферах жизни, начиная от личных и дружеских отношений, и заканчивая занятиями спортом.

Вы получите конкретные психологические техники для развития каждого из качеств. Но для их освоения полезно соблюдать несколько принципов.

Во-первых, осознанный подход и рефлексия – важно учиться здраво и критично оценивать себя, уметь выявлять свои слабые стороны, ведь это – зона вашего личностного роста.

Во-вторых, правильно поставленная цель – начиная развивать тот или иной навык отвечайте на простые вопросы:

  • зачем он мне?
  • в какие сроки я хочу достигнуть цели?
  • по каким критериям я пойму, что цель достигнута?

В-третьих, важно помнить, что «обучение — непрерывный процесс формирования знания» (© Дэвид Колб), то есть не существует определенных сроков освоения чего-либо. Любой навык формируется и оттачивается в течение всей жизни (если вы его применяете на практике).

Для этого полезно ориентироваться на цикл Колба. Девид Колб большую часть своей жизни посвятил работе над простым вопросом – как взрослому человеку обучаться быстро и наиболее эффективно? Он основал и возглавил институт Experience Based Learning Systems (EBLS), а в своих теоретических моделях ориентировался на работы Пиаже, Дьюри, Левина. Один из его главных вкладов – это разработка цикла Кобла.

Цикл Колба

Согласно данному подходу, процесс качественного обучения включает 4 этапа:

  1. Получение конкретного опыта (положительного или отрицательного). Важно помнить, что каждый имеет право на ошибку, это естественный процесс освоения нового знания.
  2. Рефлексивное наблюдение – это критическое обдумывание ситуации, анализ наступивших последствий, в том числе упущенных возможностей.
  3. Абстрактная концептуализация – говоря простыми словами, вывод, основанный на причинно-следственной связи.
  4. Активное экспериментирование – получение нового опыта, но уже с учетом проделанной теоретической работы.

На практике весь процесс обучения выглядит так. Вначале человек получает определенные знания, например, об эмоциональном интеллекте и его влиянии на умение решать конфликты, общаться, вести переговоры. Затем он применяет конкретные техники для развития эмоционально интеллекта, то есть получает практический опыт.

Что-то получается, что-то нет, человек оценивать результат, к которому пришел и рефлексирует по этому поводу. Анализирует почему не получилось, то есть делает своеобразную работу над ошибками и приходит к определенным выводам. И затем снова возвращается к практике.

Именно так, через повторение и анализ, приобретается опыт. Навык – это действие, доведенное до автоматизма настолько, что оно становится естественным для вас, не вызывающим напряжение.

Долгое время характер считался не существенным с точки зрения социального успеха. Однако метаанализ 2017 года (Brent W. Roberts, Nathan R. Kuncel и др.) с уверенностью выявил корреляцию до 25% между чертами личности и тем, насколько человек будет успешен в жизни, карьере и насколько будет удовлетворен своим социальным статусом и профессией.

Главная цель обучения - научить думать, а не научить думать каким-то особым образом. Лучше развивать свой собственный разум и учиться думать самим, чем загружать в свою память множеством мыслей других людей. Поддержите наш проект - оформите подписку!
Потапова Алёна

Директор по развитию
Население
8120066593
Умерли за год
19344583
Родились за год
47591098