05:00
Пробки:   5
$
93.2918
99.5609

10 качеств, влияющих на ваш успех

Эмоциональный интеллект: то, что делает вас лидером

Содержание

Начнем с фактов. Лидерские способности на 67% зависят от эмоционального интеллекта, он важнее знаний и обычного интеллекта почти в 2 раза. А исследования 2022 года показали, что 85% финансового успеха зависят именно от эмоционального интеллекта (HARVEY DEUTSCHENDORF, Fast Company). Также исследования Egon Zehnde установили, что люди с развитым эмоциональным интеллектом имеют значительно больше шансов на успех, чаще занимают лидирующие позиции и становятся руководителями или топ-менеджерами в крупных компаниях.

Зачем развивать EQ

Модель эмоционального интеллекта

В курсе «Психология личности» мы уже подробно разбирали, что такое эмоциональный интеллект (EQ), почему он развит не у всех, а также говорили о том, что такое эмоции в принципе, зачем они нам нужны, какую функцию несут.

Эмоциональный интеллект – это способность понимать и управлять своими эмоциями, а также способность понимать эмоции других людей.

Благодаря развитому EQ, человек способен:

  • контролировать себя и свои действия;
  • предсказывать поведение других;
  • продуктивно вести переговоры и выходить из конфликтных ситуаций;
  • легко устанавливать деловые и личные связи, поддерживать их;
  • управлять поведением других;
  • сохранять независимость от мнения других людей и их критики;
  • занимать лидирующие позиции;
  • вызывать больше доверия и симпатии со стороны окружающих;
  • легче адаптироваться к меняющейся реальности;
  • сохранять высокий уровень мотивации в работе и пр.

Развитый эмоциональный интеллект входит в ТОП-10 навыков 21 века.

Сейчас появилось много тестов на определение EQ, но, к сожалению, не все из них достоверны и валидны. Лучшим и наиболее признанным считается тест, который разработал Николас Холл еще в 90-х, он состоит из 30 вопросов.

Как развить эмоциональный интеллект: 3 принципа

Книги про EQ

Как и другие навыки и качества, развить EQ невозможно только читая книги о нем, хотя знания о том, как работает наш мозг и эмоции – тоже важно. Рекомендуем:

  • «Эмоциональный интеллект 2.0», Т. Бредбери, Дж. Гривс;
  • «Эмоциональная гибкость», С. Дэвид;
  • «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ», Д. Гоулман – книга от человека, который впервые разработал концепцию EQ.

Но, помимо теории, также важно внедрять полученные знания на практике. Сейчас существует много курсов, тренингов и семинаров по прокачке EQ. Также развить этот тип интеллекта можно самостоятельно. Что для этого нужно?

Учитесь понимать свои эмоции и состояния

Распознавание эмоций

Первый шаг в развитии EQ – умение определять какую эмоцию вы сейчас испытываете. Для этого, прежде чем принимать какие-либо действия, важно взять паузу и ответить себе на 3 вопроса:

  • Что я сейчас чувствую?

Вам нужно не просто определить эмоцию, но и назвать ее, проговорить, ощутить как она проявляется в теле, а также как влияет на ваши мысли. Например: «Я чувствую страх. Я ощущаю дрожь в руках, мне скрутило живот, в ушах шум. Из-за этого я мыслю в негативном ключе, думаю, что ничего не получится, что я не справлюсь, мне хочется зарыться под одеяло и не ехать на встречу с инвесторами».

  • Почему я сейчас это чувствую?

Мы уже говорили о том, какой смысл несут наши негативные эмоции. Именно через них мы начинаем лучше понимать свои мотивы и себя самих.

  • Чего я хотел бы?

Мы смещаем фокус внимания с эмоции на цель, то есть смотрим с точки зрения перспективы. Например, у нас конфликт с руководством. Мы испытываем гнев и хотим все высказать. И в этот момент важно подумать – а чего я хочу? Если цель – поставить человека на место, унизить в отместку за что-то, то можно наговорить глупостей, накричать, высказать все, ментально «напасть» на него.

Если цель – достигнуть понимания, тогда лучше сначала выяснить суть разногласий, использовать «Я сообщения», прояснить свою и его позицию. Если цель – отстоять свои границы, то нужно спокойно, но уверенно объяснить, что вы считаете неприемлемым в общении.

Учитесь управлять своими эмоциями и настроением

Управление гневом

Если вы способны распознать эмоцию, значит, вы уже способны ее контролировать и не позволять ей влиять на ваши действия. Важно уметь отделять эмоцию от себя. Да, есть гнев, есть обида, есть страх. Но это просто чувства, это не вы сами. Ваша личность намного шире тех эмоций, которые вы испытываете. Они просто ее часть. И принадлежат они вам, а не приходят извне.

Что нужно, чтобы на практике управлять эмоциями? Пошагово:

  • сделайте паузу – как только чувствуете, что вас захлестнула эмоция, остановитесь, перестаньте действовать и начните размышлять, что называется – «включите осознанность»;
  • назовите свою эмоцию – как и в первой технике, важно проговорить словами то, что вы чувствуете;
  • поймите причину и смысл своей эмоции – посмотрите на действия, которые вы хотите совершить сейчас или в перспективе, с точки зрения того, чего вы добьетесь если, например, накричите на подчиненного (начальника?) или нагрубите коллеге;
  • направьте энергию эмоции в нужное русло – в психологии это называется экологичное проживание эмоции: физическая нагрузка, пение, творчество, работа над проектом, просмотр ужастика или комедии и пр.

Кадр из т/с «Офис»

Для управления эмоциями важно знать свои триггеры – ситуации, в которых вы чаще всего теряете самообладание. Чтобы их выявить полезно вести дневник эмоций. В нем вы записываете не только что чувствуете, но и время, когда это произошло и обстановку: какие люди были рядом, какое событие предшествовало срыву, какое у вас было физическое состояние.

Благодаря дневнику эмоций люди порой делают интересные для себя открытия. Например, вы можете обнаружить, что вас выбивает из колеи общение с конкретным человеком – коллегой, вашим бухгалтером, свекровью... И тогда это повод разобраться в причинах, порефлексировать. Но, как минимум, вы будете знать о своем триггере, а значит, лучше контролировать последствия общения.

Кто-то может обнаружить, что хуже контролирует свои эмоции вечером. В чем причина? Возможно, усталость и большое количество работы? Не забывайте, что мы теряем самоконтроль, когда нам не хватает физических и психологических ресурсов.

Учитесь понимать эмоции и мотивы других людей

Если вы научились понимать свои эмоции, то вы совершенно точно научитесь делать то же самое и в отношении других людей. Более того, овладеть этим навыком может каждый, потому что у нас в мозге есть такая структура, как зеркальные нейроны. Они позволяют нам ощущать и чувствовать то же, что и другой человек.

Классический пример: когда кто-то, пусть даже герой фильма, попадает в неловкую ситуацию, или ударяется мизинцем о ножку стула, мы рефлекторно морщимся, будто это происходит с нами. «Спасибо» зеркальным нейронам!

2 истории: про стул и сорванный проект

Поучительная история о судьбе стула

Чтобы понимать эмоции других, нужно осознанно оценивать происходящее. Когда другой человек что-то делает или говорит, нужно помнить, что любой поведенческий акт состоит из 3 элементов:

  • Есть действие – то, что вы можете наблюдать.

Пример №1. Человек, ударившись мизинцем об стул, пнул его. Пример №2. Руководитель проекта накричал на вас из-за того, что вы не выполнили задание в срок, хотя вы опоздали всего на 1 час и это не критично, дедлайн был условным.

  • Есть причина действия – то, что стало триггером для его совершения.

Пример №1. Человек испытал боль, раздражение, обиду, недовольство собой или стулом. Пример №2. Тут уже могут быть варианты, над которым вам нужно поразмышлять. В чем причина гнева руководителя?

Возможно, он дотошный перфекционист, поэтому ему трудно сохранять спокойствие, когда все идет не по плану. Возможно, он слишком переживает за проект или за то, что получит выговор от вышестоящего руководства в случае провала. А, возможно, у него случился конфликт с женой, на нее он кричать не может, а на подчиненных – да.

Уже на этом этапе, благодаря пониманию причины, вы сможете осознанно реагировать на действия других, предугадывать их и не позволять влиять на ваше настроение.

  • Есть цель, с которой совершается действие.

Пример №1. Человек пнул стул с какой целью? Наказать ее за «нападение» на его мизинец? Возможно. Так поступают дети, для которых стул виноват в том, что им больно. Хотя скорее цель «агрессии» в том, чтобы выплеснуть эмоцию, снять напряжение и уменьшить чувство боли.

Пример №2. Руководитель может кричать, чтобы повысить свою самооценку и чувство собственного достоинства, подчеркнуть свою власть, которой он упивается. Или, как в примере со стулом, получить разрядку, снять напряжение, пусть и не самым экологичным способом.

Может быть еще одна причина – через крик он пытается повлиять на ваше поведение, заставить выполнить все в срок. Тоже не лучшая стратегия, особенно, если подчиненный – это человек, который плохо справляется со стрессом и не может работать в условиях аврала.

История про конфликт

Конфликт

Конфликт возникает, когда стороны имеют интересы, противоположные друг другу. Разрешение конфликта – это достижение согласия между конфликтующими сторонами. И в этом как раз помогает развитый EQ.

С точки зрения психологии для разрешения конфликта нужно:

  • понять потребности своего оппонента – то, чего он хочет на самом деле;
  • понять страхи своего оппонента – то, чего он желает избежать;
  • найти способ, как помочь ему реализовать свои потребности и избежать страхов, при этом не ущемляя свои собственные желания и прийти к согласию.

Например, вы ведете сложные переговоры. Ваша цель – снизить цену. За ней стоит определенная потребность. Ваш оппонент не готов вам уступить, назревает конфликт. Можно манипулировать, давить, применять любые техники. Но лучше посмотреть на ситуацию глазами другой стороны и понять, а чего боится этот человек?

Возможно, цена, которую вы называете, для него приемлема, но он боится, что, если уступит сейчас, покажет слабину и вы будете со временем снижать цену раз за разом. Тогда выходом из конфликта станет предложение зафиксировать цену, которая в дальнейшем не подлежит пересмотру. И оппонент согласится на ваши условия.

История про чтение мыслей

Кадр из к/ф «За экраном»

EQ позволяет вам предсказывать поведение других и «забираться» им в голову. И для того, чтобы развить этот навык, есть простые практики:

  • ставьте себя на место другого человека – как бы вы поступили? что бы вы чувствовали? чего бы вы боялись?
  • смотрите фильмы без звука – во многом мы считываем эмоции других людей не по тому, что они говорят, о через невербальные сигналы, это происходит подсознательно. Попытайтесь без звука понять, что чувствует герой фильма, чего он хочет, врет он или говорит правду;
  • учитесь вести диалог как психолог – это люди, которые имеют странную привычку: они делают предположение и переспрашивают человека. Например: «Вы сейчас расстроены, верно?» или «Вы расстроены, потому что ожидали одно, а вышло иначе, я прав?»

Подобные вопросы помогут вам не только понять, насколько хорошо вы определили эмоцию другого человека и ее причины, но и заметно улучшат ваши коммуникативные навыки и даже укрепят эмоциональную связь с этим человеком.

Сначала вам может казаться, что понимать и управлять своими и чужими эмоциями – это трудно. Но чем больше вы будете практиковаться, тем легче и быстрее у вас будет получаться. В какой-то момент вы обнаружите, что делаете это рефлекторно просто потому, что у вас изменился образ мышления.

Развитый EQ обеспечит вас такими soft skills как: умение работать в команде, общительность, коммуникабельность, навык ведения переговоров, навык выхода из конфликтных ситуаций, адаптированность, стрессоустойчивость, самомотивация и самоконтроль.

Трудных предметов нет, но есть бездна вещей, которых мы просто не знаем, и еще больше таких, которые знаем дурно, бессвязно, отрывочно, даже ложно. И эти-то ложные сведения еще больше нас останавливают и сбивают, чем те, которых мы совсем не знаем. Поддержите наш проект - оформите подписку!
Потапова Алёна

Директор по развитию
Население
8119906378
Умерли за год
19234860
Родились за год
47321160