00:42
Пробки:   1
$
99.0180
104.5016

Хромосомы

Содержание

Что такое хромосомы

Весь генетический материал хранится в хромосомах. Это структуры в ядре клетки, в которых сосредоточена большая часть наследственной информации. Хромосомы предназначены для хранения, реализации и передачи генетического материала. Совокупность структурных и количественных особенностей полного набора хромосом называется кариотипом.

Набор хромосом может быть:

  • диплоидным – 46 хромосом (соматические клетки) – 2n; иначе аутосомы (22 пары);
  • гаплоидным – 23 хромосомы (половые клетки) – n; 1 пара (XX/XY).

Примечательно, что количество хромосом не влияет на степень организации живого организма. Так, наибольшее количество хромосом несет папоротник, но это не делает его «уникальным».

• муравей – 2

• папоротник – 1260

• собака – 78

• кошка – 32

• ёж – 96

• корова – 120

Хромосома – это молекула ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота) и гистоновые белки. Хромосома имеет короткое (p) и длинное (q) плечо, а также характеризуется полосатой структурой. В зависимости от длины плеча выделяют хромосомы:

  • метацентрические – равноплечные (1, 2, 3, 19, 19, 20);
  • субметацентрические – незначительные отклонения (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 16, 17, 18);
  • акроцентрические – неравноплечные (13, 14, 15, 21, 22).

Для обозначения места «поломки» разработана специальная пропись.

номер хромосомы-плечо-номер участка-номер полосы

Правильная трактовка записи невозможна без понимания значения «говорящих» и «молчащих» участков. Итак, весь хромосомный материал состоит из нуклеотидов. Наиболее важные из них:

  • Эухроматин – «работающий» или «говорящий» участок.
  • Гетерохроматин – «молчащий». Гетерохроматины решают, будет считываться информация с эухроматина либо нет.

Функции хромосом

  • Структура хромосомы дает понять, для чего, собственно, нужны эти структуры:
  • Хранение наследственной информации;
  • Использование наследственной информации для создания и поддержания клеточной организации;
  • Самовоспроизведение генетического материала;
  • Передача генетического материала от материнской клетки дочерним.

Функции хромосом в полной мере реализуются в процессе клеточного деления, которое протекает двумя путями. Для соматических клеток это митоз, а для половых – мейоз.

Деление соматических клеток

Соматические клетки делятся простым деление надвое. Митоз протекает в несколько стадий (фаз):

  • Интерфаза – хромосомы представляют собой клубок длинных хроматиновых нитей.
  • Профаза – происходит конденсация хромосом, распадается ядерная оболочка, формируются два полюса веретена деления.
  • Метафаза – хромосомы максимально конденсируются и выстраиваются вдоль экватора.
  • Анафаза – сестринские хроматиды разделяются и расходятся к полюсам.

Телофаза и цитогенез – хромосомы деконденсируются, образуется ядерная оболочка и ядрышки, клеточные органеллы распределяются по полюсам.

Мейоз протекает аналогично. Только в результате деления образуются 4 дочерние клетки с гаплоидным набором хромосом. Кроме того, при мейотическом делении 2 гомологичные хромосомы обмениваются схожими участками (кроссинговер), обеспечивая тем самым разнообразие фенотипических признаков.

На частоту кроссинговера влияют мутации и хромосомные болезни. Последние могут быть:

1. Числовыми:

  • Болезни, обусловленные числовыми аномалиями половых хромосом (болезни Шерешевского-Тернера, Клайнфельтера);
  • Болезни, обусловленные числовыми аномалиями аутосом (синдромы Дауна, Патау);
  • Болезни, обусловленные увеличением кратности полного гаплоидного набора хромосом (триплоидия, тетраплоидия).

2. Структурными:

  • инверсия – переворот участка на 180°;
  • транслокация – перенос генетического материала;
  • делеция – утрата части хромосомы;
  • изохромосома – одинаковые плечи;
  • кольцевая хромосома – концевые участки одной хромосомы соединены.

Хромосомные болезни

По этиологии

Числовые изменения

  • болезни, обусловленные числовыми аномалиями половых (Х и Y) хромосом (болезни Шерешевского-Тернера, Клайнфельтера)
  • болезни, обусловленные числовыми аномалиями аутосом (синдромы Дауна, Патау, Эдвардса)
  • болезни, обусловленные увеличением кратности полного гаплоидного набора хромосом – полиплодии (триплоидия, тетраплоидия и т.д.) – 2n, 3n, 4n и т.д.

Структурные нарушения

Определение типа клеток, в которых возникла мутация (в гаметах или зиготе):

  • гаметические мутации
  • соматические мутации (например, транслокации между 9 и 22 хромосомами приводят к миелолейкозу)

Время возникновения мутации (в поколении):

  • спорадические случаи
  • наследуемые (семейные) формы

По количеству поражённых клеток:

  • полные – 47, ХХ +21
  • мозаичные – 47, ХХ +21/46, ХХ

Синдром Дауна

  • плоское лицо
  • брахицефалия
  • кожная складка на шее у новорожденных
  • эпикант (вертикальная кожная складка, прикрывающая медиальный угол глазной щели)
  • гиперподвижность суставов
  • мышечная гипотония
  • брахидактилия
  • открытый рот (в связи с низким тонусом мышц и особым строением нёба)
  • плоская переносица
  • бороздчатый язык
  • поперечная ладонная складка (называемая также «обезьяньей»)
  • короткая широкая шея
  • врождённый порок сердца
  • короткий нос
  • деформация грудной клетки (килевидная или воронкообразная)

Синдром Патау

  • микроцефалия
  • ВПР головного мозга
  • аномалии глаз
  • расщелина губы и нёба
  • полидактилия
  • кисты почек
  • незавершенный поворот
  • кишечника
  • флексорное положение кистей
  • аномалии половых органов
  • пупочная грыжа

Синдром Клайнфельтера

  • высокий рост (пик прибавки роста в 5–8 лет)
  • высокая талия
  • гинекомастия
  • скудная растительность (или полное ее отсутствие)
  • рост волос на лобке по женскому типу
  • волосы на груди и других частях тела отсутствуют
  • маленький объем яичек и их плотная консистенция

Синдром Шерешевского-Тернера

  • низкорослость
  • лимфостаз (отек) рук и ног новорожденного
  • бочкообразная грудная клетка
  • укорочение шеи
  • низкая линия роста волос на затылке
  • низко посаженные уши, деформация ушных раковин
  • бесплодие
  • рудиментарные яичники
  • аменорея
  • брахидактилия
  • крыловидные складки кожи в области шеи
  • множественные пигментные родинки

Трисомия Х

  • рост выше среднего
  • уменьшение размеров черепа
  • эпикант
  • нарушения речи и трудности в
  • изучении языка
  • фертильность не страдает

Полиплоидия – триплоидия

  • нарушение расхождения хромосом в процессе митоза
  • слияние соматических клеток либо их ядер
  • оплодотворение одной яйцеклетки двумя сперматозоидами
  • нарушение нормального течения мейоза

Хромосомные структурные перестройки

  • делеция (del) – утрата части хромосомы
  • дупликация (dup) – удвоение части хромосомы
  • инверсия (inv) – переворот участка на 1800
  • транслокация (t) – перенос генетического материала
  • изохромосома (i) – одинаковые плечи
  • кольцевая хромосома (r) – концевые участки одной хромосомы соединены

Однородительская дисомия

  • Синдром Прадера-Вилли (15 хромосома материнского происхождения)
  • Синдром Ангельмана (15 хромосома отцовского происхождения)

Диагностика хромосомных болезней

  • кариотипирование (перестройки, видимые в световой микроскоп)
  • хромосомный микроматричный анализ
  • пренатальная неинвазивная диагностика (с 10 недели, точность 99,9%) – NIPT

Дополнительно:

- лимфоциты

- хорион/плацента

- околоплодные воды

- пуповинная кровь

- сперматозоиды

Ведение пациентов

  • Предупреждение развитие онкопатологии (избегать чрезмерной инсоляции, гормонотерапии, приема иммуностимуляторов, употребления консервантов, красителей, ароматизаторов и т.д.)
  • Коррекция сопутствующих метаболических нарушений
  • Медико-реабилитационные мероприятия
  • Симптоматическая терапия (противосудорожная терапия; хирургическая, ортопедическая помощь и т.д.)

Хромосомные болезни не являются приговором. Тяжелых случаев существует крайне мало. При ранней диагностике и правильном лечении можно добиться значительного улучшения качества жизни пациентов.

Центральная задача образования – воспитать желание и способность учиться; образовательная система должна производить не обученных, а обучающихся людей. Истинно гуманное общество есть общество обучающееся, в котором учащимися являются одновременно и деды, и отцы, и дети. Во времена крутых перемен будущее принадлежит тем, кто способен учиться. Именно такие люди обычно оказываются способными выжить в мире, которого больше нет. Поддержите наш проект - оформите подписку!
Потапова Алёна

Директор по развитию
Население
8168096608
Умерли за год
52237866
Родились за год
128514396