Психология мотивации
Почему люди иногда ленятся и прокрастинируют, не могут заставить себя начать действовать и убеждают, что с понедельника все изменится, хотя знают, что это самообман? В большинстве случаев им просто не хватает мотивации. Что такое мотивация с точки зрения психологии? Как она «работает» и от какого гормона она зависит? Почему отрицательная мотивация бывает полезна?
Что такое мотивация
Что такое мотивация
Мотивация – это внутреннее побуждение, которое помогает человеку проявить активность и начать действовать независимо от того, какую он цель перед собой поставил: похудеть, сделать открытие в области инновационных технологий или погулять с собакой.
То, насколько человек замотивирован зависит от дофамина – нейромедиатора, который дает ощущение удовольствия.
Любое живое существо стремится к получению удовольствия и избеганию неудовольствия (боли, страха, стресса, тяжелых физических и психологических нагрузок, негативных эмоций).
Дофамин же вырабатывается, когда человек:
- получает вознаграждение за свою работу;
- создает что-то новое, начиная от постройки дома и выращивания растений и заканчивая творческой деятельностью;
- достигает профессиональных успехов;
- получает новую информацию через книги, фильмы, общение с интересными людьми;
- покупает новые вещи (даже если они ему не нужны);
- ест жирную и сладкую пищу, потребляет алкоголь и наркотические вещества;
- получает сексуальное удовольствие;
- играет в игры (виртуальные и реальные), если за победу ему присваивается какая-то награда.
Когда человек достигнул цели он, благодаря увеличению уровня дофамина, ощутил удовольствие. Происходит «дофаминовое закрепление» – после этого ему хочется раз за разом получать те же самые положительные эмоции. Так формируется мотивация снова достигать целей.
Тогда почему так трудно себя замотивировать на какую-то деятельность?
Как дофамин «мешает» мотивации
Мотивация студента
У дофамина есть 2 «пути поступления»:
- короткий (дофамин поступает в лимбическую систему) – это мгновенное получение удовольствия от шоппинга, алкоголя, сахара и пр.;
- длинный (дофамин поступает в префронтальную кору) – это требует много энергии и сил, потому что для этого пути необходимо добиться успеха и достигнуть значимых целей.
Именно префронтальная кора обеспечивает связь между желанием и деятельностью, то есть именно в ней «вырабатывается» мотивация действовать, а не смотреть сериалы или есть сладости.
Другая проблема в том, что дофамин «по короткому пути» вырабатывается в моменты, когда человеку удается избежать сложной деятельности. Например, студент собирается утром в институт, но видит сообщение, что преподаватель заболел и можно не приходить. Студент испытывает в такой момент мгновенное удовольствие.
Когда это происходит, тем сильнее закрепляется связь: «избегай работы и получишь положительные эмоции». И чем чаще человек получает дофамин по короткому пути, тем труднее ему заставить себя проявлять активность, добиваться целей и решать сложные задачи.
Чем чаще человек отказывается от короткого пути для своего дофамина, а выбирает длинный – тем более мотивированным он будет, потому что всегда стремится к получению удовольствия.
«Положительная» и «отрицательная» мотивация
Виды мотивации
Если человеку нравится то, чем он занимается, он получает удовольствие от процесса, испытывает интерес и вдохновение, ему не нужно специально себя мотивировать, чтобы добиваться поставленных целей. В этом случае речь идет о внутренней мотивации, которая самая активная и эффективная. В таких случаях говорят: «Он горит своим делом».
В повседневной жизни такие ситуации встречаются не так часто. Человеку нужно делать вещи, которые не вызывают у него восторга. Тогда, чтобы быть замотивированным, необходима внешняя мотивация.
Она может быть двух видов:
- положительная;
- отрицательная.
Положительная мотивация
Это поощрения, то есть награда, которую человек получает за свои активные действия: повышение своего дохода, премии, знаки почета, похвала, признание со стороны окружающих, получение более высокого социального статуса, карьерный рост.
Когда девушке, которая несколько месяцев правильно питается и занимается спортом, говорят о том, как она прекрасно выглядит – это положительная мотивация. Когда человек работает без выходных и получает материальный бонус – это тоже положительная мотивация.
То есть мотив в этом случае не столько в достижении цели, сколько в получении награды. Такой вид мотивации направлен на то, чтобы стимулировать к достижению больших высот и более амбициозных целей.
Отрицательная мотивация
Отрицательная мотивация
Вторым базовым мотивом у людей и животных является избегание неудовольствия. Отрицательная мотивация – это угроза «наказания» за невыполнение действия: штрафы, выговоры, понижение зарплаты, снятие с должности, плохое здоровье или внешний вид, осуждение и порицание со стороны других людей.
Если худеющая женщина сидит на диете, потому что боится, что ее бросит муж – она действует исходя из отрицательной мотивации. Если студент выезжает в институт на полчаса раньше, потому что знает, что за опоздание профессор публично стыдит – это тоже отрицательная мотивация.
Ее цель – стимулировать человека выполнять предписанный минимум действий.
Но такой вид мотивации тоже работает и часто очень эффективно. Однако, если применять только отрицательную мотивацию, это приводит к эмоциональному выгоранию, безразличию, усталости и желанию все бросить.
Что такое демотивация
Ее часто путают с отрицательной мотивацией, но эти понятия не являются синонимами. Демотивация – это условия и действия, которые приводят к безразличию, падению активности, лени, прокрастинации. Демотивация – совокупность факторов, которые снижают уровень мотивации.
Главными «демотиваторами» являются:
- отсутствие должного вознаграждения за труд;
- отсутствие признания достижений человека;
- критика и насмешки по отношению к его деятельности;
- постоянное сравнение результатов труда с эталоном, который всегда лучше;
- отсутствие возможности роста и саморазвития;
- ощущение бессмысленности деятельности;
- игнорирование способностей и потенциала человека;
- обесценивание его заслуг, его личности, его достижений.
Факторы демотивации (А. Маслоу)
Что нужно знать, чтобы быть замотивированной личностью
Есть несколько факторов, которые в значительной степени влияют на мотивацию человека и его способность активно добиваться поставленных целей.
Теория выученной беспомощности
Синдром выученной беспомощности – это нарушение мотивации вследствие того, что у человека есть убеждение: «От меня ничего не зависит, значит, не надо и пытаться». Этот синдром открыли и описали М. Селигман и С. Майер.
В ходе экспериментов было установлено, что собаки, которые получили опыт того, что, сидя в ящике, они никак не смогут из него вылезти, даже не предпринимали попыток это сделать, когда их поместили в новый ящик, где перегородка была низкой и перепрыгнуть ее не составляло труда.
Психологи пришли к выводу, что поведение людей не сильно отличается. Те, кто долгое время находился в сложных ситуациях и терпел поражение, настолько не верят в свои силы, что даже не предпринимают попыток к активным действиям, чтобы изменить свою жизнь и добиться амбициозных целей. Они подвержены установке: «У меня ничего не получится».
Эксперимент Мартина Селигмана
Мотивация на достижение успеха или мотивация на избегание неудачи
Мотивация достижения успеха характерна для людей, которые не боятся трудностей, ошибок, они воспринимают неудачи, как опыт, готовы активно включаться в деятельность, даже если у них нет гарантии успеха. Они проявляют смелость, инициативу, не боятся рисковать.
Примеры: «Я хочу быть сильным», «Я хочу получить повышение», «Я подойду познакомиться, потому что мне нравится этот человек».
Мотивация избегания неудачи – это стремление выбирать только те задания, в которых человек уверен, стараться «быть как все», искать гарантии награды и при этом ничем не рисковать. Такие люди с трудом переносят проигрыш.
Примеры: «Я не хочу быть слабым», «Я не хочу понижения или увольнения», «Я не подойду знакомиться, потому что я могу не понравиться этому человеку».
Что снижает мотивацию
Что снижает мотивацию
Есть и другие факторы, которые могут мешать мотивации к любой деятельности.
Например, согласно исследованию Э. Локк и Г. Лэтема на мотивацию влияет сложность целей. Слишком сложные цели становятся демотиваторами, потому что требуют много усилий при осознании низкого шанса на успех.
Но слишком легкие цели оказывают точно такой же эффект, поскольку у человека не появляется ощущения азарта. Исход ему известен и не происходит значительного повышения уровня дофамина.
Другой фактор, который мешает достижению цели – нездоровый перфекционизм, при котором человек не получает удовольствия от процесса, одержим оценкой, постоянно недоволен собой. Все это вызывает у него стресс, сильное снижение уровня дофамина и, как следствие, желание все бросить, потому что идеал в его понимании не достижим.
Ключевой фактор мотивации – это правильный выбор цели. Во-первых, она должна быть значимой для человека, то есть вызывать эмоциональный отклик. Во-вторых, она должна быть продиктована актуальными потребностями. В этом случае он будет замотивирован на достижение результата.
Мотивация – это то условие, которые позволяет человеку достигать успеха, преодолевать свою лень, прокрастинацию, сомнения и шаг за шагом двигаться к намеченной цели.