11:29
Пробки:   1
$
99.0180
104.5016

Психология личности

Как формируется личность

Содержание

Личность формируется на основе темперамента, характера и внешних факторов, которые оказывают на нее влияние. И каждая сторона личности имеет определенные свойства, которые в совокупности определяют индивидуальность человека.

Что такое темперамент

Типы темперамента

Темперамент – это биологически обусловленные особенности психики человека, которые отражают:

  • степень его эмоциональной возбудимости;
  • скорость возникновения реакций на какие-либо внешние факторы;
  • силу этой реакции, в том числе яркость проявляемых эмоций;
  • длительность, то есть устойчивость реакции – как долго человек находится под воздействием той или иной эмоции.

Темперамент являться врожденным и не меняется в течение жизни. Он отражается в поведении человека и является основой для формирования характера и личности в целом. Изменить темперамент невозможно, но можно научиться справляться с теми или иными его проявлениями.

Темперамент определяет не только эмоциональность человека, но и его зависимость от внешних факторов, скорость его речи, мимики, пластику.

В классическом подходе выделяют 4 типа темперамента:

  • Сангвиник.

Чувства возникают быстро, но они не очень интенсивные, быстро затихают. Такие люди подвижны, активны, они на все реагируют эмоциями, но не «застревают» в них, одно чувство быстро сменяет другое.

  • Флегматик.

Его чувства возникают медленно, он относительно независим от внешних раздражителей, а эмоции выражает сдержанно. Это стабильные личности, от которых трудно получить эмоциональный отклик.

  • Холерик.

 Чувства возникают быстро, они сильные, но они также быстро и проходят. Это порывистые, порой вспыльчивые люди, которые «загораются» эмоциями, бурно реагируют на ситуации. В движениях и мимики активные, даже суетливые.

  • Меланхолик.

Чувства возникают медленно, но они сильные и продолжительные по времени. Меланхолики редко способны к ярким и разнообразным эмоциям, медлительны. Но если уж чувства возникли, то будут длительными, сильными и будут продолжать влиять на меланхолика даже спустя несколько дней.

Меланхолия

Не существует людей с абсолютно «чистым» темпераментом, это всегда процентное соотношение нескольких типов, где 1-2, как правило, доминируют. Но есть личности, у которых все 4 типа темперамента представлены в относительно равных долях.

Экстраверты и интроверты: кто это

Еще одним врожденным свойством личности является ее направленность либо на внешний мир, либо на внутренний.

Первым деление на экстравертов и интровертов предложил К. Юнг. Уже тогда он подчеркивал, что деление это – не строгое. Оно, как и типы темперамента, выражается в определенном соотношении того и другого.

Более того, существует 3-й тип «амбиверты» – люди, которые проявляют черты как интроверсии, так и экстраверсии.

В обществе сложился стереотип, что интроверты – это замкнутые, неуверенные в себе люди, которые боятся общения. На самом деле так называют социофобов и к интроверсии они не имеют никакого отношения.

Интроверты могут быть «душой компании», яркими ораторами, а экстраверты могут иметь высокую социальную тревожность. Эти черты никак не связаны.

По какому же принципу люди делятся на экстравертов и интровертов?

Экстраверты – это люди, которым для саморазвития и получения новых впечатлений нужно взаимодействовать с внешней средой. Она подпитывает их, дает ресурсы, общение расслабляет и помогает отдохнуть от монотонной работы или одиночества.

Интроверты – это люди, которым для саморазвития и получения нового опыта, ярких эмоций, не нужно взаимодействовать с окружающим миром. Им достаточно внутренних мыслей, переживаний, воображения, образов. Они отдыхают, когда находятся наедине с собой, а длительное общение их утомляет.

Экстраверсия и интроверсия

Что такое характер

Одним из центральных элементов личности является ее характер – это система индивидуальных психологических особенностей, которые устойчивы и всегда проявляются в деятельности и общении.

Характер человека – это не что-то врожденное. Он формируется на протяжении всей жизни и может меняться.

В психологии характер рассматривается именно с точки зрения определенного набора наиболее устойчивых черт. Ключевым параметром будет их относительная постоянность. Например, для человека с позитивным характером привычным будет чувство радости, вдохновения, позитивное мышление. Иногда он может испытывать злость, тоску, подавленность, обиду, но эти чувства будут носить временный характер и являться просто реакцией на внешние обстоятельства.

Характер состоит из нескольких групп черт:

  • эмоциональные черты – отзывчивость, страстность, тревожность, раздражительность, агрессивность, добродушие, безразличие, впечатлительность и пр.;
  • интеллектуальные черты – любознательность, находчивость, глубокомыслие, критичность, аналитичность и пр.;
  • волевые черты – смелость, напористость, упорство, самостоятельность, стойкость, самоконтроль и пр.

Существуют и другие подходы к классификации черт характера.

Классификация черт характера

Характер находится в постоянном развитии и не всегда в лучшую сторону. Но можно ли сознательно изменить свой характер? В большинстве случаев это возможно только в том случае, если человек меняет отдельную черту, а не характер в целом.

Например, личности не нравится, что она обладает упрямством, которое мешает ей строить отношения с близкими. Если есть намерение это исправить и готовность приложить к этому усилия, то такая личность может научиться гибкости мышления, способности понимать и принимать позицию другого человека, толерантности взглядов и пр.

Факторы, влияющие на формирование личности

На то, каким вырастет ребенок, какой у него будет характер влияет множество внешних и внутренних факторов. Более того, характер, хоть и является относительно устойчивым, находится в постоянной трансформации. Даже у взрослого человека появляются новые черты, меняется мировоззрение.

На формирование личности влияет одновременно 5 факторов.

Генетическая предрасположенность

Это все то, что заложено в человеке природой, совокупность генов, которые определяют его темперамент, пол, физические данные, задатки каких-то талантов или способностей. Например, определенный набор генов может влиять на то, насколько человек будет способен к многозадачности, склонен к депрессии или фобиям и пр.

Даже то, как сильно он будет зависеть от факторов окружающей среды, определяется таким качеством, как пластичность мозга, а она – это определенные гены. От физиологических особенностей ЦНС зависит, насколько человек будет подвержен эмоциям, как быстро он будет с ними справляться.

Факторы окружающей среды

Это те условия, в которых живет личность. Невозможно отрицать, что характер и навыки человека, который вырос в неблагоприятных жизненных условиях, будут значительно отличаться от характера личности, которая росла в благополучии и достатке. И не всегда в худшую сторону, потому что сложные условия могут помочь выработать стойкость, способность преодолевать трудности.

Современные данные показали, что окружающая среда влияет на человека гораздо сильнее, чем казалось раньше. Например, в 2010 году в скандинавском научном журнале «Acta Psychiatrica Scandinavica» были опубликованы результаты метаанализа исследований, которые проводились последние 35 лет. Их основной целью было выяснить, насколько жизнь в городе влияет на человека.

Оказалось, что жители мегаполисов больше подвержены депрессии, психическим заболеваниям, у них выше уровень базовой тревоги.

Городская среда

Среда может кардинально влиять на сиюминутное состояние человека. В 2006 году ученые из Гарварда опубликовали в журнале «Psychological Science» результаты исследования о влиянии обстановки на психику. Они выяснили, что, например, когда человек находится в помещении с острыми углами, у него активизируются те структуры мозга, которые отвечают за страх.

А результаты исследований 2007 года доказали: если человек находится в помещении с высокими потолками, у него лучше работает абстрактное мышление. С низкими – ему легче концентрироваться на деталях и быть сосредоточенными.

Социальное окружение

Люди, с которыми взаимодействует человек, могут кардинальным образом повлиять на формирование его личности. Особенно сильным это влияние будет в детском возрасте, когда у ребенка еще не развита способность к критическому анализу.

Ключевую роль в становлении личности играют значимые взрослые, которые находятся рядом с ребенком. Понятие «значимый взрослый» – центральное в детской психологии. Это могут быть родители, дяди или тети, опекуны, даже спортивный тренер. То есть тот человек, у которого с ребёнком есть эмоциональный контакт.

С взрослением на человека начинают оказывать влияние друзья, одноклассники, учителя, затем люди определенных групп, например, профессионалы в той области, в которой он обучается и пр.

Поведение других людей, их система ценностей, жизненные установки – все это так или иначе оказывает влияние на личность, меняет ее.

Культурно-историческая среда

Культурно-историческая среда

Это тот информационный поток, в котором живет человек. Нормы морали, социальные установки, культурные традиции, обычаи, книги, которые он читает, фильмы, которые смотрит. Также это кумиры и примеры для подражания, которые тоже влияют на формирование личности.

Культурная среда значительно определяет не только уровень знаний человека и его морально-нравственные ценности, но даже то, насколько он будет амбициозен или открыт в своих эмоциях.

Личный опыт

Любой прожитый день может повлиять на характер человека и изменить его личностные черты, поскольку жизнь – это постоянное взаимодействие с реальностью. Человек, благодаря сознанию, может влиять на эту реальность. Но и она постоянно влияет на него.

Например, если человек обладал такой чертой характера, как доверие к людям, а потом пережил тяжелое предательство от близкого, он может утратить способность открываться и верить другим.

Или если человек с изначально низкой самооценкой, которая была сформирована под воздействием подавляющих родителей, начнет жить самостоятельно, найдет свое призвание и добьется целей, то его самооценка повысится. Так происходит потому, что он получил опыт преодоления трудностей и стал более уверен в своих силах.

Личность – это результат влияния множества факторов внешней и внутренней среды, мыслей, убеждений, воспитания человека. Но, в то же время, его личность – это и результат его собственных действий, решений, силы воли.

Центральная задача образования – воспитать желание и способность учиться; образовательная система должна производить не обученных, а обучающихся людей. Истинно гуманное общество есть общество обучающееся, в котором учащимися являются одновременно и деды, и отцы, и дети. Во времена крутых перемен будущее принадлежит тем, кто способен учиться. Именно такие люди обычно оказываются способными выжить в мире, которого больше нет. Поддержите наш проект - оформите подписку!
Потапова Алёна

Директор по развитию
Население
8168203363
Умерли за год
52310977
Родились за год
128694262