05:51
Пробки:   4
$
103.4207
107.9576

Психология личности

Психология эмоций

Содержание

Все психически здоровые люди испытывают эмоции. Но далеко не все знают, что это такое, и понимают, чем они отличаются от чувств. Более того, в современном мире активно формируется культ позитивных эмоций: радуйся, наслаждайся, не жалуйся, не грусти, не ной.

Люди пытаются отмахнуться от негативных эмоций и наполниться позитивными, что в корне ошибочно. Многие не понимают значения эмоций, в том числе и негативных, и их важную роль.

Что такое эмоции

Эмоции человека

Эмоция – это психический процесс (переживание), который отражает отношение человека к тому, что происходит с ним или внутри него. Особенность эмоций в том, что они могут возникать:

  • как реакция на стимулы «здесь и сейчас» – человеку отдавили ногу, он обиделся или разозлился, ему сделали комплимент – обрадовался или засмущался;
  • как реакция на прошлое – он вспомнил о своем публичном позоре и испытал стыд, будто переживает его сейчас, или насмешку, как иронию над собой вчерашним;
  • как реакция на будущее – он представил, что покупает новую машину и испытал удовольствие, а может и превосходство, будто эта машина уже стоит на парковке его дома.

Через эмоции люди демонстрируют ценность и значимость происходящего. А еще эмоции отражают личностные особенности человека. Например, уверенная в себе девушка испытает радость и гордость, если ей сделают комплимент. А другая может смутиться, отмахнуться.

Эмоции не статичны. У одного и того же человека эмоциональная реакция может меняться, даже если не меняется ситуация. Так происходит, потому что меняется он и его отношение к этой ситуации.

Допустим, студент провалил экзамен. В тот момент он испытывал грусть, стыд, вину. Спустя полгода, вспоминая о том провале, он может испытывать досаду, разочарование, злость на преподавателя или на себя. А спустя несколько лет, будучи высококлассным специалистом, посмеется и отнесется к себе прошлому со снисхождением и пониманием.

Виды эмоций

Виды эмоций

Существует теория, что на самом деле базовых эмоций не так много. Все остальное – лишь разные формы их проявления. К таким стандартным эмоциям относятся:

  • радость;
  • удивление;
  • страдание;
  • гнев;
  • отвращение;
  • презрение;
  • страх;
  • стыд.

Они считаются «базой», поскольку в разные времена, у разных народов жесты и мимика, с помощью которых выражались эти эмоции, были одинаковы. Поэтому долгое время казалось, что эмоции – это стандартизированная, образно говоря, рефлекторная реакция на какие-то стимулы.

Виды базовых эмоций

Но сейчас все больше исследователей приходят к выводу, что эмоции намного сложнее и богаче, чем предполагали еще каких-то 100-150 лет назад. Более того, эмоции не так уж и универсальны. На эмоции и степень их выраженности влияют такие факторы, как, например, национальность, а точнее культурная среда, в которой растет человек. А еще языковые особенности.

В некоторых языках есть слова, отражающие эмоции, которые не испытывают носители другого языка. Что интересно, если в какой-то нации «приживается» новый термин, то ее представители начинают испытывать эмоцию, которую он отражает.

Например, у разных национальностей есть такие эмоции, как:

  • «gezelligheid» – это чувство душевного тепла, уюта, которое испытывают голландцы, когда за окном дождь и холод, а они сидят дома с друзьями;
  • «basorexia» – этот термин означает внезапное желание поцеловать кого-нибудь;
  • «awumbuk» – гвинейское слово, отражающее чувство тяжести в момент, когда гости покинули дом;
  • «amae» – ощущение легкости и удовольствия, которое появляется, когда японец осознает, что на определенный период времени передал ответственность за свою жизнь кому-то другому.

У разных национальностей такие чувства могут иметь противоречивый отклик. Например, многие люди в европейских странах скорее почувствуют угнетение при зависимости от другого человека. Или испытают облегчение, когда гости покинут их дом.

Функции эмоций

Функции эмоций

Эмоции – важная составляющая психики, поскольку они имеют сразу несколько функций:

  • регуляторная – положительные эмоции могут улучшать работу организма человека и повышать эффективность деятельности, которой он занимается;
  • оценочная – эмоциональный отклик на ту или иную ситуацию позволяет человеку осознать свое отношение к ней: хорошо–плохо, нравится–не нравится;
  • стимулирующая – человек начинает стремиться к тому, что приносит ему удовольствие и избегать того, что вызывает негативные эмоции;
  • подкрепляющая – когда человек добивается какой-то цели, он испытывает положительные эмоции и желание их повторить выражается в том, что он ставит новую цель и начинает ее добиваться;
  • коммуникативная – эмоции помогают людям понимать друг друга по мимике, тембру голоса, поступкам, осознавать то, как другой, даже незнакомый им человек, относится к ним или каким-то событиям;
  • переключательная – когда человек «разрывается» между двумя мотивами, именно эмоциональное отношение помогает ему сделать выбор.

Эмоции ярко отражаются в теле, мимике, поведении. Когда человек находится в сложной ситуации, не знает какой сделать выбор, не понимает, что он чувствует, лучший способ найти контакт с собой и «услышать» свое подсознание – научиться распознавать эмоции, которые он испытывает.

Эффект «ожидание–реальность» или что такое когнитивный диссонанс

Леон Фестингер

Понятие «когнитивный диссонанс» ввел Л. Фестингер. Согласно его теории, диссонанс – это резко отрицательная эмоциональная реакция, которая возникает в момент, когда ожидания не совпадают с реальностью.

Например, студент написал работу и был уверен, что получит за нее высший балл. Но в итоге узнал, что полностью провалился и получил «неуд». В этот момент у него возникает когнитивный диссонанс.

Другой пример: девушка ожидала, что, когда выйдет замуж, у нее начнется жизнь, как у Золушки после того, как она встретила принца. В результате оказалось, что муж требует заниматься стиркой, готовкой, сидеть дома и не общаться с подругами. Она сталкивается с когнитивным диссонансом, потому что ее ожидания не оправдались.

Чтобы преодолеть когнитивный диссонанс, нужно выбрать один из 2-х вариантов:

  • либо изменить свои ожидания и «скорректировать» их с реальностью;
  • либо найти новую информацию, которая бы подтвердила эти ожидания.

Например, девушка может убедить себя, что живет в сказке, потому что «у других и этого нет», а студент – что профессор, оценивающий его работу, не компетентен и не увидел ее гениальности.

В своей теории Л. Фестингер ввел и другой термин, «консонанс» – это ощущение удовлетворения, радости, гордости, когда ожидания человека совпали с реальностью.

Но чтобы чаще испытывать консонанс нужно, как минимум, формировать реалистичные, то есть, адекватные, ожидания. Чем больше человек живет в грезах и фантазиях о том, «как должно быть», чем меньше он критичен, тем чаще сталкивается с когнитивным диссонансом.

Эмоции и чувства: в чем разница

Эмоции и чувства

В отличие от эмоций, которые часто являются биологической, часто неосознаваемой реакцией на какие-то события, чувства более социальны и осознаны.

Чувства выражают длительное стойкое отношение к чему-либо. Например, чувство любви, привязанности, ненависти. Чувства более понятны человеку и более статичны.

У чувств бывают разные виды:

  • нравственные чувства – любовь, дружба, патриотизм, верность;
  • интеллектуальные чувства – интерес, любознательность, вдохновение, творческий подъем;
  • эстетические чувства – переживания, которые испытывает человек, который слушает симфонию, смотрит на работы великих художников и пр.

Помимо чувств и эмоций в психологии отдельно выделяется такое понятие, как «настроение» – совокупность переживаний, бессознательная оценка текущей жизненной ситуации, которая влияет на самочувствие человека.

Зачем человеку нужны отрицательные эмоции

Многие люди стремятся подавлять свои негативные эмоции, вытеснять их, пытаясь искусственно «заполнить» свою жизнь радостью, весельем, любовью. Но чем больше они их отрицают, тем больше становятся несчастными.

Эмоции, даже тяжелые, неприятные, это ценные «продукты» эволюционного развития психики. Негативные эмоции помогают человеку понять себя, разобраться, что ценно в его жизни, чего он хочет.

Отрицательные эмоции

Чтобы распознавать эти сигналы, нужно просто задуматься о том, в чем смысл той или иной эмоции:

  • страх – это сигнал, что человек находится в опасности, а значит, должен действовать: либо убежать, либо победить, либо спрятаться, либо убедиться, что опасности нет;
  • гнев (начиная от раздражения и заканчивая яростью) – эта эмоция означает, что, по мнению человека, нарушена справедливость, кто-то поступает неправильно, нарушает его границы, отбирает то, что принадлежит ему;
  • грусть (от сожаления до тоски, печали) – сигнализирует, что человек утрачивает нечто ценное для себя, что ему не безразлично;
  • обида – возникает, когда ожидания не соответствуют действительности: «Другой человек поступил так, как я от него не ожидал, обидел меня»;
  • зависть – через эту эмоцию выражается мысль: «У другого есть то, чего нет у меня», то есть зависть помогает понять, что человек сейчас хочет, и может стать стимулом к достижению этого;
  • вина – «Я нарушил свои нравственные нормы, поступил неправильно»; благодаря чувству вины человек меньше совершает поступков, которые считает «плохими»;
  • стыд – «Другие узнали о том, что я нарушил свои моральные ценности, допустил ошибку»;
  • презрение – появляется в момент, когда другой нарушает важные для человека ценности;
  • превосходство – «Я чувствую, что лучше, чем другие».

Зачем изучать эмоции

Понимая смысл негативных эмоций, человек может лучше понять себя. Например, испытывая стыд, задаться вопросом: «Почему мне так важно мнение других людей?», а при превосходстве: «Почему я чувствую себя лучше и мне это важно?».

Печаль и способность ее выразить тоже важны. Вовремя невыплаканная боль может привести к затяжной депрессии. Тогда как слезы приносят облегчение, помогают справляться с физической болью, освобождаться от тяжелых мыслей.

Гнев помогает отстаивать свои границы. Но гнев – не значит агрессия, которая провоцирует конфликты и физическое насилие. Когда человек злится, у него появляются ресурсы, чтобы озвучить то, что его не устраивает в отношениях.

Опубликованное в 2001 году исследование в журнале «Personality and Social Psychology» показало интересный результат: людей, которые могут заявить о своем недовольстве, окружающие воспринимают более уверенными, компетентными и харизматичными. Они вызывают больше уважения.

В 2013 году в научном журнале «Social Psychological and Personality Science» были опубликованы данные другого исследования. Как оказалось, люди, которые умеют выражать и проживать, как негативные, так и позитивные эмоции, во взрослой жизни имели лучшие показатели здоровья, быстрее адаптировались к новым обстоятельствам и легче преодолевали стресс.

Понимание своих эмоций и причин их появления – ключ к тому, чтобы лучше осознавать себя, свои желания и объективно реагировать на внешние обстоятельства.

Главная цель обучения - научить думать, а не научить думать каким-то особым образом. Лучше развивать свой собственный разум и учиться думать самим, чем загружать в свою память множеством мыслей других людей. Поддержите наш проект - оформите подписку!
Потапова Алёна

Директор по развитию
Население
8176463593
Умерли за год
57967983
Родились за год
142611498