11:30
Пробки:   1
$
99.0180
104.5016

Психология личности

Психология таланта

Содержание

Когда люди видят человека, который виртуозно исполняет произведения Баха или сам сочиняет уникальные симфонии, о нем говорят – «У него настоящий талант». Часто это воспринимается как некий дар, с которым нужно родиться и уже в 4 года сочинять шедевры. Или стать выдающимся спортсменом, художником, изобретателем.

На самом деле каждый может развить в себе тот или иной талант благодаря нейропластичности мозга.

Что такое способности

Музыкальные способности

Такие понятия как талант, гениальность, одаренность в психологии не используют абстрактно, а пытаются понять с точки зрения работы мозга. Потому что, например, музыкальный «дар» как таковой нельзя «найти» в голове человека. Нет такой структуры в мозге, которая есть у одаренного музыканта, но нет у обычных людей.

Да, установлено, что у музыкантов более синхронно работают правое и левое полушария головного мозга по сравнению с людьми, которые не играют на музыкальных инструментах (исследование 2015 года, опубликованное в журнале «PLOS One»).

Однако нейрофизиологические отличия наблюдались как у музыкантов с «абсолютным слухом», так и у обычных людей, которые просто профессионально занимаются музыкой.

Более того, оказалось, что изменения более выражены у тех, кто играет на инструментах с детства, чем у тех, кто сравнительно недавно освоил это занятие (исследование 2021 г. опубликованное в «Journal of Neuroscience»). То есть скорее занятия музыкой приводят к функциональному изменению мозга. Эти изменения – не признак наличия определенного «дара».

Поэтому талант, одаренность или гениальность в психологии принято рассматривать и изучать через совокупность определенных способностей человека и степень их развития.

Виды способностей

Способности могут быть актуальными – это значит, что человек уже применяет их в своей деятельности, или потенциальными – у него есть способности, но они не развиты или не применяются. Например, менеджер по продажам знает, что у него есть способности к рисованию, но он не пишет картины.

Даже когда-то актуальные способности можно утратить, если не развивать их и не применять на практике.

Стадии развития способностей или как формируется талант

В зависимости от того, насколько развиты те или иные способности, они могут иметь несколько уровней: задатки, одаренность, мастерство, талант, гениальность.

Задатки

Это анатомо-физиологические особенности нервной системы и телесной конституции, на основе которых у человека есть та или иная предрасположенность к определенной деятельности.

Например, к задаткам относятся особенность развития слуховых анализаторов, которые позволяют лучше воспринимать звук, что важно для музыкантов. Интеллектуальные способности определяются характеристиками функциональной деятельности мозга: степенью возбудимости нервной системой, ее силой, лабильностью и пр.

Многие из задатков врожденные, но развиваются они под воздействием окружающей среды, которая может быть:

  • благоприятной для развития способностей – когда ребенку прививают любовь к знаниям, творчеству, трудолюбие и усидчивость, поощряют раскрытие его потенциала;
  • неблагоприятной для развития способностей – подавление, зависимость от оценки, сравнение ребенка с другими детьми и пр.

Неблагоприятная среда для развития

Задатки неспецифичны и не определяют, какую профессию выберет человек. Если он обладает хорошим слухом и чувством ритма, он может стать музыкантом, дирижером, музыкальным критиком, преподавателем музыки, а может стать менеджером, бизнесменом или спортсменом.

Одаренность

Это сочетание определенных задатков, которые повышают потенциальный успех в определенной деятельности. Потенциальный, потому что можно иметь музыкальную одаренность, но, если человек ни разу не брал в руки инструмент, потому что жил в семье математиков, он скорее всего не сможет проснуться и написать симфонию. Зато он сможет стать преподавателем математики.

К примеру: отец Н. Паганини часами заставлял его изучать гаммы и тренироваться, чтобы развить его одаренность, только тогда она «перешла» на следующий уровень – мастерство.

Мастерство

Это достижение человеком совершенства в какой-либо деятельности, то есть фактически полное развитие способностей, которые необходимы для успешного выполнения задачи. Это выражается в наличии необходимых умений и навыков, а также в способности применять их и находить способы решения проблемы в конкретной сфере, где человек является мастером.

Мастерство

Талант

Талант – это не только задатки, развитые до уровня одаренности и достигнутое мастерство в своем деле. Это еще и способность находить принципиально новое: новые решения проблемы, новые формы выражения.

Не существует «базового» набора способностей, которые необходимы для того, чтобы быть талантливым в определенной сфере. Например, считается, что для занятия творчеством нужно хорошее воображение и память. Но среди талантливых писателей были и те, кто с трудом запоминал какие-то вещи. Можно быть глухим, но при этом быть талантливым композитором.

Благодаря способности мозга компенсировать недостающие качества, человек может добиваться успеха. Например, у него может быть плохая память, но хорошо развитая сила воли, усидчивость, внимательность.

Гениальность

Это высшая форма таланта. Гением считается тот, чья деятельность внесла значительный вклад в эпоху, культуру, науку, искусство. При этом гениальность часто проявляется в каком-то одном направлении. Например, гениальный музыкант может быть бездарным математиком. А гениальный новатор в области технологий или бизнеса – плохим оратором или писателем.

Уровни развития способностей

Как развить свои таланты или где искать гениальность

В обществе сложился стереотип, что все люди делятся на талантливых и посредственных. Талантливый должен в 4 года написать симфонию или обладать феноменальными спорностями в каком-то деле. Удел остальных – повседневная работа и «синицы в руках».

И из-за этого стереотипа страдают как условные «гении», так и условные «неудачники». Поскольку если ребенку с детства внушают, что он одарен, у него:

  • появляется страх ошибки;
  • формируется болезненный перфекционизм;
  • не развивается способность к адекватной критической оценке результатов своей деятельности;
  • нарушаются социальные связи (из-за мифа о том, что «гению все дозволено»).

Страдают также и те, кого называют «обычными», поскольку у них изначально есть навязанная обществом установка, что они не достигнут выдающихся результатов.

Можно ли «предсказать» успешность по таланту

В реальности многие «одаренные дети» растрачивают свой талант и не достигают ничего выдающегося, не остаются в истории. А дети, которых изначально считали бездарными, зачастую проявляют небывалые способности, совершают открытия и кардинально влияют на культуру, в которой живут (в том числе и даже после своей смерти).

Классический пример того, как окружающие недооценивают детей – А. Эйнштейн, которого не хотели принимать в школу, потому что считали тугодумом и даже подозревали у него задержку в развитии.

А. Эйнштейн

Позиция, что талант «либо есть, либо нет», с одной стороны, позволяет верить, что если не дано, то и не нужно пытаться. С другой, у людей остается надежда, что в какой-то период жизни они вдруг обнаружат одаренность в чем-то и сразу сотворят нечто гениальное, получат общественное признание.

Этот миф подкрепляется феноменом, который в психологии называется «Ошибка выжившего» – истории внезапного успеха затмевают истории о том, как много других людей добились своих целей путем труда и постоянного самосовершенствования.

Как «найти» свои таланты

Чтобы раскрыть свои таланты, нужно в первую очередь оценить задатки и способности, которые есть. Например, ответив себе на несколько вопросов:

  • в чем я лучше других?
  • что у меня получается легко и приносит удовольствие?
  • с какими проблемами окружающие чаще всего обращаются ко мне за помощью?
  • как бы близкие люди ответили на вопрос о моих способностях?
  • чем мне нравилось заниматься в детстве?
  • какие школьные предметы вызывали у меня интерес?

Важной составляющей, которая влияет на поиск своих талантов, является практика. Чем больше ребенок пробует свои силы в разных направлениях, чем чаще родители поощряют его инициативу, позволяют делать самостоятельный выбор, тем больше вероятность найти себя в деле или профессии.

Человек может обнаружить у себя несколько задатков. Их нужно проанализировать и найти сферу, в которой они будут «полезны» больше всего и в этом направлении начать получать практический опыт, здания, совершенствовать навыки, совершать ошибки и учиться на них.

Практика как поиск своего таланта

От задатков до таланта и гениальности человека отделяет много лет практики и труда. Мозг обладает таким свойством, как пластичность, поэтому любой навык можно развить до уровня таланта. Не обязательно быть музыкантом, чтобы обладать абсолютным слухом, потому что способность распознавать нюансы в звучании можно развить. При этом следует учитывать, что без задатков это может потребовать больше времени и усилий.

В чем проявляется талант

Часто таланты связывают с творческими или интеллектуальными способностями, но это стереотип. Существуют талантливые организаторы, визионеры, ораторы, вдохновители. Талант может проявляться в способности быть лидером или сплачивать команду, выдвигать инновационные идеи, находить выход из критических ситуаций, когда рабочая команда заходит в тупик, подбирать гениальных сотрудников и пр.

Многие из таких способностей позволяют добиться профессиональных и материальных успехов даже больше, чем музыкальные или математические способности. Например, в 2018 году было проведено интересное исследование, результаты которого были представлены ArtNet.

Благодаря ФМРТ головного мозга было установлено, что люди «творческих профессий», выполняя определенную деятельность за гарантированную плату испытывали меньше удовольствия от работы (измерялся уровень дофамина). А когда точно такую же работу они делали, зная, что за нее не заплатят, уровень дофамина был значительно выше, то есть они могли получать удовольствие от процесса.

Чтобы достигнуть мастерства в своем деле, важно понимать и развивать свои способности. В то же время, наличие таланта не гарантирует финансовый и социальный успех.

Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три. Поддержите наш проект - оформите подписку!
Потапова Алёна

Директор по развитию
Население
8168203528
Умерли за год
52311090
Родились за год
128694540