11:48
Пробки:   1
$
99.0180
104.5016

Психология личности

Психология личности

Содержание

Психология – это наука, направленная на изучение человека, его психических свойств, поведения, мышления, потребностей, отношений с теми, кто его окружает. Несмотря на то, что эта наука охватывает множество тем, начиная от страхов и комплексов и заканчивая желаниями и воображением, центральным остается сам человек, как личность, которую психология стремится познать, предугадать ее поступки и понять мотивы.

Что значит термин «личность»? Чем сознание отличается от психики и есть ли в психологии понятие «душа»?

Что такое личность

Предмет психологии

Если рассматривать человека, как отдельного представителя Homo sapiens – к нему применяется понятие индивид. Этот термин отражает биологическую составляющую:

  • возраст;
  • половую принадлежность;
  • особенности строения и пропорций тела;
  • нейродинамические свойства мозга.

Это все то, что заложено в человеке природой, а еще то, что отличает его от животных, например, более сложная структура мозга. На основе индивидуальных биологических особенностей формируются такие врожденные свойства, как задатки и темперамент.

Каждый человек является индивидом. Но каждого ли можно назвать личностью? Иногда про какого-то индивида говорят – «Он настоящая личность», «У него такая интересная личность», «Я не переношу его на личностном уровне».

С точки зрения психологии, личность – это субъект социальных отношений, человек, который способен к сознательной деятельности.

Личность – это конкретный человек, который имеет свои характерные особенности, мировоззрение, темперамент, способности, он получил определенный жизненный опыт и сформировал свою систему ценностей и желаний.

Все эти особенности проявляются в деятельности и в общении с другими людьми, потому что личность – это всегда субъект определенных социальных связей. У нее есть свои роли и свое жизненное определение: «Я как ребенок своих родителей», «Я как партнер в отношениях», «Я как профессионал в своей сфере», «Я как родитель для своих детей», «Я как фанат спорта» и пр.

Все эти определения являются частью личности только в том случае, если продиктованы ее нравственной направленностью, жизненной позицией и имеют для нее значение.

Что входит в понятие «личность»

Что такое личность

Личность выражается в том, что в ней отражаются:

  • природные задатки – человек с абсолютным слухом будет отличаться, от того, кто вообще не способен к пению;
  • темперамент – например, холерик будет восприниматься окружающими иначе, чем флегматик, и реагировать на проблемы будет по-разному;
  • мотивация – окружающие воспринимают личность в зависимости от того, к чему она стремится: один человек при абсолютном слухе пытается победить на конкурсе Чайковского, а второй, обладая такими же способностями, страдает зависимостью от алкоголя и ни к чему не стремится;
  • характер – одна личность может обладать сильным характером, быть уверенной в себе, тогда как другая подвержена комплексам и бесконечному самобичеванию;
  • волевые способности – умение преодолевать себя, внешние обстоятельства и достигать поставленной цели;
  • чувства – на них основывается то, как личность выстраивает отношения с окружающими.

Сочетание всех этих качеств в итоге и формирует личность. На этом строится его индивидуальность. И благодаря тому, что она отражает так много факторов, каждый человек уникален и не похож на другого.

Даже однояйцевые близнецы, как личности, будут разными.  Несмотря на то, что у них одинаковая природная «база», то есть как индивиды они, казалось бы, идентичны несмотря на то, что они выросли в одних условиях, их индивидуальность отличается, потому что они пережили разный жизненный опыт и по-разному на него реагировали.

Поэтому попытки помочь советом другому человеку часто не приносят результата. Тот, кто советует, исходит из своего опыта, жизненной позиции и способностей. Но это еще не значит, что они подойдут другой личности.

Психика и сознание: в чем разница

Эти понятия не являются синонимами, но между ними есть тесная взаимосвязь. Психика – это способность живой высокоорганизованной материи отражать реальность, регулировать внутренние процессы организма и свое поведение во внешнем мире.

Психика управляет поведением человека, его физиологическими реакциями, инстинктами, рефлексами. Она помогает отражать реальность. Благодаря психике человек может воспринимать мир вокруг и действовать исходя из внешних сигналов.

Структура психических явлений

Психика включает в себя:

  • психические процессы – ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение, внимание, чувства, эмоции, волю;
  • психические состояния – тревогу, стресс, страсти, влечения, инициативность и пр.;
  • психические свойства личности – мотивы, интересы, характер, идеалы, систему ценностей, одаренность и пр.;
  • психические образования – знания, умения, навыки и привычки, то есть все то, что человек приобретает в процессе жизни.

Психика и отдельные ее свойства есть не только у человека. Все животные обладают психикой, разница лишь в том, насколько она у них развита.

Например, животное тоже может испытывать стресс, любопытство, у него есть рефлексы, инстинкты, даже некоторые психические процессы: ощущение (тепло или холодно, больно или приятно), восприятие (зрительное, слуховое, тактильное), внимание (услышав звук, животное поворачивает голову к источнику) и пр.

Человека от животного отличает наличие сознания – высшего проявления психики.

Что такое сознание

Сознание – это поток непрерывных образов и мыслей, которые всегда активны. Человек, который «потерял сознание» буквально выключается, он не управляет своим поведением.

Но психика при потере сознания продолжает работать: поддерживать деятельность организма, рефлекторно отвечать на боль, дискомфорт и пр. Но в такие моменты человек реагирует, только если есть какой-то внешний раздражитель.

Когда активно сознание, личность может действовать исходя из внутренних мыслей, решений, желаний. При этом сознание развивается, только если человек живет в обществе, то есть взаимодействует с другими людьми.

Благодаря сознанию человек воспринимает получаемую информацию критически, может ее фильтровать, принимать или нет, отражать и преобразовывать, оценивать исходя из своего мировоззрения, идеалов, целей.

И только сознание способно давать нам ответы на такие вопросы, как: «Кто я есть?», «Что я из себя представляю?», «В чем смысл того, что я делаю?», «Я поступаю хорошо или плохо?». Сознание включает представления человека о самом себе и позволяет критически оценивать результаты своей деятельности.

В сознании концентрируется все, что человек осознает в данный момент, его мысли, цели, желания, о которых он знает, эмоции, которые замечает в себе, переживания, знания, воспоминания, о которых он думает.

Но человеческая психика не ограничивается одним лишь сознанием, которое либо «включено», либо «выключено».

Структура психики

Структура психики (по теории З. Фрейда)

З. Фрейд помимо сознания выделял такие структуры, как:

  • Предсознание.

Это скрытое знание, мысли, идеи, потребности, воспоминания, на которых человек сейчас не обращает внимание, не думает о них, но, если захочет, то он может их «извлечь», как бы подсветить сознанием, и они сразу станут явными.

  • Бессознательное.

Это глубинное, скрытое так сильно, что человек даже не знает о его существовании, не может или не хочет обращать на него внимание, вытесняет – это инстинкты, влечения, неосознаваемые побудители деятельности, комплексы, подавленные страхи.

Согласно теории Фрейда, бессознательное может давать о себе знать в сновидениях, в виде оговорок, ошибочных (случайных) действий или невротических симптомах.

Например, человек встречает гостей, которых терпеть не может, и вместо того, чтобы сказать: «Как я рад, что вы пришли», он оговаривается: «Как я рад, что вы ушли». Другой пример: в одном из своих публичных выступлений Г. Зюганов сказал: «Нас поддерживают несколько миллионов рублей», хотя должен был сказать вместо «рублей» – «людей».

К. Юнг выделял в структуре психики:

  • сознание;
  • личное бессознательное (аналогичное бессознательному по З. Фрейду);
  • коллективное бессознательное – оно едино для общества в целом и наполнено культурным кодом, архетипами, образами, символизмом.

Все, что за пределами сознания

Моторная память

На самом деле люди намного чаще делают что-то неосознанно, чем осознанно. Это может проявляться не только в оговорках. Например, когда человек слушает музыку, он может постукивать пальцами по столу и даже не замечать этого, пока ему кто-то не скажет. Тогда он обратит свое сознание на то, что делает.

Музыкант может исполнять какую-то мелодию «на автомате», за счет мышечной памяти. Он будет помнить эту мелодию даже в крайней форме деменции, когда сознание уже полностью утрачено. Человек часто не осознает свою мимику. Например, что он хмурится, хотя уверен, что у него хорошее настроение. Спортсмен рефлекторно поймает летящий в него мяч, и только потом осознает, что держит его в руках.

Но есть еще одна форма проявления психики, которая «не укладывается» ни в сознание, ни в предсознание, ни в бессознательное. Это, так называемые, «надсознательные процессы»: внезапное озарение, инсайт, вдохновение.

Инсайт

Например, человек долго и сознательно пытался решить какую-то задачу или вспомнить что-то. Не добившись желаемого результата, он оставляет эту затею и занимается другими делами. Но в какой-то момент он ударяет себя по лбу, потому что его «осенило». То есть задача решалась без участия его сознания.

Надсознательные процессы связаны с интуицией, прогнозированием исхода той или иной ситуации, нахождением кардинально нового решения, после которого кажется, что ответ был очевидным, но сознание его упорно не находило.

Таким образом личность – это не только характер, потребности, желания человека. Это его инсайты, неосознаваемые мотивы, вытесненные страхи, тревоги, которые тем или иным образом влияют на то, как он мыслит, чувствует и поступает. Личность проявляться тогда, когда она взаимодействует с миром и другими людьми.

Преподаватели знают, что вопрос правильной постановки цели выходит за рамки учебной программы и что умение это делать свидетельствует о новом, достойном внимания поведения личности как о результате всего процесса обучения. Поддержите наш проект - оформите подписку!
Потапова Алёна

Директор по развитию
Население
8168206498
Умерли за год
52313124
Родились за год
128699544