Психология стресса
Слово «стресс» уже прочно вошло в жизнь современных людей. И большинство стремится к тому, чтобы справиться со стрессом, не учитывая при этом, что нужно справляться не с самим стрессом, а с источником, который его вызывает. Так происходит потому, что многие не знают, что такое на самом деле стресс, зачем он нужен и как «работает».
Что такое стресс
Ганс Селье
Первым термин «stress» ввел У. Кэннон, но он вкладывал в его смысл лишь поведенческую реакцию на уровне «бей» или «беги». Стресс, каким его понимают сейчас, первым начал использовать Г. Селье, который посвятил большую часть жизни изучению того, как стресс влияет на организм человека.
Стресс – это неспецифическая реакция организма в ответ на внешние или внутренние раздражители, то есть факторы, которые этот самый стресс вызывают.
Неспецифическая – значит универсальная. То есть физиологическая и психологическая реакция будет одинаковой, независимо от того, что послужило причиной возникновения стресса.
Факторы, которые вызывают стресс:
- неблагоприятные физические воздействия – экстремальные температуры, травмы, ощущение боли, усталости;
- ситуация опасности – на все, что вызывает страх, человек будет реагировать стрессом: нападение хищника, несущийся на человека автомобиль, кричащий начальник, угрожающий увольнением;
- социальные опасности – унижение, насмешки, критика, вербальная и невербальная агрессия;
- «воображаемые» угрозы – когда люди слушают новости, следят за падением рубля, думают об уровне инфляции они сталкиваются со стрессом, потому что только представляют, чем это может грозить их безопасности и стабильной жизни.
Все животные испытывают стресс в момент опасности. Но только человек испытывает стресс еще и когда только представляет эту опасность.
Влияние стресса на организм
Признаки стресса
На самом деле испытывать стресс – это не хорошо и не плохо, это нормальный способ адаптации организма к меняющимся условиям. Стресс будет возникать только тогда, когда адаптация требует значительных энергетических затрат, то есть человек сталкивается с чем-то, что вызывает у него трудности.
Поэтому разные люди испытывают стресс в разных условиях. Например, для одних стрессом будет пройти по высокому качающемуся мосту. Но для людей, которые делают это каждый день, прогулка по мосту не вызовет стресса.
Когда человек испытывает стресс, в организме повышается уровень определенных гормонов: кортизола, адреналина, норадреналина и пр. Одни системы находятся в угнетенном состоянии, например, пищеварительная и иммунная. Так происходит, потому что организм перераспределяет ресурсы и направляет энергию на «борьбу» с фактором, который этот стресс вызвал.
Учащенное сердцебиение, прилив крови к конечностям, повышенная восприимчивость и внимание, увеличение скорости реакции – все это позволяет убежать или напасть на опасность. В этом плане стресс полезен и призван помогать выживать.
Стадии стресса
Стадии стресса (по Г. Селье)
Стресс развивается и формируется поэтапно и в идеале должен быть завершен на второй стадии. Однако в современной жизни многие люди проходят все 5 стадий:
- Стадия 1: тревога.
Она наступает в момент, когда человек столкнулся с реальной или воображаемой угрозой: увидел, что на него несется автомобиль, узнал, что его увольняют, узнал об аудиторской проверке, услышал в новостях о крушении самолета и пр.
Это стадия шока, когда организм замирает, а психика пытается принять случившееся.
- Стадия 2: активизация.
Наступает ответная реакция организма: он мобилизует свои физические и психологические способности для того, чтобы реагировать на угрозу. По «задумке» эволюции на этом этапе животное или человек должны решить проблему, с которой столкнулись. Например, убежать от хищника или победить его.
- Стадия 3: адаптация.
Если проблема не решается, и угроза продолжает воздействовать на человека, он к ней адаптируется и живет в постоянном, то есть хроническом стрессе: продолжает думать о курсе валют, об инфляции, о том, что его вот-вот могут уволить, или работает без выходных, чтобы закрыть срочный проект.
Если организм находится в нормальном состоянии, то какое-то время у него есть ресурсы, чтобы функционировать в состоянии длительного стресса.
- Стадия 4: истощение.
Из-за повышенных энергозатрат у организма больше не хватает сил поддерживать себя. Человек ощущает эмоциональное выгорание, хроническую усталость, у него ухудшается память, внимание, концентрация, он начинает совершать ошибки.
Происходит расстройство эмоциональной сферы – безразличие, апатия, вспыльчивость, раздражительность, внезапные приступы плача.
- Стадия 5: болезнь.
При продолжительной жизни в состоянии стресса обостряются хронические заболевания, снижается иммунитет, человек постоянно болеет.
Классификация стресса
Виды стресса
В зависимости от источника воздействия, стресс может быть:
- физиологическим – это экстремальные изменения внешней среды, которые негативно влияют на физическое состояние человека;
- психологическим – влияет на переживания, то есть вызывает страх, обиду, горе, чувство потери, чувство повышенной ответственности за себя, за близких, сложности в достижения цели.
Одним из самых распространенных в современной жизни является информационный стресс. Он наступает либо при нехватке информации, либо при ее переизбытке.
На психику человека влияет «информационный шум», который он не может контролировать:
- общение с большим количеством людей, в том числе взаимодействие со случайными прохожими, нахождение в толпе, пробках;
- сообщения и посты в соцсетях, которые человек постоянно просматривает;
- получение множества прогнозов будущего, которое может и не наступить;
- новости, реклама, мелькающие билборды;
- сплетни, жалобы знакомых и рассказы об их проблемах.
В итоге психика человека работает в режиме постоянного стресса, потому что реагирует не только на реальные проблемы, но и на мысли о них, старается переработать и структурировать множество внешних стимулов. Появляется тревожность, усталость, раздражительность.
Проблема в том, что у человека нет способов, чтобы адаптироваться к информационному потоку. Он на него реагирует, но сделать ничего не может, потому что невозможно «убежать» или «сразиться» с угрозой увольнения, новостями об инфляции и пр.
Факторы, вызывающие стресс
«Почему у зебры не бывает язвы желудка»
Так в оригинале называется выдающаяся книга Р. Сапольски о стрессе. В русскоязычном переводе она звучит просто «Психология стресса».
На самом деле да, в большинстве случаев животные, если находятся в привычной для себя среде обитания, не страдают язвой желудка, депрессией, неврозами, ишемической болезнью сердца, эмоциональным выгоранием и прочими заболеваниями, которые так распространены среди людей.
Многие врачи говорят, что провоцирует такие расстройства стресс. Но животные тоже постоянно его испытывают. В чем причина этого несоответствия?
Дело в том, что существует 2 вида стресса: эустресс и дистресс. И понять их разницу можно на примере простой, среднестатистической зебры. Она не ходит на работу, но ей каждый день нужно спасаться от опасностей.
Когда зебра видит хищника, ее организм переживает сильнейший стресс, с выбросом гормонов, учащенным сердцебиением и пр. Все это дает ей достаточный запас энергии, чтобы убежать от опасности или сразиться с ней, чем зебра и занимается.
Момент между шоковой стадией от того, что зебра заметила льва и до момента, когда она убежала от него – очень короткий. Если она спаслась – то ее стресс заканчивается. Если нет – ее съели, но стресс все равно закончился.
Проблемы со здоровьем, которые у человека вызывает стресс в том, что он не зебра. И его «бегство от льва» не прекращается. Стрессовые факторы влияют на него длительное время, он не может справиться с начальником, который каждый день ввергает его в состояние стресса.
Почему у зебры не бывает язвы желудка
"Хороший" и "плохой" стресс
Эустресс – это то, что нужно организму не только зебры, но и человеку. Это первые 2 стадии стресса – шок и активация, которые позволяют преодолевать трудности, которыми наполнена жизнь, выходить из зоны комфорта, ставить более сложные задачи, реализовывать свой потенциал.
Если в жизни не хватает эустресса, человек ищет его источники: прыгает с парашютом, смотрит фильмы ужасов, чтобы испугаться, при этом получить удовольствие от преодоления. Это укрепляет нервную систему и делает ее более адаптивной в реальной жизни.
Простой пример эустресса: студент пришел на важный для него экзамен и оказался в ситуации стресса. Его память, ораторские способности и сообразительность мобилизовались, он вспомнил даже то, чего не знал и блестяще справился с заданием. И получил награду, ощущение удовольствия, гордости, уверенности в себе.
Чем больше в жизни ситуаций успешного преодоления трудностей, тем человек становится более смелым и уверенным в своих силах, и тем с большей готовностью берется за более сложные задачи.
Дистресс наступает на 3 и последующих стадиях стресса. Это длительное нахождение в сложной ситуации или поражение, неспособность преодолеть трудности. Это нескончаемые мысли о проблемах, прошлом, будущем, тревоги, сомнения, работа с токсичными людьми, высокий уровень информационного шума, взятие на себя излишней ответственности пр.
У каждого человека свой уровень стрессоустойчивости. Он зависит от соответствия внутренних ресурсов и внешних трудностей. Если ресурсов больше, то наступает скука, рутина, ощущение отсутствия смысла жизни и поиск «приключений». Если ресурса меньше, то хроническая усталость, заболевания и выгорание.